НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 44 шт.

Свадебный обряд с. Большие Извалы Елецкого района.

Носители

Район

Елецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН        Свадебный обряд с.Большие Извалы состоял из ряда поэтапных действий, каждое из которых имело определенное значение. В целом свадьба с.Большие Извалы представляет собой одну из локальных версий южнорусского типа свадебного обряда и включает в свой сценарий все основные этапы свадебной игры: сватовство, двороглядье, сговор, пропой, девишник, обряды утра свадебного дня, венчание, свадебный пир, заключительные обряды второго дня.
       Самым удачным временем для проведения свадьбы считалась осень, т.к. урожай был уже собран, крестьяне были меньше заняты хозяйственными делами, застолье отличалось большим разнообразием.  
       Сватовство. Сватать невесту приходили мать, отец, крёстная, какие-нибудь родственники, и брали с собой сваху – сходатаю. В основном такими свахами были женщины, отличающиеся особой говорливостью, проворностью, бойкостью. Их знали на селе все, и если уж наверняка хотели засватать выбранную невесту, то приглашали посодействовать  именно такую сваху. В благодарность её потом сажали за стол. «Прихадила сваха – схадатая, каторую приглашали специальна. Были такие свахи ловкие, языкастые. В благадарность их за стол сажали» (Якушева З.А.)
        О цели своего прихода напрямую не говорили, а начинали разговор в иносказательной форме: «Вот лисичка па диревни бежала, мы видили, что ана в ваш дом забежала. Мы её ищем. У нас есть лисенок, а у вас лисичка...» (Шарандина М.А.); или: « – Мы вот слышали, у вас ярочка продаётся. Можно её купить? – Можно…» (Якушева З.Я.).
        Богомолье. Важнейшие этапы свадьбы сопровождались совместным богомольем: «Тогда ведь всё время была богомолье. Когда посватались, сошлись, помолились Богу, – это было на сватовство. А потом приехали глядеть дворы. <…> двора какие были, щас ведь другое!» (Якушева З.А.).
Как только девушку засватали, она заплетает волосы в косу, с этих пор ей не разрешается ходить простоволосой. Это указывало на её особый статус, особое положение в этот период своей жизни.
        Особенностью свадьбы села Большие Извалы, как и других сел Елецкого района является то, что одним из главных приглашенных участников свадебной игры, начиная со сватовства, был гармонист: «Гарманиста приглашали на все працедуры – на сватавство, на запой, на пастель, – абязательно» (Шарандина М.А.).
Каждый из свадебных этапов заканчивался пляской под гармонь на улице, чтобы обозначить перед всей крестьянской общиной, что тот или иной этап завершился и готовится следующий.
        Осмотр женихова подворья. После сватовства существовал обычай осматривать женихово подворье – двора глядеть, даже если будущие родственники были соседями и хорошо знали состояние хозяйственных дел. В дом к жениху приходили мать невесты и крестная, для того, чтобы посмотреть, как живет женихова родня, а заодно обмерить окна, лавки. Потом по этим меркам шили занавески. По окончании обмера родственников невесты сажали за стол и угощали: «Пасмотрят двара, а патом застольщина бывает» (Якушева З.А.). Это застолье имело название сговор. Если дом или двор не понравился, то могли отказаться от свадьбы.
        Пропой назначался через неделю после сватовства. На него приглашались самые близкие родственники с обеих сторон. На пропое назначалась точная дата свадьбы, и обсуждались хозяйственные вопросы, касающиеся подготовки к венчанию и пиру. После обсуждения хозяйственных вопросов начиналось традиционное для всех семейных праздников  застолье с плясками и песнями, обязательным участником которого был приглашенный гармонист.
        В течение периода от пропоя до свадьбы были разрешены встречи невесты и жениха: «Потом уж они определенно дружуть, ходють  друг к другу, проведывають» (Якушева З.Я.).
        Девишник – церемония свадебного обряда, предваряющая собственно свадьбу, комплекс обрядовых действий, оформляющих один из рубежных моментов обряда: подготовку перехода невесты в новый статус. На девишнике  у невесты происходит прощание с добрачной жизнью: «Девишник – это девочки собирались, одевали невесту вечером перед свадьбой к венцу. Косу заплетали ей, платью длинную» (Якушева З.Я.). Плач во время прощания с подругами для невесты считался обязательным: «Невеста собирала падруг и голосила, что кончилась её девичья жизнь...» (Шарандина М.А.).
         Выкуп постели и сундука. Обряд выкупа постели также совершался накануне свадьбы, вечером, во время девишника. Жених брал с собой самых отчаянных  дружков, гармониста и ехали к невесте. «Заходють, гармонист играя, начинають таргаваться. – Вас эта цена устраивает? – Нет, давайте больше! Ну, там кто каво перебьет. А патом за стол садились» (Шарандина М.А.). Количество приданого зависело от достатка семьи невесты: «Узел – это богатые дарили, а уж бедным так, постель кой-какуя. Раньше ни перины не было, а вот войлочные подстилки и одеяла из разных клочков – клинцовые назывались» (Асташкова Н.М.).
После угощенья в доме невесты постель перевозили в дом жениха, процессию обязательно сопровождал гармонист: «Везть постель – это обязательно надо было с гармонистом, по всему селу, чтоб усе знали» (Якушева З.Я.).
