НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Свадебный обряд сел Демкино и Колыбельское Чаплыгинского района

Носители

Район

Чаплыгинский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Празднично-обрядовая культура

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Календарные праздники, обряды, ритуалы.

Краткое описание ОНКН

     Чаплыгинский район расположен на севере Липецкой области. Село Колыбельское возникло в начале 1640-х годах. В переписных книгах 1646 года упоминается как починок Колыбельский, владение одного из московских монастырей. Расположено село на правом берегу реки Становая Ряса, правого притока реки Воронеж. Территория, на которой в настоящее время расположено село, было заселено людьми еще в доисторические времена. Люди, проживавшие здесь, занимались земледелием и кочевым скотоводством. 

      В IX-ХII веках эта местность была заселена славянскими племенами, об этом также говорят археологические находки, находящиеся в экспозиции краеведческого музея. К началу XIV столетия край запустел в связи с нашествием татаро-монгол. Только с образованием централизованного Российского государства и с укреплением южных границ в конце XVI столетия начинается новое заселение края. Впервые село Колыбельское упоминается в окладных книгах XVII столетия. С течением некоторого времени здесь стали получать себе вотчины крупные московские бояре, помещики и монастыри. Так часть земли села Колыбельское была передана в пользование одного из московских монастырей. Переселенцы из разных мест Московского государства сохранили самобытные черты в одежде, разговоре, строительстве жилищ и ведении домашнего хозяйства. Но по сохранившейся до настоящего времени женской одежде села Колыбельское исследователи предполагают, что переселенцы были выходцами из Украины и Литвы. (4, с.144-146).

      В настоящее время село Колыбельское одно из крупных населенных пунктов Чаплыгинского района. Известны две версии по поводу названия села. Официальная версия связывает названием ручья, вытекающего из родника (колыбели). А среди жителей села и местных краеведов бытует мнение, что село называется так потому, что в конце XVI начале XVII веков многие жители села искусно изготовляли колыбели для младенцев и продавали их на существующих в то время торгах. «Какой-та у нас тута был представитель. Калыбель у няво была тута. И вот назвали Калыбельскае сяло» (11, 2). 

      Село Демкино находится в нескольких километрах от села Колыбельское, и является центром Демкинского сельсовета Чаплыгинского района. Как село с церковью известно по документам 1676 г. Свое название село получило по фамилии Демкин. Села объединяются богатством традиционного праздничного женского костюма, в том числе и свадебного. Материалы последних экспедиций в Чаплыгинский район 2012 года выявили утрату черт традиции в сторону упрощения свадебного сценария, а также нововведения, не характерные для ранних записей. Например, информанты путаются, говоря о традиционном сценарии свадьбы, чаще обращаются к реалиям последнего времени. Большая часть песен, зафиксированных в экспедиция 80-х годов, уже исчезла из репертуара бытующего этнографического коллектива, исполнительницы помнят в основном песни с позднетрадиционной музыкальной стилистикой.

      Свадьбы в селах Колыбельское и Демкино справляли в основном с октября до Михайлова дня (21 ноября), зимним Мясоедом и на Красную горку. Промежуток времени от запоя до дня свадьбы зависел от того, как подготовится невеста. В старину в указанных селах выбор невесты зачастую происходил по принципу социального равенства. Еще в начале ХХ века выбор родителей был решающим и хорошие качества невесты могли быть основополагающими, чтобы пойти свататься: «Радители гаварили: эт семья харошия. Девачки из харошай семьи и лошки умеют делать и всё».  "Щас, канешна, любовь, влюбляюцуть, а тады-та берётя багатые с багатыми" (12, 2-4). Успех сватовства определялся рядом условий, прежде всего выбором времени. Следует отметить, что зачастую для сватовства отводились специальные дни. На вопрос, когда чаще ходили свататься, информанты отвечали: «Када петушки закукуречуть. После Раждества» (11). Если сватовство прошло удачно, могли сразу же устраивать запой либо приходили в другой день. О наличии заключительного этапа свидетельствует данные из с. Демкино, в котором этот момент называли запивать вино. На следующий день родители невесты ходили место глядеть

      Вечер перед свадьбой насыщен обрядовыми действиями. К невесте приезжают родственники жениха и дружок рубахи носить, забирают приданое, тут же смотрят дары, которые развешаны по избе. В исследуемых селах само слово «девишник» носителями не упоминается, тем не менее зафиксированные сведения о приходе подруг накануне вечером свидетельствуют о существовании "девишника" раньше: «А как жа, прихадили, голаву чесали. Приходят падруги, расчёсывают голаву, всё ей делають» (11, 16-17). Часть функции "девишника" переносилась на утро свадебного дня. По материалам экспедиции 90-х годов, утром к невесте приходят подруги расплетать косу. В с. Демкино, по материалам экспедиции 2012 г., утром перед венцом подруги приходят нявесту вывадить на пасат. Когда невеста сидит на посаде, «тут падруги сабираюца и пают им песню «Девачка изменщица», рас ана выходя замуш, изменяя, девачек брасая. Если невеста была сиротой, ей пели «Среди двора-дворика». К венцу молодые едут в отдельных санях.

