НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Обряд "вождения русалки" в с. Сырское Липецкого района.

Носители

Район

Липецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Празднично-обрядовая культура

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Календарные праздники, обряды, ритуалы.

Краткое описание ОНКН          

       Село Сырское Липецкого района возникло в первой четверти XVII века и вместе с селом Романово (Ленино) принадлежало крупному феодалу Ивану Никитичу Романову – дяде царя Михаила Федоровича Романова. Известный краевед Ф. Мелихов связывает происхождение названия села с тем, что поселение первоначально застраивалось в непосредственной близости от реки (на сыром месте) и лишь потом разрослось в нагорную часть. По другой версии название «Сырское» произошло от слова «сырт», заимствованного из тюркских языков. Этот термин означает водоразделительную гряду, междуречье, возвышенность. В пользу этой версии говорят и воспоминания старожилов: «На этом месте, тута была сплашныя дубоваи леса. Бальшак был уже в то время. Дома были толька па беригу. Там стаяла церкавь диривянная, там кладбище. Кагда насиление стала увиличиваться, пашли сюда (вверх)» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106/1). 
        Прибрежная часть села Сырское представляет собой местность, состоящую из возвышенностей (сыртов), чередующихся со впадинами, в которых располагались жилища первых поселенцев и где сейчас находятся дома сельчан. До 1928 года Сырское входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. По современному административно-территориальному делению село входит в черту г. Липецка (2).
       Одним из самых почитаемых и любимых праздников в селах Сырское, Хрущевка и Подгорное всегда был день святой Троицы. «Раньше празнавли неделю, а сейчас Троица всево два дня, с васкрисенья. В субботу хадили за песком, лог был, в нем пяску всякава была, цветнова. Щас ево засыпали. Бывала, размитешь, рисуешь пяском этим. Какие-нибудь цветочки, где клетачкя, где чаво. У каждава двара чиста, красива» (Кулакова А.Л. (1949 г.р.), 6/№ 106/16). В с. Хрущевка «Троица эт наша любимая была. Убирались по всякаски, кто как хател, брали косу, звенить адна, мы пляшим» (Евсина Т.М. (1926 г.р.), 6/ № 125). 
       За Троицей следовала неделя, называемая «русальской» или «русальским заговеньем». В исследуемых селах было принято провожать или «водить» русалку: «Всю ниделю праважали русалку» (Евсина Т.М. (1926 г.р.), 6/№ 125). «Миня адна саседка дражнила «русалка», я всегда любила русалку, мы любили русалку вадить» (Елфимова А.К. (1938 г.р.), 5). «По мнению этнографов, проводные обряды чаще всего связаны, с одной стороны, с переходом от одного земледельческого сезона к другому, с другой стороны, проводные обряды – это отголоски древних культов умирающего/воскресающего божества, которое появляется у всех народов с осознанием цикличности (повторяемости) мира, и связаны они с солнечным культом» (3, с. 107 – 120). Традиция, связанная с обрядом «похорон/проводов русалки» достаточно широко распространена на территории нашего края (1, с. 95 – 107).
        В с. Сырское обряд бытовал в форме шествия по селу или вокруг села «ряженых по-чудному», женщин в традиционных романовских костюмах, с характерным переодеванием мужчин в женскую одежду и наоборот – «в деда». «…Издревле въ разныхъ мѣстахъ весеннее «русальное» торжество ознаменовывалось переряживаніемъ и плясками…» (4, с. 90). «Проводы русалки совершаются как народное шествие выпроваживания невидимого существа до определенного места, чаще всего поля ржи» (1, с. 92). Упоминаний о травяной кукле-русалке, русалке в образе коня или женщины (девушки), ряженной в русалку, на данной территории не встречается. 
      «Водить русалку» в с. Сырское было принято на 3-й день после Троицы или в воскресение. «На третий день наряжалися «па-чудному», выхадили с гармошкай на улицу, всю неделю гуляли. Кагда гарманиста нет, брали косу, па ней какой палкай, и мы за ней плясали, па этай касе» (Елфимова А.К. (1938 г.р.), 5). «Игра на музыкальныхъ инструментахъ, пѣсни и пляски естественно роднятся и связываются съ обычаемъ переряживанія, народнаго маскарада. Послѣдній обычай ведетъ свое начало изъ древнѣйшихъ временъ» (4, с. 83 – 84). Уроженец с. Сырское Елфимов С.И. вспоминает: «Собирались женщины замужние, гармонист с ними, он им играет, а ани начинают отплясывать» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). В основном, по воспоминаниям старожилов, пели нецензурные частушки, «кто пакруче завернет», «он (гармонист) можа играть им где-то да двух часов ночи. Ходят па селу, у каго каса была, у каго заслонка от печи» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). «Убирались «па-смешному, кто што на сибя наденит, кто шубу выварачную, абряжались все, как бы теряли чилавеческий образ, ходят, пака им ни надаест» (Елфимова А.П. (1941 г.р.), Кулакова А.Л. (1949 г.р.), 6/№ 106). 
      В с. Хрущевка, по сведениям информаторов, ходили только в понедельник. «Убирались па-чудному, хто намажится, хадили кругом села, эта вот рубель, калатушкай смыгала. Сначала трапеза, сабирались, патом хадили плясать» (Сарычева М.И. (1941 г.р.), 6/№ 125). Уроженка с. Хрущевка Шульгина Т.А. (1942 г.р.) вспоминала: «Косы звенели, девки хадили. У школы сабирались всегда, меня плясать ни дапускали, там девки пастарше, все плясали, а мы сзади немношка» (6/№ 125). 
     В с. Сырское шествие доходило до реки, в с. Хрущевка обходили село. Гуляния проводились до начала войны: Война все убрала (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). После войны в с. Сырском «русальские гуляния» возобновились и проводились вплоть до начала 70-х годов. В с. Хрущевка перестали «водить русалку» к середине 50-х годов, косы пабрасали (Шульгина Т.А. (1942 г.р.), 6/№ 125). «Тут уже гармошки паявились, балалайки, стали пабагаче жить, и все эта старое ана так ухадила, не интересна стала» (Пырков А.А. (1937 г.р.), 6/№ 125).
    С 2016 года в с. Сырское усилиями директора поселенческого центра культуры Н.М. Поленникова обрядовое шествие стали возрождать. Здесь проводится праздник «Проводы русалки», в котором принимают участие народные исполнители и жители сел Сырское, Подгорное, Хрущевка, Троицкое, а также фольклорные коллектива из г. Липецка и Липецкой области, из г. Москвы.





