Исполнительское искусство (пение)
Тип действия Формы жанровых направлений ОНН Краткое описание ОНКН
К поздним жанрам песенно-инструментального фольклора относится частушка, имеющая на территории верхнего Подонья много разновидностей, а также инструментальные наигрыши целиком и полностью взаимодействующие с частушкой. Предположительно на Липецкой земле местная частушка сложилась под воздействием инструментария и во взаимовоздействии с ним. Известно, что гармонь появилась в России в 30-х годах XIX века. Балалайка приблизительно к тому же времени приобретает трёхструнную конструкцию, позволяющую играть гармонические последовательности. В то же время липецкая локальная частушечная форма имеет несомненную генетическую связь с традиционными песенными жанрами.
В музыкальном фольклоре Добровского района наиболее популярны страдания «Канарейка». В настоящее время страдания бытует в селах Каликино, Гудово, Замартынье и Волчье. До настоящего времени в селах существуют фольклорные ансамбли, которые являются постоянными участником различных областных фестивалей и конкурсов. Фольклорно-этнографические экспедиции проводились в Добровском районе неоднократно. В 60-80-е годы ХХ века музыкальная традиция была в «живом» бытовании, что подтверждают архивы экспедиции РАМ им. Гнесиных [1]. Хотя частушечные формы были записаны в единичных образцах. Период активных исследований частушечных форма Добровского района можно выделить с 1989 г. – 2014 г., кафедрой «Этномузыкология» ВГАИ, исследователем К.Л. Иващенко, специалистами ОБУК «ОЦКНТ».
Особенностью исполнения практически всех частушек в селах Добровского района является высокая тесситура звучания. «Канарейка» - частушечная форма с хоровым подхватом, исполняющаяся в умеренно-быстром темпе, либо статично, либо во время шествия по селу. Композиция частушки строится на двух повторенных музыкальных построениях этой схемы. Специфика этой частушечной формы заключена в мелодической линии вокальной партии, имеющей особое ритмическое строение. Название «Канарейка» связано с названием птички, по мнению исследователей европейский бальный танец XVI века «Канари», пришедший в Европу с Канарских островов, как и канарейка (птица), в XVIII в. в России ассимилируется с плясовым народным наигрышем. Интерес русского народа к иностранной культуре, проявившийся в исполнении поздних танцев (Краковяк, Тустеп, Подъэспань) проявились в возникновении «Канарейки» на русской территории [3, 46-47].
В тексте частушки первое поэтическое четверостишие обязательно исполняется с зачином «Канарейку распевала…» или «Канарейку надо ладить», «Канарейку разливную…», что также закрепляет название страданий. Для данной формы характерен определенный инструментальный наигрыш и 4-х строчная вокальная партия. Исполнительские озабоченностью страданий является исключительная игра на инструменте мужчинами и исполнение в высокой тесситуре женщинами. Страдания «Канарейка» исполняется в умеренном-быстром темпе, либо статично, либо во время шествия по селу. Маркером «Канарейки» является определенны инструментальный наигрыш, а также 4-х строчная вокальная форма любовно-лирического содержания. Варианты страданий Добровского района представляют собой вокально-инструментальную форму, обе партии автономны, равнозначны по отношению друг к другу и взаимодействуют между собой по определенным законам [3, 48].
Вокальная партия представлена, как правило, представлена сольным запевом и хоровым подхватом, причем хоровой подхват не является типичным именно страдания, а отражает певческую традицию очага сел Каликино, Гудово, Крутое, Делеховое, а также с. Замартынье. В последнем селе данная форма поется с припевом «Стежки-дорожки, дальняя степь, ножки потерла железная цепь». Данный припев появился в связи с исполнением страданий «Канарейка» к 60-летию Великой Победы с военными текстами, припев был придуман местными исполнительницами сестрами Н.В. Прохоровой и М.В. Голиковой. Стих страданий – рифмованный, равномерно-акцентный, рифмуются первая и третьи, вторая и четвертая строки [3, 49]. Об уникальности исполнения говорит сам текст частушки:
"Канарейку нада ладить, /а идеже голос брать,
/а не ладить, зачем гадать, /канарейку распевать".
По заказу областного центра культуры г. Липецка и при поддержке ГРДНТ им. В.Д. Поленова в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Страдания Канарейка».
Литература:
1. Архив отдела ТНК ОЦКНТ.
2. Богина Е.Г. О соотношении вокального и инструментального в южнорусской частушке: На примере вокально-инструментальных традиций Липецкой области. Сб. Фольклор: современность и традиция. Материалы Третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой. – М., 2004. – С. 104 – 112.
3. Иващенко К.Л. Народное исполнительство на Верхнем Дону. Сб. Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в рамках проведения IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах). 22 – 24 апреля 2009 года. – В 2 ч. – Часть I (фольклор)./Редактор-составитель Ю.Г. Ханжов. – Махачкала, ИВЦ ДГПУ, 2009. – С. 44-54.
4. Иващенко К.Л. Развитие песенной традиции верхнего Подонья в местных частушечных формах. Сб. Фольклор и литература: проблемы изучения. Пухова Т.Ф. (ред.) Сборник статей – Воронежский государственный университет, 2001. – 300 с.
5. Фольклорный ансамбль «Птахи» из села Волчье Добровского района Липецкой области/сб. Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербургская консерватория, 30 сентября – 3 октября 2010 года/ Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.); Мехнецова К.А., Подрезова С.В. (отв. ред.) и др. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011.