НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Свадебный обряд сел Демкино и Колыбельское Чаплыгинского района

Носители

Район

Чаплыгинский район

Нас. пункт

Техники исполнения ОНН

Многоголосное пение.

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН         Чаплыгинский район расположен на севере Липецкой области. Село Колыбельское возникло в начале 1640-х годах. В переписных книгах 1646 года упоминается как починок Колыбельский, владение одного из московских монастырей. Расположено село на правом берегу реки Становая Ряса, правого притока реки Воронеж. Территория, на которой в настоящее время расположено село, было заселено людьми еще в доисторические времена. Люди, проживавшие здесь, занимались земледелием и кочевым скотоводством. В IX-ХII веках эта местность была заселена славянскими племенами, об этом также говорят археологические находки, находящиеся в экспозиции краеведческого музея. К началу XIV столетия край запустел в связи с нашествием татаро-монгол. Только с образованием централизованного Российского государства и с укреплением южных границ в конце XVI столетия начинается новое заселение края. Впервые село Колыбельское упоминается в окладных книгах XVII столетия. С течением некоторого времени здесь стали получать себе вотчины крупные московские бояре, помещики и монастыри. Так часть земли села Колыбельское была передана в пользование одного из московских монастырей. Переселенцы из разных мест Московского государства сохранили самобытные черты в одежде, разговоре, строительстве жилищ и ведении домашнего хозяйства. Но по сохранившейся до настоящего времени женской одежде села Колыбельское исследователи предполагают, что переселенцы были выходцами из Украины и Литвы. (Мерцалова М.Н. «Поэзия народного костюма». 2-е изд., переработ., и доп. - М.: Молодая гвардия, 1988. с.144-146)
         В настоящее время село Колыбельское является одним из наиболее крупных населенных пунктов Чаплыгинского района. Известны две версии по поводу названия села. Официальная версия связывает названием ручья, вытекающего из родника (колыбели). А среди жителей села и местных краеведов бытует мнение, что село называется так потому, что в конце XVI начале XVII веков многие жители села искусно изготовляли колыбели для младенцев и продавали их на существующих в то время торгах. «Какой-та у нас тута был представитель. Калыбель у няво была тута. И вот назвали Калыбельскае сяло».
         Село Демкино находится в нескольких километрах от села Колыбельское, и является центром Демкинского сельсовета Чаплыгинского района. Как село с церковью известно по документам 1676 г. Свое название село получило по фамилии Демкин.
         Села отличаются богатством традиционного праздничного женского костюма, в том числе и свадебного. Материалы последних экспедиций в Чаплыгинский район 2012 года выявили утрату черт традиции в сторону упрощения свадебного сценария, а также нововведения, не характерные для ранних записей. Например, информанты путаются, говоря о традиционном сценарии свадьбы, чаще обращаются к реалиям последнего времени. Большая часть песен, зафиксированных в 1989 году, уже исчезла из репертуара бытующего этнографического коллектива, исполнительницы помнят в основном песни с позднетрадиционной музыкальной стилистикой.
         Свадьбы в селах Колыбельское и Демкино справляли в основном с октября до Михайлова дня (21 ноября), зимним Мясоедом и на Красную горку. Промежуток времени от запоя до дня свадьбы зависел от того, как подготовится невеста. В старину в указанных селах выбор невесты зачастую происходил по принципу социального равенства. Еще в начале ХХ века выбор родителей был решающим и хорошие качества невесты могли быть основополагающими, чтобы пойти свататься: «Радители гаварили: эт семья харошия. Девачки из харошай семьи и лошки умеют делать и всё». Успех сватовства определялся рядом условий, прежде всего выбором времени. Следует отметить, что зачастую для сватовства отводились специальные дни. На вопрос, когда чаще ходили свататься, информанты отвечали: «Када петушки закукуречуть. После Раждества». Если сватовство прошло удачно, могли сразу же устраивать запой либо приходили в другой день. О наличии заключительного этапа свидетельствует данные из села Демкино, в котором этот момент называли «запивать вино». На следующий день родители невесты ходили место глядеть.
          Вечер перед свадьбой насыщен обрядовыми действиями. К невесте приезжают родственники жениха и дружок «рубахи носить», забирают приданое, тут же смотрят «дары», которые развешаны по избе. В исследуемых селах само слово «девишник» носителями не упоминается, тем не менее зафиксированные сведения о приходе подруг накануне вечером свидетельствуют о существовании девишника раньше: «А как жа, прихадили, голаву чесали. Приходят падруги, расчёсывают голаву, всё ей делають».
