К поздним жанрам песенно-инструментального фольклора относится частушка, имеющая на территории верхнего Подонья много разновидностей, а так же инструментальные наигрыши целиком и полностью взаимодействующие с частушкой. Известно, что гармонь появилась в России в 30-х годах XIX века. Балалайка приблизительно к тому же времени приобретает трёхструнную конструкцию, позволяющую играть гармонические последовательности. Предположительно на Липецкой земле местная частушка сложилась под воздействием инструментария и во взаимовоздействии с ним. В то же время местная частушечная форма имеет несомненную генетическую связь с традиционными местными жанрами. В настоящее время страдания «Канарейка» бытует в селах Каликино, Гудово, Замартынье и Волчье. До настоящего времени в селах существуют фольклорные ансамбли, которые являются постоянными участником различных областных фестивалей и конкурсов.
Особенностью исполнения частушек в селах Добровского района является высокая тесситура звучания. По сведениям фольклорно-этнографических экспедиций проведённых с 1989г. – 2000 г. кафедрой «Этномузыкология» ВГАИ и с 2009 г. до настоящего времени Областным центром культуры и народного творчества страдания «Канарейка» в исследуемом районе исполняется в умеренном темпе с характерным синкопированным ритмом и только женщинами. «Канарейка» - частушечная форма с хоровым подхватом, исполняющаяся в умеренно-быстром темпе, либо статично, либо во время шествия по селу. Композиция частушки строится на двух повторенных музыкальных построениях этой схемы. Специфика этой частушечной формы заключена в мелодической линии вокальной партии, имеющей особое ритмическое строение.
Название «Канарейка» связано с обязательным исполнением первого поэтического четверостишия с зачином «Канарейку распевала…» или «Канарейку надо ладить». Для данной формы характерен определенный инструментальный наигрыш и 4-х строчная вокальная партия. Обе партии автономны, равнозначны по отношению друг к другу и взаимодействуют между собой по определенным законам. Вокальная партия представлена сольным запевом и хоровым подхватом. В селе Каликино возможен вариант исполнения только с сольным запевом без подхвата. Частушки «Канарейка» исполняется в высоком регистре, не характерном для южных регионов. Фактура - гетерофонное 2-х голосие. Об уникальности исполнения говорит сам текст частушки:
"Канарейку нада ладить, / а идеже голос брать,
/ а не ладить, зачем гадать, / канарейку распевать".
Играют ее исключительно мужчины, а поют исключительно женщины в высокой тесситуре, подражая пению канарейки.
По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Страдания Канарейка».
Литература:
1. Богина Е.Г. О соотношении вокального и инструментального в южнорусской частушке: На примере вокально-инструментальных традиций Липецкой области. Сб. Фольклор: современность и традиция. Материалы Третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой. – М., 2004. – С. 104 – 112.
2. Иващенко К.Л. Народное исполнительство на Верхнем Дону. Сб. Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в рамках проведения IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах). 22 – 24 апреля 2009 года. – В 2 ч. – Часть I (фольклор)./Редактор-составитель Ю.Г. Ханжов. – Махачкала, ИВЦ ДГПУ, 2009. – С. 44 – 54.
3. Иващенко К.Л. Развитие песенной традиции верхнего Подонья в местных частушечных формах. Сб. Фольклор и литература: проблемы изучения. Пухова Т.Ф. (ред.) Сборник статей – Воронежский государственный университет, 2001. – 300 с.
4. Фольклорный ансамбль «Птахи» из села Волчье Добровского района Липецкой области/сб. Материалы Международной научной конференции, Санкт-Петербургская консерватория, 30 сентября – 3 октября 2010 года/ Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.); Мехнецова К.А., Подрезова С.В. (отв. ред.) и др. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2011.