НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Наигрыш "Елецкие страдания".

Носители

Район

Елецкий район / Долгоруковский район / Задонский район / Измалковский район / Краснинский район / Липецкий район / Становлянский район / Тербунский район

Нас. пункт

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН

   

 В начале ХХ века сельские территории современной Липецкой области находились под большим влиянием городской культуры, чем соседствующие регионы. В связи с этим преобладание инструментально-вокальных традиций здесь ощущается явственнее, и в составе жанров музыкального фольклора Липецкой области в настоящее время занимают лидирующую позицию. Инструментально-вокальные формы исполняются на елецкой рояльной гармошке, которая является самым распространенным музыкальным инструментом в регионе. Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой - пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).
      Каждый мастер играет «на роялке» в своей индивидуальной манере. Гармошки в те времена, когда их можно было еще изготовить на заказ, «строились» под голос и манеру будущего владельца. Потомственный гармонист А.И. Матюхин (1929-2007) говорил: «Каждый гармонист в своей игре показывает свой характер так же, как и люди в разных сёлах разговаривают на своём диалекте, так и игра на гармошке, если бы всё было одинаково, какой интерес, кому понравится». «Есть гармошка музыкальная, а есть «крикуха», она хорошая, звонкая гармонь, а вот жалости в ней нет. Есть музыкальная: тронь планки – она плаче».
    Яркий и уникальный по структуре наигрыш «Елецкие страдания», исполняющийся на елецкой рояльной гармонике, характеризует традицию Липецкой области в целом и выделяет локальную традицию Елецкого, Измалковского, Краснинского, Задонского, Липецкого, Тербунского, частично Долгоруковского районов. Здесь в особых ситуациях наигрыш исполнялся гармонистом сольно – при возвращении домой с гулянья либо от любимой девушки. Иногда сопровождался припевками.

   В основе наигрышей лежат специфические исполнительские приемы. В Липецкой области в указанных районах наигрыш имел разное название: «К ней», «От ней», «Елецкие страдания» или «Елецкого», длинные страдания, "цуканские" страдания (наименование зафиксировано в Задонском районе). В основе собственно инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени. Впервые наигрыши «Елецкие страдания» были записаны профессором В.М. Щуровым в экспедиции 1964 году. Гармонисты на гулянье и после гулянья своих ухажёрочек под особые наигрыши провожали - «К ней» и «От ней»: «К ней идёшь веселисси, ани и пальцы ловка перебирають, а ат ней уш грусна, и наигрыш такой-та - плавнея».

      В селах Елецкого и Задонского районов страдания «От ней» называют «Заревая»: «от ней» идет на заре, значит Заревая». Мужские страдания, «К ней» и «От ней», обязательно сопровождаются припевками соответствующего содержания, которые исполнял сам гармонист:

Милка моя, выйди, выйди,
Я пришел тебя увидеть,
Ох, я- я, я-я, ох,
или
На заре кричали гуси,
А я вышел от Маруси,
А, я-я, я-я.

  Проведенный автором статьи «Принципы и приемы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») Е.М. Петровой анализ акцентно-ритмической организации и композиционной структуры наигрыша под воздействием функции выявил их отличительные детали. «Елецкие страдания от ней» исполняются в особой «игровой позиции». Это так называемая игра «на нижних» в более сдержанном темпе с намеренной задержкой на отдельных тонах. При сопоставлении различных записей наигрыша (более 30 образцов) выявляются возможности и закономерности развития инструментальной игры в зависимости от мастерства исполнителя: от воспроизведения универсальной модели традиционного наигрыша к усложненным и различающимся в стилевом отношении вариантам и, наконец, к индивидуальной исполнительской импровизации, отличающейся свободой и виртуозностью. В основе собственно инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный вариативный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени [3].
Модель ритмо-гармонического периода: S-T-D-T|S-T-II-T-D|T-T
       В целом в звучании наигрыша проявляется тяготение к чередованию устойчивого и неустойчивого созвучий в определенном ритме. При этом наиболее стабильной частью инструментального периода выступает начало и каденционный оборот, которые обеспечивают узнаваемость наигрыша в ситуации значительной переработки аккордово-гармонической фактуры. Чем выше исполнительский уровень гармониста, тем богаче палитра используемых им средств. Выбор различных приемов определяется не только личным опытом, но и традицией, становясь, таким образом, показательным признаком локального стиля. В среде народных музыкантов владение наигрышем «Елецкие страдания» является показателем высокого уровня исполнительского мастерства, опыта и статуса гармониста.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в 2015 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкие страдания».


Литература:
1. Бессонова (Петрова) Е. М. Этнографический аспект бытования Елецкой рояльной гармоники на территории Липецкой области // Этнография Центрального Черноземья России. Сб. науч. тр. Воронеж: Истоки, 2007. Вып. 6. С. 54–60.,
2. Бессонова (Петрова) Е. М. Елецкая рояльная гармоника. Особенности бытования и исполнительства // Материалы международной науч.-практич. конф., проводимой в рамках IV московского Международного фестиваля «Гармоника – душа России». Современные проблемы сохранения и развития традиций игры на гармонике, баяне и аккордеоне в России и в Мире. М., 2006. C. 15–19.,
3. Новосельский А. А. Очерк по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 47 с.
4. Петрова Е. М. Принципы и приёмы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») // Отечественная этномузыкология: Материалы Международной науч. конф., 30 сентября – 3 октября 2010 г. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Мехнецова К. А., Подрезова С. В. (отв. ред.) и др. СПб., 2011. Т. 2. С. 274–295.,
4. Петрова Е. М. Исполнительский стиль гармонистов-рояльщиков в Усманском районе Липецкой области // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования. Материалы Четвертой международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 75). С. 92–109.


Гармонист А.И. Корольков (1942 г.р.) Липецкий район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Гармонист П.В. Ивлев (1940 г.р.) Липецкий район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Гармонист В.И. Молчанов (1947 г.р.) г. Елец. Фото В.А. Юрьев 2015 г.
Гармонист А.Г. Первеев (1941 г.) Задонский район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Гармонист П.И. Арзамасцев (1946 г.р.) Краснинский район. Фото В.А. Юрьев 2014 г.
Н.И. Гуляев (1941 г.р.) Долгоруковский район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Гармонист П.В. Ивлев (1940 г.р.) Липецкий район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Гармонист А.И. Корольков (1942 г.р.) с учеником, Липецкий район. Фото В.А. Юрьев 2013 г.
Видеозаписи