НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 58 шт.

Творческое наследие гармониста Афанасия Матюхина (1929-2007) из г. Ельца

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Тип действия

Актуализация

Краткое описание ОНКН

        

    Особенностью инструментальной традиции Липецкой области являются многообразные наигрыши на рояльной гармонике, которые до сегодняшнего дня занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований: рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью, также встречается и название русская гармонь. По степени владения инструментом в традиции специалисты выделяют два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра сохраняет особенности старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции [3, 31-37].

      Одним из ярких и известных гармонистов «рояльщиков» в г. Ельце был Афанасий Иванович Матюхин (1929-2007), уроженец д. Озерки Становлянского района. Играть Афанасий Иванович научился от деда и отца, который был кузнецом. Во время войны все взрослые гармонисты ушли на фронт, и его, 12-летнего мальчишку, впервые пригласили играть на свадьбе. Гармонь была рядом с Афанасием и во время срочной службы в морфлоте [1]. Афанасий Иванович вспоминал: «Я у отца молотобойцем был, у школу ходил в пятый класс, а в пятом классе уже и лошадей ковал, и подковы делал, вишь, кулак какой разработался… С 14 лет пошёл по гулюшкам... На любых гармошках играю. Никогда не копирую никого. Всегда за мной очередь на свадьбу стояла. Никому поесть не давал» [4].

      Афанасий Иванович с легкостью освоил все виды гармоней - хромку, саратовскую, ливенскую, но особенно любил елецкую рояльную за ее неподражаемый звук и красоту звучания. О характере звучания разных именно рояльных гармошек Афанасий Иванович говорил образно и метко: «Есть музыкальная гармошка, а есть крикуха. Она кричить, она звонкая, хорошая гармонь, но у нее нет жалости... Есть музыкальные, эластичные. Берешь – она плачет. А эта – рьяная, уличная гармонь, такая, когда из одной деревни до другой слышно: вон, Афанасий Иванович идёт, ревёт! Та гармонь – мелодичная, она далеко не звучит, она звучит здесь, около сердца всегда. А гармонь-крикуха прям к чужим отправляется...» [4].  Афанасий Иванович пользовался большим уважением у ельчан и особенно в среде гармонистов своего района. Виртуознейший музыкант, обладавший природным юмором, знавший такое количество частушек, умевший выдать такие «переливы и коленца» на своей любимой рояльной гармошке, что публику и зрителей просто срывало с мест, и у сцены начинался перепляс, заводящий всех присутствующих. Каждое свое сольное выступление Афанасий Иванович умел мастерски перевести в веселый диалог со зрителями. Как неоднократно отмечали ельчане, на «Елецкой матане» в городском парке г. Ельца Афанасий Иванович «играл так, как ни один гармонист не сыграет». Без перерыва он мог играть 3-4 часа, сам о себе говорил, что некоторые рождаются в рубашке, а он – с гармошкой [5].

   Знаменательным событием в жизни Ельца стали съемки в 1986 году телепередачи «Играй, гармонь!» братьев Заволокиных, на которых Афанасий Иванович настолько поразил и покорил авторов программы своей виртуозностью и душевностью, юмором и простотой, что они отозвались о нем, как об одном из лучших гармонистов России [5]. 

    В игре любого выдающегося музыканта невозможно провести грань между эмоциональным зарядом и техникой исполнения. Вот и в игре Афанасия Матюхина было всё едино [4].  Для игры А.И. Матюхина характерен индивидуальный исполнительский стиль. Афанасий Иванович использовал множество приемов, имеющихся в арсенале народных исполнителей на елецкой рояльной: двойные ноты, тремоло (дрожание) мехом, сбивку ритма, высокую степень вариативности и импровизации, наличие в игре мелизматики. Кроме перечисленных средств музыкальной выразительности, был у него еще один уникальный прием, о котором гармонист с гордостью говорил: «Мой, матюхинский, перебор!» [5].

     Индивидуальная интерпретация сложившихся в традиции приёмов игры определяет исполнительский стиль гармониста, который воплощается в так называемых «переборах». «Перебор» – вариант разработки наигрыша, отличающийся особой формой ритмического, мелодического, фактурного развития. Качественные характеристики и границы «перебора» различны: от вариантов мелодических оборотов до сложных фактурных построений периодов. Про игру с переборами А. И. Матюхин говорил: «Есть аккорды, и есть перебор: голова придумывает, а пальцы выдают – всё это перебирают. Перебор – он зависит от человека. В зависимости от того, у кого насколько фантазии хватает. Если музыкант – человек-фантазёр, у него и перебор такой, а если нет, то у него – простая игра. Как её музыку перевернуть? Всю музыку надо перебрать и выбрать для себя по таланту и умению» [3, с. 34].

     Имея тонкое музыкальное чутье, Афанасий Иванович мог с легкостью подобрать понравившуюся мелодию на гармонике. В связи с этим репертуар, который играл Афанасий Иванович, достаточно богат. Основу репертуара составляют традиционные частушечные формы: «Матаня» с исполнением частушек, короткие страдания, длинные страдания или «Елецкие страдания», страдания «От ней» и «К ней», «Барыня» или «Свадьбошная». Играл Афанасий Иванович много танцевальных наигрышей и песен позднего историко-стилевого пласта, песни советского времени: «Полька», «Вальс», «Золотые горы», «Ивушка», «Калинка», «И кто его знает», «Ой рябина кудрявая», «Коробейники», «Шумел камыш…», «Расцвела под окошком белоснежная вишня…», «Тонкая рябина» и т.д.

     Кроме игры на гармонях, Афанасий Иванович сам ремонтировал старые инструменты: «Старые мастера умирают, а родственники несут их гармони мне. Говорят, тебе нужней. Стараюсь их реставрировать, привожу в порядок и играю» [5].

С сентября 2014 года 30-й юбилейный фестиваль «Играй, гармонь елецкая» носит имя Афанасия Матюхина.


Рекомендуемая литература.

1.  А гармошка не печалит. Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994. https://ale07.ru/music/notes/song/npr/garmoshka.htm   дата обращения 15.11.2021 г.

2.Дорохина Л.В. Будем прославлять нашу, елецкую! - https://kznam.ru/?p=3979   дата обращения 10.11.2021 г.

3. Петрова Е.М. Традиции игры на рояльной гармонике (Липецкая и Воронежская области) /Проблемы музыкальной науки №3 2014 г., - стр. 31-37

4. Сайт «Земляки. Дорога домой» Раздел «Русская гармонь. / http://ya-zemlyak.ru/folk_garm.asp?c_page=1&sortir=1&id_rubr=5 дата обращения 02.10.2021 г.

5. Сайт «Русская гармонь». Афанасий Матюхин. / http://russian-garmon.ru/lyubiteli/4482-afanasij-matyuxin  дата обращения 22.10.2021г.








Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Сборник "А гармошка не печалит". Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994.
Видеозаписи