         Утром свадебного дня подружки приходили собирать невесту: будили ее, помогали ей одеваться для свадьбы, расплетали волосы и плели две косы: «К венцу невесте две косы надевали. Когда девочкой была, она одну косу носила, а когда замуж она выходя, ей делають две косы. Вот девишницы убирали ее к венцу. <…> Кокошник надевали. У мамы моей был старинный кокошник, а у меня уж ничего не было» (Якушева З.Я.).
Родители благословляли своих детей: «Расстилили шубу, на калени паставют… Икону Спасителя и его перекрестила, он пацеловал. – Дай, Госпади, всего хорошего в вашей жизни! Родители невесты её благославляют, а родители жениха – ево» (Шарандина М.А.). Невеста ожидала приезда жениха за столом.  
          Жених отправлялся из дома на тройке, с дружками и родственниками. Перед домом невесты им перегораживали дорогу лентой, жениха не пускали к невесте, требовали выкупа. Второй этап выкупа был в доме, там нужно было выкупить место рядом с невестой. После выкупа женихову родню угощали и молодые отправлялись в церковь на венчание. «У церковь они едут в разных (повозках). А когда приезжают к церкви он её ожидая, или она его, кто там уперед прибыл» (Якушева З.Я.).
          Свадебный пир. После венчания молодые едут в дом к жениху. Их встречают мать и отец с хлебом-солью и иконой. Под ноги молодых кидают шубу и осыпают их зерном, тем самым, нарекая им богатую, счастливую жизнь. Затем все гости проходят и рассаживаются за стол. Молодых одаривали, а невеста раздавала приготовленные дары родственникам жениха.
          Особая роль гармониста на свадьбе подчеркивалась тем, что у него было особое место за столом: «Гармонист сидел рядом с молодыми, в почете. Гармошку ему подвязывали рушником, а потом ему ево дарили. У нас вот в селе много было гармонистов, даже династии были. На рояльных гармошках как хорошо играли! А теперь нет ни одного» (Шарандина М.А.) .
          Застолье проходило весело, с пением, плясками. «Гармонист ходя, у гармонь играя. Все люди за столом, а он ходя около стола и играя» (Якушева З.Я.). Традиция инструментального сопровождения свадьбы вытеснила из обряда специальные свадебные песни. Из обрядового репертуара свадьбы зафиксировано только два образца: «Вечор девки пиво варивали» и «Во саду ли виноград цветет», эти песни звучали во время застолья.
         Свадебный стол всегда отличался изобилием. Блюда подавались на стол по отдельности. На свадьбу готовили много мясного, а также обязательными считались лапша, квас, пироги, холодец. Своеобразным сигналом к окончанию свадьбы служила каша-разгонщица, её подавали последней.
         Постель для ночлега молодым устраивали в «клети» или в «чулане».
         Второй день свадьбы. С утра родственники жениха «ходили позывать» к невесте: «хадили к невесте жениховы родственники, с гармошками, все ряженаи, пляшуть» (Шарандина М.А.). Рядились обычно в цыган, женщины в мужчин, мужчины в женщин.
         Невестина родня приходили «будить молодых». Обязательным был обычай демонстрировать простынь новобрачных гостям. В знак потери невинности молодой существовал обычай бить глиняные горшки: «Утром приходили, кто посмелее, будить молодых. Смотрели, честная невеста или нет. Били тарелки, или кувшин глиняный, а патом заставляли её их падметать, чтоб пасматреть, как она умеет работать» (Шарандина М.А.).
         Другим обычаем второго дня было катание по селу свашек невесты и жениха в корыте: «Рядышком сажали сваху са свахой и их вместе возили. Эта значит у них всё дружно, харашо» (Якушева З.Я.).
         После застолья свадьба заканчивалась.
Завершающим этапом свадьбы был обычай собирать в доме молодых через неделю после свадьбы самых близких родственников – это называлось обнедельки.
         В настоящее время состояние традиционной культуры в с. Большие Извалы подтверждает общую тенденцию постепенного угасания фольклорной традиции. В памяти местных жителей сохранены лишь описания обрядов, музыкальный материал практически утрачен. К сожалению, эти обряды уже давно не бытуют в сёлах и мало известны молодым поколениям местных жителей.

Литература:
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. - М.: Индрик, 2012. - 936 с. - (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).
3. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: проблема регионального исследования. Тезисы докладов научно - практической конференции в г. Смоленске, 1987 г. - М., 1987.
4.  Комаричева Ю. Свадебный обряд Елецкого района Липецкой области. (По материалам музыкально-этнографической экспедиции 2006 года). – Этнография Центрального Черноземья России. Сборник науч. трудов. Вып. 7. – Воронеж, 2008.
5. Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж, 1981.
6. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Издательство: Восточная литература – 1996.
7. Сысоева Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. - Воронеж, 1998.
8. Сысоева Г.Я. Локальный стиль воронежско-липецкого пограничья (к вопросу о выделении локальных песенных стилей в областях Черноземья) // Народная культура и проблемы ее изучения. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 216 с.
9. Чистов К.В. Семейные обряды и фольклор. Сб. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987.

Аудиозаписи