НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Традиционные виды плясок с. Вислая Поляна Тербунского района

Носители

Район

Тербунский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН          Изучение и освоение традиционной народной хореографии является одним из актуальных вопросов изучения и трансляции традиционной культуры. Как показывает экспедиционная практика, наблюдения и беседы с респондентами, большинство народных танцев и плясок в настоящее время почти не исполняется в повседневном быту и на праздниках, оставаясь только в памяти тех, кто танцевал их в молодости.

История танцевальной культуры с. Вислая Поляна.
    Исследование по традиционной пляске с. Вислой Поляны было проведено учителем истории Н.В. Глотовой и ее ученицей Шаталовой Елизаветой. Исследователям в процессе экспедиций удалось выявить, что до 80-х годов XX века без пляски в с. Вислая Поляна не обходился ни один праздник на селе. В праздничный день звуки гармошки раздавались с разных сторон села с самого утра. Самыми распространёнными в селе были групповые парные пляски. Шаталова А.И. (1923-2018г.г.) вспоминала: «в этих плясках нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников».
    Основной принцип исполнения групповых плясок следующий. Несколько пар образовывали круг, и поочерёдно, исполнив частушку, выбивали дроби. Пара могла состоять как из женщины и мужчины, так и из двух женщин. В таких плясках принимала участие только часть присутствующих на празднике людей. Остальные играли роль зрителей, которые оценивали мастерство пляшущих. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса.
         По сведениям жителей села, плясать умели и любили все: подростки, парни, девушки, женатые мужчины и женщины. И старики не упускали возможности похвастаться умением плясать. Жительница села М.Б. Карташова помнила, что звуки гармошки привлекали не только плясунов и зевак. Это был сигнал свахам, которые спешили на праздник с целью присмотреть пары. У них была верная, полученная от предков примета: кто как пляшет, тот так и работает. Потому сельские свахи высматривали среди молодёжи лучших плясунов и плясуний. Умение плясать повышало статус человека в глазах односельчан. Слухи о лучших плясунах расходились далеко за пределы села. Девушки и парни знали об этом и старались показать себя, щеголяя ловкостью, удалью, задором и, конечно же, праздничными нарядами.
          Анна Ивановна Шаталова (1923-2018 гг.) помнит рассказы из детства о том, что праздничную одежду и обувь очень берегли. Потому к месту гулянья шли босиком, и только при выходе «на круг» надевали тапки. С её слов праздничные гулянья перерастали в состязания плясунов. Состязания могли проходить в виде парной или одиночной пляски. Каждый старался показать все свое умение в пляске – «переплясать» своего соперника.
         Мария Васильевна Филипповских (1928 г) вспоминала, что такие состязания могли проходить по разным правилам. Могли договориться так, что один из плясунов показывал движение, а соперник должен был его в точности повторить. А его соперник показывал свои движения, которые всё усложнялись. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Иногда устраивали пляски «до упаду». Проигрывали те, кто первыми уходили с круга. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки.
Бывали случаи, вспоминала Мария Борисовна Карташова ( ), когда гуляющие на празднике взрослые могли подзадорить на пляску притопывающих рядом детей. Польщённые вниманием они плясали с полной самоотдачей, или как говорили раньше – «изо всей правды».
         Музыкальное сопровождение пляски. Анализ традиционных видов пляски показал, что плясали чаще всего «под гармошку», наибольшей популярностью пользовалась рояльная гармошка. С конца XIX до середины XX века популярностью у плясунов пользовалась и балалайка. Но гармонистов было больше. Старожилы вспоминали, что во все времена музыканты пользовались большим авторитетом у односельчан. Вокруг каждого из них складывалась собственная компания плясунов и песенников. Музыканты считались и завидными женихами. Хорошим гармонистом считался тот, кто играл задорно, быстро, отчетливо, хорошо пристраивался к плясавшим. Про таких музыкантов говорили, что он «падлаживая». Также характеризовали и плясунов, умеющих вовремя вступать в музыку и не сбивающихся с ритма. Старожилы села рассказали нам, что хорошие гармонисты никогда не играли для плохих плясунов. И под плохих гармонистов мало кто выходил плясать.
          Владимир Васильевич Белоглазов (1961 г.р.), известный сельский гармонист, считает, что научиться на гармони не трудно, трудно научиться играть хорошо. Старожилы вспоминают, что до 70-х годов XX века на одной улице жили сразу несколько гармонистов и балалаечников. А с 80-х гг. XX века их численность постепенно снижалась.  На сегодняшний день в селе остался только один балалаечник – Шатохин Николай Николаевич 1967 г.р., который в совершенстве владеет инструментом. Он же играет на рояльной гармошке.
         Танцевальные приемы. В основе исполнения традиционных видов плясок села лежали танцевальные приёмы, присущие всем видам плясок: «притопывания», «шаг», «присядка».
          Притопывания – это удары ногой об пол или землю, при которых производился стук. При притопывании важно соблюдать ритм, чтобы звук притопа «ложился на музыку», или как говорят старожилы «надо подлаживать». Притопывать можно было носком, пяткой, или всей стопой. Носком одной ноги могли притопывать мужчины во время исполнения частушки его партнёршей.  Энергичные плясуны (и мужчины и женщины) при притопывании вращались, широко раскинув или подняв вверх обе руки.
