НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Обычай «греть родителям ножки» на территории Липецкой области

Носители

Район

Добринский район / Добровский район / Елецкий район / Лев Толстовский район / Хлевенский район / Липецкий район / Лебедянский район / Задонский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Празднично-обрядовая культура

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Календарные праздники, обряды, ритуалы.

Краткое описание ОНКН

         

      Святки – наиболее насыщенный обрядовыми действиями период в традиционном календаре, который обрамляется тремя главными праздниками: Рождеством Христовым, Васильевым вечером (старый Новый год), Крещением Господним или Богоявлением.

    Праздник Рождества Христова связан с рождением Иисуса Христа. Васильев вечер (старый Новый год) по месяцеслову православной церкви посвящается не только чествованию св. Василия Великого, архиепископа Кесарийского, но и празднованию Обрезания Господня. Крещение Господне или Богоявление является древнейшим христианским праздником, посвященным крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан.

     Каждый из этих праздников насыщен ритуальными обрядовыми практиками, восходящими к архаическим представлениям восточных славян. Одним из интересных обычаев, дошедших до наших дней в «живом» бытовании, является обряд сожжения соломы («пурины») или обычай «греть ноги покойникам». По наблюдению исследователей, южнорусский обряд разведения костров ранним утром в сочельник или на Рождество (коляду), а кое-где также на Новый год и Крещение бытовал уже в XIX веке (а возможно и раньше) в Курской, Воронежской, Орловской, Тамбовской губерниях среди однодворцев. 

        Сегодня данный обычай зафиксирован в Липецкой области в сёлах Тербунского, Хлевенского, Добринского, Задонского, Елецкого, Чаплыгинского, Лебедянского, Липецкого районов. Совершается один, два, а иногда и три раза в течение Святок. По мнению Д.К. Зеленина, «…Устойчивое приурочивание обряда ко времени Святок дает нам некоторое право утверждать, что этот, сельскохозяйственный, элемент рассматриваемого обряда древнейший и основной. На время Святок, по народному календарю, падают праздники именно с ярко выраженным сельскохозяйственным характером. В частности, обрядовые костры во время Святок, известные у многих европейских народов, имеют теснейшую связь именно с сельскохозяйственным культом» (1). Согласно заметкам этнографа Д.К. Зеленина, «древнейшее известие народного обычая греть покойников относится к 1852 году». (1).

