НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 46 шт.

Частушечно-инструментальная форма «Страдания с продолжением»

Носители

Район

Лев Толстовский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство.

Тип действия

Популяризация

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН

       Одним из главных ритмов традиционной культуры, организующих жизнь человека, является чередование будней и праздников. Музыкальное наполнение будней составляют жанры, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью. В праздничную сферу вовлекаются многие жанры и формы местных музыкально-фольклорных традиций: лирические, хороводные, застольные, различные типы частушек и инструментальные наигрыши.
         Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
         Частушечные формы как жанр зарождаются в середине XIX века. По мнению ученого Лазутина С.Г., их появление было вызвано формированием новых принципов художественного отражения жизни, в частности, реализма. Поэтому одним из основных признаков частушки «наряду с краткостью, безграничным тематическим диапазоном и экспромтностью является ее реалистичность».
      Исследователь Н.П. Колпакова, анализируя русскую частушку, выделяет четыре ее типа. К третьему типу частушек исследователь относит «страдания» – жанр, «обладающий своей особой суммой тематических и стилевых особенностей, который так же четко выделяется из общей массы частушечного творчества». У термина «страдания» два значения: переживать сильные эмоции и исполнять частушки-«страдания» в паре с подругой или гармонистом. Композиционное строение «страданий» – рифмованные попарно двустишия на типичной частушечной основе четырехстопного хорея. Основное содержание – любовная лирика, наряду с которой также затрагиваются социальные и семейно-бытовые мотивы.
В зависимости от композиции «страдания» бывают короткие, простые – это двухстиховые формы; «страдания» с повтором – те же, но с точным повторением текста; «страдания» с припевками – на основе текста из двустишия и четверостишия. «Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области. Чаще всего «страдания» исполняются на Святки и Масленицу. По композиции это простые страдания, двухстрочные с припевными словами: «а на- тира-на-трина-тина-на-на».

Я на улицу, а мать следом,
Не гуляй, дочка, с соседом.

Куда пашел, кривоногай,
Воротись не той дорогой.

Мил играет на баяне,
Чтобы слышно в Лебедяне.

Как услышу я гармонью,
Обольется сердце кровью.



В регионе принимаются меры по сохранению, развитию и популяризации жанра «страданий».


Литература:

1. Колпакова Н. П. Типы народной частушки //  Русский фольклор. М.; Л., 1966. Вып. 10.
























Исполнительница из с. Золотуха Воеводина Т.И. (1929 г.р.) Фотоархив методического кабинета МУК Лев-Толстовский поселенческий центр
Исполнительницы из с. Золотуха Т.И. Воеводина (1929 г.р.) и З.А. Попова (1929 г.р.). Фотоархив методического кабинета МУК Лев-Толстовский поселенческий центр.
Видеозаписи