          Шаг состоит из множества элементов. Самый простой шаг – это движение в такт музыке «на носочках». Самый сложный вариант шага - дроби - быстрые движения ногами стоя на одном месте или продвигаясь вперед, при этом «подлаживая под гармошку». А самым сложным было исполнение дробей при вращении. В селе не говорили «бить дроби», говорили «выбивать». О хороших плясунах говорили: «Хорошо выбивая». Самым сложным видом дробей считалась «триножка» - вид дроби, при котором ногами совершались беспрерывные движения в такт музыке, что в шутку объяснялось наличием у плясуна третьей ноги, что и дало название этому виду дробей.
Самые ловкие могли плясать «вприсядку», то есть при приседании поочередно выбрасывать вперёд ноги.  Большим мастерством считался перекаты с носка на колени и с коленей на носки. Все эти движения сопровождались ударами в ладоши, свистом и выкриками.     
         Традиционные виды плясок с. Вислая Поляна. Традиционными видами плясок - являются «матаня», «круговая», «колчак». Эти пляски состоят из меняющихся в определённой последовательности фигур. Матаня или как говорили в селе «матанья» исполнялась в быстром темпе. «Подгорную» и «колчака» играли «пореже».
         Матаня («Матанья»). Традиционным видом пляски села, сохранившимся до наших дней, является «матаня». Согласно литературным источникам «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, исследованию «Русские. Историко-этнографический атлас», а также «Толковый словарь» Т.Ф.  Ефремовой слово «матаня» происходит из мордовского языка и в буквальном переводе означает «милый», «ухажёр». Пляска Матаня – это не только вид пляски, имеющий характерные особенности, но и свое музыкальное сопровождение пляски, а также частушка. Жители с. Вислая Поляна вплоть до середины XX века не говорили «петь частушки» заменяя словом «тача́ть». О хороших исполнителях частушек говорили: «хорошо тачая».  Количество участников в пляске не ограничивалось.
         Основные правила исполнения матани. Несколько пар образовывали круг. Пара могла состоять как из женщины и мужчины, так и из двух женщин. Пара, находившаяся возле гармониста первой запевала частушку. Если это пара состояла из мужчины и женщины, то частушку пела женщина, а мужчина в это время мог притопывать, свистеть, хлопать руками по телу или голенищам сапог, а иногда даже по полу. Если пара состояла из двух женщин, то, как правило, частушку они пели вместе, или одна из них. После исполнения частушки пара начинала выбивать дроби. Только после этого к гармонисту приближалась другая пара, и в той же последовательности повторяла танцевальные движения. А все остальные стоящие в круг пары, ждали своей очереди. Вступление с частушкой вне очереди считалось дурным тоном, так – как присутствующие на празднике люди оценивали мастерство каждой пары, и они должны были показать себя во всей красе. К концу XX века это правило стало нарушаться.
          Пляска «Круговая». Название пляска получила от правил её исполнения.  Круговая, как и матаня - вид групповой парной пляски. И правила её исполнения сильно похожи на правила исполнения матани.  Все участники пляски, количество которых не ограничивалось, образовывали круг.  Пара, как и в матане, могла состоять как из женщины и мужчины, так и из двух женщин. Пара, находившаяся возле гармониста первой запевала частушку, после исполнения которой, пара начинала выбивать дроби. В стоящие в круг пары в проигрыше двигались по кругу по часовой стрелке и хлопали в ладоши в такт музыке. Круговая отличалось от матани темпом исполнения.
          Пляска «Колчак». До 60-х годов XX века популярностью в селе пользовалась пляска с названием «колчак». Предположительно в основе слова «колчак» стоит древнерусское слово «кол», то есть круг. А колчак – вид круговой пляски.  Старожилы села утверждали, что пляска «колчак», возникла раньше начала XX века.
          Особенности пляски. Колчак - вид групповой парной пляски. Количество участников пляски -  4-6 человек. Участники пляски (2-3 пары) образовывали круг, стоя лицом друг к другу.  Партнёра стояли друг напротив друга. Пары состояли как из женщины и мужчины, так и из двух женщин.  Частушки пели по очереди только женщины. Пляска начиналась с исполнения частушки.  В то время как исполнялась частушка, остальные участники пляски могли приплясывать на месте. После частушки все вместе, стоя в кругу, хлопали в ладоши в такт музыке. Они делали 7 ударов подряд. Первые 6 хлопков делали с одинаковой силой. А 7-й хлопок был самым громким.  На 8-й удар – пауза. Хлопки из 7-ми ударов повторялись 2 раза. Затем, все участники пляски берутся правыми руками в центре круга, и приплясывая идут по часовой стрелке до своего места. После этого движения всё повторялось сначала.
            Пляска «Подгорная». Во второй половине 40-х годов XX века большой популярностью стала пользоваться пляска с названием подгорная. По свидетельствам старажил села пляска появляется в селе после возвращения односельчан из эвакуации с Рязанской области. По правилам она не отличалась от матани. Но «подгорная» имела отличие в музыкальном сопровождении, и текстах частушек, которые, как правило, начинался со слов: «Ой подгорна, ты подгорна…».
            К концу 70-х гг. XX века практически совсем исчезли «колчак», «подгорная» и «круговая». Матаня оставалась неотъемлемой частью любого сельского праздника до конца 80-х гг. XX века. К началу XXI века «матанья» исполнялась преимущественно только на свадьбах.