       Одной из особенностей свадебного обряда указанных сел является не характерный в целом для южнорусской свадьбы обычай – от венца молодые едут к невесте, где остаются ночевать. То, что основные действия первого дня свадьбы в указанных селах происходят в доме невесты, указывает на пережитки уксорилокальности (10, с. 405). 

     В южнорусской свадьбе, как в обряде перехода, доминирующее значение приобретает обряд повивания или смена головного убора молодой. В с. Колыбельское невесте заплетали уже одну косу: «Эта расплели ей косу адну. Теперь ты ня девушка, а замужняя женщина», "Абматают вакруг галавы и накрывают и вот ана баба".  (11, 40). 

    Не менее насыщен разными обрядовыми действиями и второй день свадьбы. Утром крестная с подругой или девки приходят будить молодых, это называлось ярку искать, несут пирог и курицу. Невесту прячут – хоронют. Ее отыскивают, и затем родня жениха уводит невесту в его дом. Второй день называли пахмёлки, столовые распивают. Все вместе обходят село – как факт утверждения в глазах общины новой семьи, гуляют, пляшут под косу или под заслон. Первый год молодые жили в доме, а ночевать ходили в баню или сарай. В этом информантами усматривается необходимость молодоженам побыть одним: «Маладыи, им нужна любовь» (11). 

    В исследуемых селах к заключительным обрядам свадьбы относится совместное посещение молодыми родителей невесты и сбор родни до конца первого года на все большие праздники. «Тады да первава васкресенья. В первае васкресенье приходит яво радня в гости, челавек пять с сабой родственникав бяруть. Приходили яво радители, заловки, зятья прихадили. Пака весь гот хадили, гуляли. Гот заканчивался, гаварили: «Ну, слава Богу, гот закончился». Всё, нет больше такой суеты. Кто пабяднея канешна была труднавата» (12, 34).

      Итак, отличия свадебного сценария сел Демкино и Колыбельское:
– первый день свадьбы гуляли у невесты, там же оставались ночевать;
– наличие разных песен на посаде, исполняемых подругами;
– переодевание невесты в женскую одежду и повивание до свадебного пира (записано со слов А.М. Топинских);
– отвоз сундука и укладки невесты одновременно с ней в дом жениха, а также терминология «вынос гуся».
     Свадебный обряд сел Колыбельское и Демкино насыщен разнообразными обрядовыми и величальными песнями. Следует особо выделить музыкальное оформление свадьбы первого дня. Молодых обязательно обыгрывали: «Стоит рюмка на столе». Дружку пели «Уж ты, друженька, честной человек», вдове «Матушка-гусынюшка, что ж ты сидишь, нет у тебя гуся-лебедя», парням пели «Кто ж у нас не женат», мужчинам «У кого же деньги есть». За столом пели «Честна хвальна беседушка». Так же исполняли плясовые песни «Полно, полно вам, ребята», «Долина-долинушка», «Во горенке во новой», плясали в избе по кругу с высоко поднятыми руками. Пели величальные невесте «Среди двора-дворика» и «Уж как Марьюшка изменщица», исполняемые на напев-формулу. Величальные молодым, женатому и неженатому гостям «У голубя», «Во горенке», «А кто у нас не женат». Эти песни звучали на свадебном пиру в доме жениха, сопровождаясь пляской. Песню «У голубя» пели в полукруге.


Литература:
1. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2. Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. - М.: Индрик, 2012. - 936 с. - (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).
3. Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: проблема регионального исследования. Тезисы докладов научно - практической конференции в г. Смоленске, 1987 г. - М., 1987.
4. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма М., 1988 стр. 140-146
5. Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж, 1981.
6. "Родники села Колыбельское". Информационно-методический сборник №10 – Липецк, 1988.
7. Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Издательство: Восточная литература – 1996.
8. Сысоева Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. - Воронеж, 1998.
9. Сысоева Г.Я. Локальный стиль воронежско-липецкого пограничья (к вопросу о выделении локальных песенных стилей в областях Черноземья) // Народная культура и проблемы ее изучения. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 216 с.
10. Чистов К.В. Семейные обряды и фольклор // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры.- М.: Наука, 1987.

11. Фонд ФЭ ОЦКНТ отдел ТНК CD №46

12. Фонд Фэ ОЦКНТ отдела ТНК CD №46а


Старейшая участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское А.М. Топинских (1929 г.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское М.Т. Панина (1930 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское Л.П. Ходырева (1944 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское М.Т. Мазаева (1932-2018 г.г.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское М.П. Антонова (1938 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Участница сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское Е.И. Серова (1930 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А, Жучковой, 2012 г.
Аудиозаписи Видеозаписи