НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 41 шт.

Кулачки на Десятую пятницу в с. Волотово Лебедянского района

Район

Лебедянский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Тип действия

Сохранение

Краткое описание ОНКН         Кулачки в традиционном укладе жизни с. Волотово Лебедянского района занимали важное место. «На все престольные праздники собирались на выгоне, на Дону у нас были и в лесу, основной сходняк у нас был». (Информатор Береникин Николай Иванович, 1948 г.р.). «Ну это любительское было дело» (информатор Косарев Владимир Никандрович, 1938 г.р.). «Это самое веселое мужская занятие, кулачки. Люди трудились все время, и вдруг праздник престольный, нельзя работать, надо угощение готовить, они помнят, деды рассказывали. Девки наряжаются, парни наряжаются, идут на Дон. Все девчонки сапоги резиновые, сахар размочим в воде, чтобы блестели, у всех шали цветные, обязательно. Там обычно и невест приглядывали себе». Наряжаться – это «красивое что-то, и чтобы сами румяные были, чтобы шали были красивые». Румянились свеклой, «девки столовой свеклой румянили, нет румян, свеклой» (Афанасова Анна Севостьяновна, 1938 г.р.). «Мой брат уже не жил здесь, а все равно приезжал на кулачки. Специально приезжали на кулачки» (информатор Киреева Зинаида Ивановна, 1936 г.р.).
         В основном кулачки проводились четыре раза в год. «На первый день встреченье раз, маслена неделя это шесть дней, как порядок дрались. Черепянь и Волотова дрялась, как-то понедельник, вторник не так, а вот пятница, суббота, воскресение заключающие дни маслину, тут уж были капитальные бои, Черепянь на Волотово ходили на речке, даже лед обламывался. Далее доходили до Троицы, у нас Троица была в лесу, собирались там народу очень много. Там собирались Тютчево, Больше Попова, Иншаки, Курапово» (села Лебедянского района, рядом с Волотово), «это все шли против Волотова. Престольный праздник у нас ременная, Десятая пятница» (после Троицы).
          Первый раз с начала года кулачки проводились на праздник Сретения Господня. «Ну начинается со Встречанья, это 15 февраля. Мы встречаемся вечером часа в три, идем на Дон, в четыре мы тама. Обычно мелочовка начинается, туда-сюда, начинают цапаться» (Информатор Береникин Николай Иванович, 1948 г.р.). На Масленицу бились Черепянь и Волотово. «Да, но за черепянских еще Казаки приходили. Ну они к ним в гости приходили, приезжали в теще на блины, ну и драться. На Масленицу специально приезжали подраться».
          Собирались на праздник «часа в три идут, часа в четыре, пол пятого уже дерутся». Как правило сначала «ребята ссорились, затравляли друг друга, а потом неизвестно как пошли рубать улица на улицу. Никакого сигнала, самопроизвольно. - «Ну, что, затравим?» - «Затравим». И пошли. Возрастных ограничений для участия не было, у кого силы позволяют, у кого охота. По словам информаторов, было не определить количество групп участников. «Там не определишься. Они только начали, и пошли, пошли, и сразу большие уже, мелкие разбежались, и стоят смотрят, как там старшие? Кулачные бои были неотъемлемой частью праздника. Тут бывает стена человек 15 и 20, и побольше. А в это время, где-то метров в 50-ти идет праздник, стоит кружок, гармонисты играют, тут пляшут бабы» (Информатор Киреева Зинаида Ивановна, 1936 г.р.).
            Выстраивание происходило следующим образом: «одна линия сперва, а потом там все там рвется, всех знаешь своих, идешь трое, четверо, чтобы поддерживать друг друга, напрямую проходить, потому что знаешь, кто как дерется, один сторону охраняет, тут второй, а ты матаешь тут идешь, наповал бьешь, ани за табой придерживаются». Каждая схватка, которых могло быть до семи, длилась «как разбегутся, может минут и 20, и 30. Там подходят и подходят, подменяют. Эту сторону отогнали, разбежались, в энтот момент перекур, сейчас деремся, эта сторона дрогнула, ага, деваться им не куда, они раз и разошлись. Потом собирается кучей и опять все начинается по новой».
            Если кулачки проходили зимой, на Сретение, Масленицу, то биться ходили на реку Дон. «На льду, и гоняли как, какая сторона береть и притесняет. Иной раз мы выходили на Черепяновскую гору, почти до магазина доходили. А иной раз они волотовских турили до дол горы, как придет там, как потянется. Победителем считались те, кто угнали, разбежались все, тот победил, и волотовских разогнали и черепянских разогнали. Сходиться могли сто раз, пока не уморяться. Яростного напору не было, заедала конечно, на гору загонят, ну все равно отгоняться надо. Ну воще, чего кулачки нравились, они были без корыстные».
           В кулачках были свои правила. «Лежачего избави Бог – это раз. Если упал человек, его обойдут, ни пенком, не трогали. В руке чтоб не было ни чего – два, избави Бог, если че заметят в руках, свои убьють, если что заметят в руках. Третье – шапки там летят, рукава, все соберется, все отдаст тебе, сзади не вдарят, никакого злостного не было никогда. Ни сзади не вдарят, ни с боку, только наперед иди. Так же правила были по ударам, бить можно везде, куда попадешь, нет запрещенного ни чего, только руками, ногами избай Бог. Удары прямые, обычно, кто как можа, я прямо дрался, сверху били только двое, Илюха покойник, и еще один, он бил только сверху, по голове ударя, и посиживаю, отдыхая. В грудь, в скулы, обычно целишься, попадаешь, куда, никуда, ну сбиваешь сразу. В лицо не старались попасть. Только кулаки. Кровь если, кто его будет бить, отошел, а там дальше дерутся. Если хочет, может продолжать, абтирайся и пошел. Со злом ни как нельзя драться, зло ни чего хорошего не принесет».