         Часть функции девишника перенеслась на утро свадебного дня. По материалам экспедиции 90-х годов, утром к невесте приходят подруги расплетать косу. В с. Демкино, по материалам экспедиции 2012 г., утром перед венцом подруги приходят нявесту вывадить на пасат. Когда невеста сидит на посаде, «тут падруги сабираюца и пают им песню «Девачка изменщица», рас ана выходя замуш, изменяя, девачек брасая. Если невеста была сиротой, ей пели «Среди двора-дворика». К венцу молодые едут в отдельных санях.
Одной из особенностей свадебного обряда указанных сел является не характерный в целом для южнорусской свадьбы обычай – от венца молодые едут к невесте, где остаются ночевать. То, что основные действия первого дня свадьбы в указанных селах происходят в доме невесты, указывает на пережитки уксорилокальности.
          В южнорусской свадьбе, как в обряде перехода, доминирующее значение приобретает обряд повивания или смена головного убора молодой. В с. Колыбельское невесте заплетали уже одну косу: «Эта расплели ей косу адну. Теперь ты ня девушка, а замужняя женщина».
         Не менее насыщен разными обрядовыми действиями и второй день свадьбы. Утром крестная с подругой или девки приходят будить молодых, это называлось «ярку искать», несут пирог и курицу. Невесту прячут – хоронют. Ее отыскивают, и затем родня жениха уводит невесту в его дом. Второй день называли «пахмёлки», «столовые распивают». Все вместе обходят село – как факт утверждения в глазах общины новой семьи, гуляют, пляшут под косу или под заслон. Первый год молодые жили в доме, а ночевать ходили в баню или сарай. В этом информантами усматривается необходимость молодоженам побыть одним: «Маладыи, им нужна любовь».
          В исследуемых селах к заключительным обрядам свадьбы относится совместное посещение молодыми родителей невесты и сбор родни до конца первого года на все большие праздники. «Тады да первава васкресенья. В первае васкресенье приходит яво радня в гости, челавек пять с сабой родственникав бяруть. Приходили яво радители, заловки, зятья прихадили. Пака весь гот хадили, гуляли. Гот заканчивался, гаварили: «Ну, слава Богу, гот закончился». Всё, нет больше такой суеты. Кто пабяднея канешна была труднавата».
          Итак, отличия свадебного сценария сел Демкино и Колыбельское:
– первый день свадьбы гуляли у невесты, там же оставались ночевать;
– наличие разных песен на посаде, исполняемых подругами;
– переодевание невесты в женскую одежду и повивание до свадебного пира (записано со слов А.М. Топинских);
– отвоз сундука и укладки невесты одновременно с ней в дом жениха, а также терминология «вынос гуся».
           Свадебный обряд сел Колыбельское и Демкино насыщен разнообразными обрядовыми и величальными песнями. Следует особо выделить музыкальное оформление свадьбы первого дня. Молодых обязательно обыгрывали: «Стоит рюмка на столе». Дружку пели «Уж ты, друженька, честной человек», вдове «Матушка-гусынюшка, что ж ты сидишь, нет у тебя гуся-лебедя», парням пели «Кто ж у нас не женат», мужчинам «У кого же деньги есть». За столом пели «Честна хвальна беседушка». Так же исполняли плясовые песни «Полно, полно вам, ребята», «Долина-долинушка», «Во горенке во новой», плясали в избе по кругу с высоко поднятыми руками. Пели величальные невесте «Среди двора-дворика» и «Уж как Марьюшка изменщица», исполняемые на напев-формулу. Величальные молодым, женатому и неженатому гостям «У голубя», «Во горенке», «А кто у нас не женат». Эти песни звучали на свадебном пиру в доме жениха, сопровождаясь пляской. Песню «У голубя» пели в полукруге.

Литература:
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. - М.: Индрик, 2012. - 936 с. - (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).
3. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: проблема регионального исследования. Тезисы докладов научно - практической конференции в г. Смоленске, 1987 г. - М., 1987.
4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма М., 1988 стр. 140-146
5. Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж, 1981.
6. "Родники села Колыбельское". Информационно-методический сборник №10  – Липецк, 1988.
7. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Издательство: Восточная литература – 1996.
8. Сысоева Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. - Воронеж, 1998.
9. Сысоева Г.Я. Локальный стиль воронежско-липецкого пограничья (к вопросу о выделении локальных песенных стилей в областях Черноземья) // Народная культура и проблемы ее изучения.  Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 216 с.
10. Чистов К.В. Семейные обряды и фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры.- М.: Наука, 1987.
Старейшая участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское А.М. Топинских (1929 г.). (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.)
Аудиозаписи Видеозаписи