НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Традиция «кричать Христа» в селах Воловского района.

Носители

Район

Воловский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Празднично-обрядовая культура

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН

        Пасха – главный христианский праздник, в народе этот день часто называют «Великий день». В церковной традиции праздник начинается с торжественного богослужения. Длится праздник сорок дней, в течении этого времени принято приветствовать друг друга - христосоваться. Для праздника Пасхи и пасхального периода характерен комплекс определенных действий. Обрядовая еда - пасха, кулич и крашеные яйца - в пасхальном ритуале в частности занимает центральное место, а окрашенное яйцо в пасхальной обрядности стало своего рода знаком, символом праздника. Любимой пасхальной забавой, особенно у русских, было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи, после обеда, и продолжалось иногда всю неделю. Иногда яйца катали по могилам усопших сродников. Для некоторых районов Липецкой области характерен пасхальный обход дворов духовенством, чаще на третий день праздника.
Центральное место в музыкальном оформлении периода отводится пасхальному тропарю.

Христос воскресе из мертвых,
Смертию смерть поправ,
И сущем в гробе живот даровав.

        «Христос воскресе» – это церковная молитва, которая как рефрен проходит через всю пасхальную службу и выражает великую радость светлого Воскресения Христова. Исполнение пасхального тропаря ограничивается периодом от Пасхи до Вознесения как в церкви, так и за её пределами. В народе это песнопение на территории Липецкой области имеет двойственную природу: с одной стороны, это молитва, с другой стороны - это обрядовая песня, исполняемая только на улице ярким, зычным звуком.
      Исполнительская трактовка тропаря, как календарной песни, по сей день бытует на юго-западе Липецкой области, в селах Воловского района. Впервые традиция была зафиксирована К.Л. Иващенко в селах Воловского района. Экспедиции показали, что народный напев тропаря в сёлах Воловского района разный, хотя и имеет общие музыкально-стилевые признаки. Иногда в одном селе могло звучать несколько мелодических вариантов пасхального тропаря. В обследованных селах Воловского района бытуют выражения: пайдём пакричим Христа (с. Васильевка, с. Волово, с. Ломигоры, с. Захаровка, с. Воловчик, с. Гатище), пайдём пакричим Христосе васкресе (д. Ефимовка), пайдём петь Христосе васкресе (с. Нижнее Чесночное). В данном случае оба термина - кричать/петь - обозначают обрядовую манеру пения тропаря.
       Обычай кричать Христа совершается в следующих видах: - во время шествия по дороге домой/на работу/на кладбище; - статично на кладбище на могилах; - статично на улице у дворов. Экспедиции 2018 года показали, что особый мелодический вариант тропаря сохранился в селе Воловчик, а других обследованных селах Гатище, Волово, Ломигоры, Васильевка, Замарайка в основном бытует церковный распев тропаря пятого гласа, так же церковный напев, называемый «поскору». В целом напевы отличаются от церковных более медленным темпом.
      Время исполнения тропаря ограничено пасхальным периодом, все сорок дней, от Пасхи до Вознесения. Жители с. Волово, с. Воловчик, отметили, что "вот женщины собирались вечерам, вот как, молились Богу, чтобы дождик был бы, он и правда, прапают и дождик. Прославляли Господа Бога, поют тропарь, Господь воскрес. Христос Воскрес, поэтому все поется «прославим Господа Бога». "А потом уже молимся, просим о жизни о хорошей, о любви, чтобы любили друг друга, а прежде всего сдавим Бога. Христос Воскрес! Воистину Воскрес!" (с. Волово, Воловского района, Балыкина Г.В. 1944 г.р. урож. с. Волово, Еремина В.А. 1953, урож. с. Воловчик архив отд. ТНК ОЦКНТ СD №097/4-5).
     Чаще всего пасхальный тропарь исполняют женщины, что, по сути, абсолютно логично, поскольку практически всё обрядовое пение у восточных славян - прерогатива женщин. Информаторами отмечалось, что «родители пели, бабушки пели, а мы с ними». "Это родители, а мы слушали же, радители знали, Христос Воскресе, «Отче» знали, «Богородицу» знали, это вот прямо эти молитвы. Прямо с детства, толька научились читать, и лично я, сидела и учила эти молитвы" (с. Волово, Воловского района, Балыкина Г.В. 1944 г.р. урож. с. Волово, архив отд. ТНК ОЦКНТ СD №097/6).
      Кроме того, по сведениям К.Л. Иващенко, кричали Христа по очереди у церкви группы женщин, представляющие различные сословия крестьян соседних сёл: цуканы (барские крестьяне. Это прозвище принадлежит потомкам цуканов, ныне живущим в юго-западной части Липецкой области) сменяли однодворцев (в прошлом свободные крестьяне, имеющие земельный надел). «Челавек 10-12-15, партиями так вота, андадворцы па ту сторану сидять, у церкви пають, и вот мы напеременку. Вот мы пракричим, начинають андадворцы па своему петь, мы пракричим, начинають ани» (д. Ефимовка Воловского р-на, Н.А. Кирьянова, 1932, КНМ ЛОКИ №42/1).
       В с. Нижнее Чесночное Воловского района и с. Первая Сергеевка Октябрьского района Курской области бытует выражение петь Христосе васкресе. «Мая мама Любимова Анна Семённа с 1900 года, умерла ана в 1997 году. Ана рана-рана нас научила вот этат Христос васкресе как следует петь. Ана бывала выхадила на улицу и гаварила: - Девчата, сабираемся петь Христосе васкресе и начиналась песня. Пели всё время три раза падрят, а вапще для дома пели хоть и десять раз падрят» (с. Нижнее Чесночное Воловского р-на, К.В. Дикарёва, 1944, родом из с. Первая Сергеевка Октябрьского р-на Курской области, КНМ ЛОКИ №41/37). Так же в указанных селах в течение сорока дней пели Христосе воскресе у каждого дома по очереди: сегодня возле одного дома, завтра возле другого. «Хадили па дамам, примерна, севодня ка мне: на улице возле дома ставицца скамеечка, туда садяцца чилавек семь, десять, даже адиннадцать; следущий раз идём к другому дому, патом к третьему дому» (с. Нижнее Чесночное Воловского р-на, К.В. Дикарёва, 1944, родом из с. Первая Сергеевка Октябрьского р-на Курской области, ЛАИ № 126/37). "Со службы идуть па деревням, пешком, поють Христос Воскресе. А вечером, вообще, тишина, везде Христа кричат. Ходили крестным ходом, после Пасхи, вот на Воловчике пройдет батюшка, а потом идут по деревням, вот к нам на Вышний Большой приходит крестный ход. Мама выходит с полотенцем вышитым, с пирогом, встречает на пороге, батюшка заходит, начинает у доми петь". (Аносова З.Ф. 1945 г.р. уроженка с. Вышнее Большое Воловского района, архив отд. ТНК ОЦКНТ CD №097/16).