Описание обряда.
       В селе Талицкий Чамлык Добринского района в сочельник Рождества Христова, 6 января, когда в небе загорается первая звезда, жители села берут охапку соломы, относят на безопасное расстояние от дома и поджигают. Необходимо дождаться, пока солома полностью сгорит. Помимо соломы жгли сено, старые тряпки, бумагу, а также автомобильные шины. В 60-е годы ХХ века в селе изготавливали факелы: тряпки на ночь замачивали в солярке, затем накручивали на длинную проволоку и поджигали. Старались, чтобы костер был побольше и горел подольше. Таким образом греют умерших родственников в зимние морозы: «стужа, зима, а мы им погреем ножки, им там будет хорошо». По наблюдениям жителей села, когда дует ветер, дым от костра всегда идет в сторону кладбища. После этого все идут в дом и разговляются после Рождественского поста, а после 12 часов ходят по домам с торжественными песнопениями во славу родившегося Христа (4).
          В селах Елецкого района повсеместно сохраняется традиция жечь костры около дома вечером накануне Рождества. Бытуют названия «греть ноги покойникам», «греть пятки покойникам», «греть покойников», «греть Христа». Традиция восходит к древним представлениям о том, что в определенные календарные даты ушедшие предки могут посещать мир людей. О давности обычая свидетельствуют наблюдения И.А. Бунина в его елецком имении Озерки, которые относятся к 80-м годам XIX столетия: «… в снежные глухие сумерки под Рождество горят в деревне, на снегу, возле изб костры. Спросил бабу на пороге: зачем это?
А затем, барчук, чтобы покойники погрелись.
– Да ведь они на кладбище.
– Мало ли что! Все ночью, каждый к своей избе, придут погреться. Им под Рождество это всегда дозволяется…» (3, с. 16-18)
Сегодня в Елецком районе костры жгут на улицах возле домов, либо на окраине населенного пункта, либо на берегу пруда или реки, «греют ноги покойникам, чтобы им там было хорошо».
           Обычай «греть родителей», «греть родителям пятки» в селе Крутогорье Липецкого района бытует под старый Новый год. Русская православная церковь 14 января чтит память святого Василия Великого. В России в этот день по юлианскому календарю (по старому стилю) отмечают старый Новый год. В селе Крутогорье костры жгут перед домом, на дороге, редко на огороде, а в соседнем селе Пады – на кладбище. По сведениям жителей села Крутогорье, традиция не прерывалась. В старину жгли только солому, позже стали поджигать старые вещи либо старые автомобильные шины. Причем старожилы отмечают, что «если не хватает одной сгоревшей (шины), поджигаем еще», то есть, если они чувствуют, что мало времени постояли у огня.
           Отношение к обряду в селе трепетное: кто-то из жителей убежден, что их родственники наблюдают сверху, другие верят, что родственники приходят погреться. Кто-то просто молча стоит перед огнем, а кто-то вспоминает своих усопших. После этого зачастую устраивают трапезу. Также к традиции приобщают и детей. Как помнят старожилы, в старину детям отцы делали факелы и поджигали, в селе их называли «пуки», с ними дети бегали по улице. Впервые данный обычай в селе Крутогорье Липецкого района зафиксирован в 2021 г.
           В селах Лебедянского района традиция сохраняется в живом бытовании в Волотово, Сурки, Шовское, слобода Покрово-Казацкая. В Вязово и Сурки в канун Рождества сначала принято колядовать. Затем возле домов или во дворе жгут костры, «греют Христа». Хозяин дома заранее складывает костер из соломы и веток, чтобы огонь был высоким. Остальные члены семьи выносили в костер старые деревянные вещи, чтобы из дома уходило все плохое. Во время обряда старшее поколение читало специальные молитвы, дети пели церковные песни. По воспоминаниям жительницы села Вязово Савеловой Анастасии Сергеевны (1931 г.р.), в это время в старину ее мама всегда надевала красивый платок, выносила какую-нибудь вещь из дома, кидала в костер и что-то приговаривала.
         В слободе Покрово-Казацкая, согласно церковной традиции, под Рождество Христово не едят до первой звезды, затем вкушают коливо, а с появлением первой вечерней звезды начинают жечь костры – «обогревать ножки Христу». Зачастую жгли заранее приготовленные солому, ветки.  Костры жгли на дороге, у речки Лебедянки. Дети и молодёжь катались с горки, перепрыгивали через костры. С наступлением сумерек дети, молодые парни и девчата рядились (девушки надевали праздничную одежду, парни – полушубок наизнанку) и начинали колядовать отдельными группами.
          В селе Шовское в Рождественский сочельник жители собирались на берегу пруда «греть ножки покойникам», «обогревать младенца Христа». Заранее готовили сено, солому, старые ветки. Считалось, чем выше будет костёр и сильнее пламя, тем теплее будет нашим предкам. Раньше костры жгли около домов. Обряд старались проводить без веселья, т.к. считалось, что покойникам нужна тишина. Были распространены молитвы и песнопения. Участие принимали как взрослые, так и дети. Утром на Рождество Христово ряженые ходили по домам «христославить», исполняли тропарь праздника. К приходу ряженых тщательно готовились, готовили взвар, кисель, пекли блины и пироги.

   

Литература:
1. Зеленин Д.К. Народный обычай греть покойников. http://annales.info/rus/ethnografia/zelenin1.htm режим доступа 14.03.2020 г.
2. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре, 1901 – 1913. – М., 1994.
3. Пискулин А.А. Материалы по этнографии Черноземья второй половины XX-начала XXI века : традиционные праздники, обряды, верования, обычаи и поверья Липецкой, Орловской, Курской, Тульской областей / Алексей Пискулин ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Елец. гос. ун-т им. И. А. Бунина. - Воронеж : Научная книга, 2015. - 205, [1] с. ; 25 см. - (Научные труды ООО НПО "Черноземье" ; вып. 3). - 300 экз. - ISBN 978-5-4446-0762-6 (в пер.)
4. Фонд ФЭ ОЦКНТ отдела ТНК CD №55.

Обряд сожжения пурины. с. Талицкий Чамлык. Фото из архива Добринского межпоселенческого центра культуры и досуга, 2013 г.
Обряд сожжения пурины. с. Талицкий Чамлык. Фото из архива Добринского межпоселенческого центра культуры и досуга, 2013 г.
Обряд сожжения пурины. с. Талицкий Чамлык. Фото из архива Добринского межпоселенческого центра культуры и досуга, 2013 г.
Обряд сожжения пурины. с. Талицкий Чамлык. Фото из архива Добринского межпоселенческого центра культуры и досуга, 2013 г.
"Обычай греть родителей" с. Крутогорье Липецкий район. ФЭ ОЦКНТ, 2021 г. фото Л. Бухановская.
"Обычай греть родителей" с. Крутогорье Липецкий район. ФЭ ОЦКНТ, 2021 г. фото М.Жучкова
"Обычай греть родителей" с. Крутогорье Липецкий район. ФЭ ОЦКНТ, 2021 г. фото М. Жучкова
Видеозаписи