           Информаторы говорили, что, если выходил сильный соперник, «ни када не бойся, все равно на него бросаются, главное не бойся, как струсил, лучше не выходи, иди смело, что вот «Я». Так же старались хороших кулачников вперед пропустить. «А как же, ну у этих выходили: нука уйдика, эт мой».
           По окончании кулачек «ну темнеть начинает, полностью темна, уморятся, ну и так, проголодались конечно. И идут на застолье, черепяновские идуть к волотовским, а волотовские к черепяновским, поподало за столом, с ним дрались и с ним сидим вместе» (Информатор Береникин Николай Иванович, 1948 г.р.).
           Дети начинали участвовать «лет десять, но там у кого желание есть, никого не принуждали. Им поссориться.  Так вот, давай попробуем». Бывало, что старшие обучали младших драться. Кто не мог участвовать сам в кулачках, помогал другим командами: «а большие подтруняют: давай, давай, давай его, вот этого давай». Информаторы говорят, что желание детей участвовать в кулачках было естественным. «Конечно, это же ежегодно, с этого воспитывалось, женщины, которые не танцуют, они с маленькими внуками пришли. Полюбоваться всей этой картиной, я имею ввиду летнее, а зимой туда уже детей не брали малых лет, там холодно».
           Постоянный участник кулачек и житель с. Волотово Береникин Н.И. (1948 г.р.) рассказывал про тренировки, в которых участвовали дети до своих первых кулачек. «Помню, почему нет, это я был в 3-ем классе. Ну как обычно тут на выгоне, на Десятую пятницу. Ну у нас тут еще тренировки были, когда маленькие были. Как зима начиналась, свету не было, у нас вот здесь пруд был, вот там собирались ребятишки на пруду и кончалось это всегда дракой. И вот мы шли от пруда, дрались кажный Божий день. Это значит до 1961 г.».
            На Троицу кулачки справляли в лесу: «тут рядом, как ехать сюда, справа лес, чудьский и монастырский, вот в чудьский ходили драться. Там гуляния были страшушие. Там поляна была, кудрявая называется. Там палатки стояли, лимонадом торгавали, чего там только не было. Это только на Троицу. Там поляна, дорога центральная была, на этой дороге сходились. До края поляны надо было догнать, а там в лесу по кустам не будешь драться. Здесь в основном участвовали только взрослые. Нет, там повзрослее уже ребята. Там уже с класса 4-го, 5-го, такие вот. А потом уже возраст пошел весь подряд. в лесу там дело было пораньше». Собирались в лесу примерно в обед, часов в двенадцать. «Там до ночи не добивались мы ни кагда».
           Основной день кулачек в селе выделяют Десятую пятницу после Пасхи. «Это знаменательный день у нас в селе, в этот день в 1833 г. в десятую пятницу от Пасхи освятили нашу церковь. Все жители села считают, что это самый большой у нас праздник. У нас тут был красивый выгон и вот тут состоялись кулачки. Мой брат старший был кулачник, он фотографировал кулачки 1969 г.» (Информатор Киреева Зинаида Ивановна, 1936 г.р.).
На Десятую пятницу кулачки проходили на выгоне, между улицами с. Волотово. «На выгоне, вот тут вот. Село пополам, через дорогу, пол Угляни дерется за Козину, раньше был Сомов конец за Козину дрался, и половина Удалива» (от слова водолив, вода сливалась). Дрались «против углянских, Киршань и пол Удалива». (названия улиц, предположительно от монголо-татар остались названия). Здесь главной улицей была «Углянь, так их звали, углянские против козинских. А это все там примыкалось». Так же традиционно кулачки проходили три дня. «Сначала гулянье собиралось, часа в три. После обеда стадо не выгоняли. И тут да темна дрались. Три дня. Пятница, суббота и воскресение, гуляли капитально. Весь наряд свой покажут, женщины. Не смотря на трудовые будни все равно, вечером приходили, пораньше канчали там, знают, бабы стадо не выгоняли, чтобы выгон был свободный».
          Четвертый праздник, когда проходили кулачки - 10 ноября, в селе называли «ременная». «Это день Параскевы Пятницы, вот все связанно с храмом. В 1710 г. переселенцы разобрали деревянный храм, он был посвящен Параскевы Пятницы, она 10 ноября. Ну вот центральная у нас была 10 пятница». Бились так же «три дня, так же. В любой день как попадает, все равно три дня. На ременную бились тоже самое как на Десятую пятницу».
Таким образом, на Масленицу и Троицу бились между селами, на Десятую пятницу и ременную бились внутри села. Это не нами узаконено, это пришло из далека, это местный праздник, а тот общий.
Последний раз кулачки проводились в 1974 году, на Десятую пятницу. «И выгон не стал собираться больше. Выгон спахали, дети выросли. Уехали многие. Один из руководителей разозлился, что три дня не работали, подогнал «Кировец» огромный трактор и пропахал, весь этот выгон».