Тексты.
Матаня, Круговая.
Ой, подруга дробью,
Дорогая дробью.
На нас гады осерчали,
Глядять исподлобью.

Ой, юбка клёшь,
Па ней бегая увошь.
На машини не догонишь,
И обрезом не сшибёшь

Колчака.
Колчака подем плясать,
Колчака учетвяром.
Не хотите – не ходите,
Мы вас вовсе не завём

Выбирала колчака
И выбрала по сабе.
Он махорачкю ня куря,
Самагоначкю не пье

Подгорная.
Ой, подгорна, ты погорна,
Широкая улица.
Отчего, скажи подгорна,
Серца так валнуицца

Ой, подгорна, ты подгорна,
Научи мене летать.
Не высока, не далёка,
Лишь бы милаго видать


Литература:
1.    Баранова О. Г., Т.А. Зимина, Е.Л. Мадлевская Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Санкт – Петербург. «Искусство» – СПБ» 2001.
2.    Гиппиус Е. В. Интонационные элементы русской частушки // Гармоника: история, теория, практика: материалы международной научно-практической конференции. Майкоп, 2000.
3.    Глотова Н.В., Шаталова Е.Г. Традиционные виды плясок села Вислая Поляна Тербунского района Липецкой области с к. XIX до н. XXI вв. – Липецк, 2012 г.
4.    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1  М., / 1989.
5.    Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4 /М., 1991.
6.    Ефремова Т. Ф.  Толковый словарь. М., 2000.
7.    Имханицкий М. И. Особенности и причины стремительного распространения гармони в России // История, теория, практика фольклора: сб. научных статей по материалам III всероссийских научных чтений. Саратов, 2011.
8.    Историко - этнографический атлас /Т. II. М., 197 0. С. 89.
9.    Мациевский И. В. Народная инструментальная музыка как феномен культуры. Алма-Аты, 2007.
10.    Михайлова А. А. Роль личности музыканта-исполнителя в сохранении фольклорной традиции // PAX SONORIS: история и современность: сборник статей и материалов. Астрахань, 2009.
11.    Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1968.
12.    Ромодин А. Человек творящий: музыкант в традиционной культуре. СПб., 2009.
13.    Рыбаков Б.А. Язычество древних славян / М.: Издательство 'Наука', 1981
14.    Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М. 1986.
15.    Щуров В.М. Стилевые основы русской народной музыки. М., 1998.
Хранительница традиций с. Вислая Поляна Шаталова А.И. (1923-2018 гг..). (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучкова 2013 г.).
Аудиозаписи Видеозаписи