        На могилах кричали Христа два раза – на Пасху и Радоницу. «Каждый гот мы ходим на кладбище к радителям сваим, ну, и ка всем родственникам и там для каждай магилки. Выхадя из магилки, окала этай агратки, становимся многа-многа людей и все паём па три раза на каждай магилке. Вот к маей, патом к следущей магилке – эта закон у нас такой… Эта Пасху паём и на Раданицу, а на улице любой день и до Вазнесения. Раньше была каждый день, щас парежела".

        Последний день, когда можно было кричать Христа – канун Вознесения. «На Вазнесения уже не кричать, на Вазнесения батюшка в алтаре три раза скажеть “Христос васкрес” и всё» (д. Ефимовка Воловского р-на, Н.А. Кирьянова, 1932, КНМ ЛОКИ №42/13). «Толька три раза на Вазнесение крикнет батюшка в алтаре, ва время службы утрам и всё, а мы уже не крищали» (с. Волово Воловского р-на, З.Д. Головина, 1930, А.И. Калинина, 1940, Н.М. Лукьянчикова, 1940, КНМ ЛОКИ №44/12). Однако были исключения из правил. В с. Воловчик Воловского района на Вознесение женщины после службы в церкви ходили на кладбище праважать Иисуса Христа. Там в последний раз крищали Христа. «На Вазнесение праважать Исуса Христа: ис храма идуть на кладбище, три раза крикнуть и фсё» (с. Воловчик Воловского р-на, А.И. Башкатова, 1939, Л.И. Бахтиярова, 1940, ЛАИ №154/7).


Литература:
1. Архив отдела традиционной народной культуры областного центра культуры, народного творчества и кино. 
2. Иващенко К.Л. Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область [Текст]/К. Л. Иващенко; ред.: А.Ю. Клоков, А.А. Найденов. – Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2018. – 260 с: фот. цв.

Народные исполнители с. Ломигоры Воловского района исполняют тропарь "Христос Воскресе". Архив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Е.В. Поповой, 2018 г.
Аудиозаписиa Видеозаписи