Литература:
1. Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
2. Архив отдела ТНК ОЦКНТ. Фольклорно-этнографическая экспедиция с. Волотово Лебедянского района 24.04.2017 г. (CD№090).
3. Бои кулачные // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
4. Грунтовский А. Русский кулачный бой. История, этнография, техника. «Санкт-Петербург», 1993. – 160 с.
5. Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост.: Т. Ф. Пухова, Г. П. Христова. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. - 249 с.
6. Село Волотово Лебедянского района - http://muob.ru/zhizn/interesnoe/462277/ - дата обращения 10.08.2018 г.
7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Тт. I—IV. М., 1964—1973
8. Черменский П. Очерки по истории колонизации Тамбовского края // Известия Тамбовской архивной комиссии. В. 54. Тамбов, 1911.
9. Шатунов М.В. Русская профессиональная драка. - М.: Терра - Книжный клуб, 1998. - 248 с. - (Энциклопедия русских единоборств).

Выгон на котором проводились кулачки. с. Волотово Лебедянский район (Фотоархив ТНК ОЦКНТ, фото В.А. Юрьев 2017 г.)
Жители с. Волотово, носители традиций кулачных боев. (Фотоархив ТНК ОЦКНТ, фото В.А. Юрьев 2017 г.).
Н.И. Береникин, постоянный участник кулачек. (Архив и фото В.А. Юрьев, 2017 г.)
Место, откуда начинались кулачки в селе, с .Волотово Лебедянский район (Архив и фото В.А. Юрьев, 2017 г.).
Выгон на котором проводились кулачки. с. Волотово Лебедянский район (Фотоархив ТНК ОЦКНТ, фото В.А. Юрьев 2017 г.)
Видеозаписи