НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 47 шт.

Страдания Покосная-Тягучая Добровского района.

Носители

Район

Добровский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Многоголосное пение.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН

     Страдания "Покосная/Тягучая" являются одной из самобытных форм частушечно-инструментальной традиции Верхнего Дона. Исполняются в очень медленном темпе, с большими распевами. Локализуется в кусте сёл Добровского района Липецкой области: Каликино, Гудово, Крутое, Делеховое. В названии отражена исполнительская функция частушечной формы. Название "Тягучая" бытует только в с. Каликино. Под названием "Покосная" эта форма известна в с. Гудово, Крутое, Делеховое, где данные страдания пели, когда шли на покос или с покоса, без сопровождения. «У нас в Гудаве всегда Пакосную пели: сабираются кучей, идуть на пакос, в рядок, с косами, с граблями…за руки бярутся, нарядные, чистые…» (с. Гудово Добровского р-на Липецкой области Долгополов В.М., 1949, ).  Известно, что к покосу относились как к священнодействию. Есть чётко структурируемое время начала и конца этого действия. Например, начало покоса относится к окончанию празднования Троицы, а конец - возможно на Петров день. "Да Троицы травку не скосишь касой – дед ухи паатрывает…Грех, ещё не падрасла, а после Троицы касили". (с. Преображеновка Добровского р-на Липецкой области, Косарева М.А., 1930). "Выхадили с иконами перед пакосом, малились, каса об косу стучали… Стукнули – начался пакос".…(с. Студёные выселки Липецкого р-на Липецкой области, Бессонова Р.М., 1940). Могли за несколько дней до Троицы делать "закос". Второй покос начинался недели через две-три, имевший название "другак".  

  Страдания "Тягучая" исполняли статично или под проходку на гуляниях, в сопровождении гармони. Данная форма страданий бытуют примерно с середины XIX века. Одной из характерных особенностей "Тягучей" из с. Каликино является её медленный темп относительно вообще страданий, записанных на Верхнем Дону.  Единицей движения "Тягучей" служит четверть. В основе наигрыша лежит период, состоящий из 16 счётных единиц. Однако эта квадратность нарушается во взаимодействии с напевом: там, где вступает голос (соло) и далее хоровой подхват период состоит из 17 счётных единиц. Характерным исполнительским знаком "Тягучей" является окончание каждой строфы. После устоя (половинная длительность) исполнительницы с помощью плавного скачка переходят в головное резонирование во второй октаве на неопределённую высоту на гласной «и» с дальнейшим спадом голоса. 

  Мелодия напева охватывает двухрегистровый диапазон. Маркером исполнительской манеры страданий и вообще частушек на Верхнем Дону является тембральная характеристика звука, которая выражена звонким пронзительным пением во второй и первой октаве. Каждая исполнительница находит для себя наиболее удобную регистровую шкалу в интонировании напева. Каждая исполнительница находит для себя наиболее удобную регистровую шкалу в интонировании напева. Однако по нашим наблюдениям в народе особо ценятся певицы с высокими голосами: "Вам Машу Чернаглазку нада найти – вот  у ней голас, ана как дасть, везде слыхать" (с. Студёнки Липецкого р-на – ныне г. Липецк, И.Н. Гончаров, 1927 г.).  

    Музыкально-стилистические свойства рассматриваемой формы непосредственно связаны с хроматической (любительской) гармоникой, которая распространена в кусте вышеназванных сёл. Страдания "Покосная", исполняемая без сопровождения во время шествия на покос/с покоса, по мнению исследователя К.Л. Иващенко возникла задолго до появления в селе гармони. «Покосная – это обрядовая наборная песня, являющаяся музыкальным кодом определённого периода времени, а именно времени покоса» [2, 42]. Фактура хорового подхвата имеет в основе своей функциональное двухголосие с ярко распетой гетерофонией. Обращает на себя внимание обилие украшений во всех вокальных партиях: подъезды к ноте, "ики" вверх на определённую высоту, спады на определённую и неопределённую высоту, форшлаги, глиссандо между двумя рядом стоящими звуками. Характерным исполнительским знаком "Тягучей" является окончание каждой строфы: после устоя (половинная длительность) исполнительницы с помощью плавного скачка переходят в головное резонирование во второй октаве на неопределённую высоту на гласной "и" с дальнейшим спадом голоса.

Форма поэтического текста частушки – 2-строчная с внутристиховым повтором первой стопы и припевом «тарарара». Приведем характерные тексты для "Покосной/Тягучей".

Все ребята, все ребята на покосе.

А я бедна.., а я бедная на проси.

Я любила адна дваих,

А теперя на што мне их.

На какой мне голас павесть,

Чтоб залетку да слез давесть.

 Исследования Иващенко К.Л. так же выявили, что на стилистику медленных частушек без сопровождения оказало влияние лирическая протяжная песня. К перечисленным признакам протяжной песни, проявляющимся в частушках (медленный темп, исполнение a capella, выделенный запев, хоровой подхват, гетерофоническое двухголосие) в связи с последними исследованиями добавляются внутристиховые повторы, словообрывы. 


По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в 2016 г. был снят

документально-образовательный фильм «Страдания Покосная/Тягучая».




Литература:
1. Богина Е.Г. О соотношении вокального и инструментального в южнорусской частушке: На примере вокально-инструментальных традиций Липецкой области. Сб. Фольклор: современность и традиция. Материалы Третьей международной конференции памяти А.В. Рудневой. – М., 2004. – С. 104 – 112.
2. Иващенко К.Л. Локальная частушка Верхнего Дона./Фольклор и фольклорно-этнографические исследования в соответствии с концептуальными основами единого Реестра нематериального культурного наследия. Материалы открытой научной конференции. – Липецк, 2013.
3. Иващенко К.Л. Народное исполнительство на Верхнем Дону. Сб. Фольклор. Музыкальное инструментальное исполнительство. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (в рамках проведения IV Всероссийского открытого конкурса исполнителей на народных инструментах). 22 – 24 апреля 2009 года. – В 2 ч. – Часть I (фольклор)./Редактор-составитель Ю.Г. Ханжов. – Махачкала, ИВЦ ДГПУ, 2009. – С. 44 – 54.
4. Иващенко К.Л. Развитие песенной традиции верхнего Подонья в местных частушечных формах. Сб. Фольклор и литература: проблемы изучения. Пухова Т.Ф. (ред.) Сборник статей – Воронежский государственный университет, 2001. – 300 с.

Фольклорный ансамбль с. Гудово (слева). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучкова, 2012 г.
Народные исполнители фольклорный ансамбль с. Каликино. Фотоархив кафедры этномузыкология ВГИИ, 2008 г.
Исполнительница Т.Ф. Полунина (1933 г.р.) с. Крутое Добровский район. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А.Жучковой 2012 г.
Аудиозаписи Видеозаписи