Литература:
1. Иващенко К.Л. Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область [Текст]/К. Л. Иващенко; ред.: А.Ю. Клоков, А.А. Найденов. – Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2018. – 260 с: фот. цв.
2. История с. Сырское Липецкого района – http://rustemple.narod.ru/lp_syrskoe.html (дата обращения 02.12.2019 г.).
3. Стурова О.Л. Обряд похорон русалки на территории воронежско-липецкого пограничья. – Народная культура и проблемы ее изучения [Текст]: сборник статей. Материалы Х Научной региональной конференции/Воронежский государственный университет. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. – 349 с. (Афанасьевский сборник: материалы и исследования. Вып. XV).
4. Фаминцын А.С. Скоморохи на Руси [Текст]/исследование Ал. С. Фаминцына. – Санкт-Петербург, 1889 (Тип. Э. Арнгольда). – 191 с. - https://drive.google.com/file/d/1cNChaTtGlVf_S1l3XKNjCxiUzkqeSffo/edit режим доступа 19.12.2019 г.
5. Фольклорно-этнографическая экспедиция 20.09.2016 г. Личный архив В.А. Юрьева.
6. Фонд ФЭ ОЦКНТ отдела ТНК CD №106, №114, 









Хранители традиций, жители с. Хрущевка Липецкого района. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М. Жучковой, 2019 г.
Хранители традиций. с. Сырское А.П. Елфимова (1941 г.р.), А.Л. Кулакова (1949 г.р.), С.И. Елфимов (1935 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото В. Юрьева, 2018 г.
«Проводы русалки» с. Сырское, реконструкция обряда в рамках фестиваля народных традиций «Мусаткин двор», фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, 2021 г.
«Проводы русалки» с. Сырское, реконструкция обряда в рамках фестиваля народных традиций «Мусаткин двор», фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, 2021 г.
"Проводы русалки" с. Сырское, реконструкция обряда, фото предоставлено Н.М. Поленниковым.
"Проводы русалки" с. Сырское, реконструкция обряда, фото предоставлено Н.М. Поленниковым.
"Проводы русалки" с. Сырское, реконструкция обряда, фото предоставлено Н.М. Поленниковым.
«Проводы русалки» с. Сырское, реконструкция обряда в рамках фестиваля народных традиций «Мусаткин двор», фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, 2021 г.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. . Фото предоставлено М. Ереминой.
"Проводы русалки" с. Сырское, 2017 г. Фольклорный ансамбль "Ерема" г. Москва рук. М. Еремина. Фото предоставлено М. Ереминой.
2023 год
2023 год
2023 год
2023 год
2023 год