НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Свадебный обряд села Вешаловка Липецкого района

Носители

Район

Липецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Краткое описание ОНКН         Главным признаком, характеризующим традиционную музыкальную культуру Верхнедонского региона, можно считать развитую музыкальную драматургию местного свадебного обряда. Вешаловская свадьба представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала.Образовалась село в результате слияния двух селений — Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского. Первое из них возникло в конце XVII века, второе известно с середины XVIII века. Вешаловка расположена между реками Воронеж и Дон в двадцати пяти километрах к северо-западу от Липецка. По сведениям местных жителей, название села связывается с легендой о том, что в Вешеловском логу разбойники вешали людей. До 1954 г. с. Вешаловка входила в Липецкий район Воронежской области, что во многом объясняет близость местной свадьбы брачным ритуалам северных воронежских сёл.
        Свадебный обряд с. Вешаловка представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала. Главным признаком, характеризующим традиционную музыкальную культуру этого региона, можно считать развитую музыкальную драматургию местного свадебного обряда. Свадьбу в селе играли в определённые дни: 4 ноября (Казанская), 27 ноября (под заговенье), 19 января (Крещение) и на Красную горку.
         В с. Вешаловка свадебный пир после венчания справлялся в доме невесты, корильные песни отсутствовали. До 1954 г. с. Вешаловка входила в Липецкий район Воронежской области, что во многом объясняет близость местной свадьбы брачным ритуалам северных воронежских сел. В селе до 1917 г. жили как однодворцы, так и барские крестьяне, что подтверждается наличием в селе двух церквей. На сегодняшний момент не удалось выявить различий в свадебных обрядах однодворцев и барских, но местные жители говорят: «Не мешать ни людей, ни землю».
        Пару молодые выбирали в своем селе, выйти замуж на чужбине считалось позором. Основными этапами свадебного обряда с. Вешаловка были сватовство, двороглядье (первый этап), запой, двороглядье (второй этап), период от запоя до свадьбы, первый день свадьбы, своды, второй день свадьбы, позывки.
        Сватовство. Свататься ходили за месяц до свадьбы. Если торжество выпадало на Красную горку, то сватались на Маслену. В обряде принимали участие мать, отец, сестра или сноха. Диалог начинался в иносказательной форме. – Ох, мы заблудились. Не патскажите, куды нам итить?– Да пойдём, расскажем.– Мы ярочку потеряли, ищем. Хозяева, которые ждали сватов, мыли печные приступки, а сваты спрашивали: – Приступки вымыли?– И ня думали.– Пошли, Паш – товар не наш.
        Двороглядье.
Обычай двороглядья в селе Вешаловка проходил в два этапа: первый назывался «колышки глядеть», второй – «обменять жениха». Запой назначали через две недели после сватовства. Собиралась родня с обеих сторон, обязательно в равном количестве, и обсуждала, как будет проходить свадьба. Тогда же смотрели и приданое невесты.
        От запоя до свадьбы.
После запоя сестра или сноха шла обмерять жениха (чтобы знать, какие рубахи на него шить), а также окна и стены, где будут висеть занавески и ковры. Подруги невесты собирались у нее дома, где она начинала строчить одежду жениху, или, по словам местных жителей, «уголок».
         День, предшествующий свадьбе, называли «под свадьбу». Подруги невесты шли по деревне и стучали в заслон или в косу и пели частушки. Таким образом они оповещали село о свадьбе. Затем дружка шел в дом невесты, где начинался торг. Выкупали в форме игры, с определенными словами, постель, рубаху жениху – весь «уголок».
          В первый день свадьбы подруги невесты собирались рано утром у нее дома и расплетали ей косу на две – «по-бабьи». Затем невеста обращалась с причитаниями к родителям и просила у них благословения. Подруги наряжали до прихода жениха елку, «круглик», и ставили ее на стол. Затем начинались своды – один из самых важных, кульминационных, моментов свадьбы. Сводили молодых под песню девушек «Всколыхнулась синяя моря». Она выполняла обрядовую функцию, связанную с переходом жениха и невесты в новое качество. Затем молодые ехали на венчание.
          Второй день свадьбы. «На ране горшки били», будили молодых. Невесту наряжали в бабий костюм.
«Пазывки» – последний этап свадебного действа. В течение года все, кто гулял на свадьбе, «пазывали» молодых и их близкую родню в гости. Этот обычай окончательно укреплял позиции новой семьи в структуре сельской общины.
           Таким образом, специфическими обрядовыми действиями свадьбы в с. Вешаловка являются мытье «приступок» перед сватовством, обычай «сводов» жениха и невесты с последующим совместным отъездом к венцу, обычай прохождения молодых между двумя половинками обрядового хлеба. Первый день свадьбы играют в доме невесты, обряд повивания невесты осуществляется на второй день.


Литература:
1.    Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993.
2.    Гура А.В. Брак и свадьба в славянской народной культуре. Семантика и символика. - М.: Индрик, 2012. - 936 с. - (Традиционная Духовная Культура Славян. Современные исследования).
3.    Ефименкова Б. Б. К типологии свадебных ритуалов восточных славян // Музыка русской свадьбы: проблема регионального исследования. Тезисы докладов научно - практической конференции в г. Смоленске, 1987 г. - М., 1987.
4.    Иващенко К.Л.  Музыкальная драматургия свадебного обряда с. Вешеловка Липецкого района. Липецкое областное краеведческое общество. Журнал «Записки» выпуск №5. – Липецк, 2001.
5.    Прохоров В. А. Липецкая топонимия. – Воронеж, 1981.
6.    Сумцов Н.Ф. Символика славянских обрядов. Издательство: Восточная литература – 1996.
7.    Сысоева Г.Я. Крестьянская свадьба на юге России. - Воронеж, 1998.
8.    Сысоева Г.Я. Локальный стиль воронежско-липецкого пограничья (к вопросу о выделении локальных песенных стилей в областях Черноземья) // Народная культура и проблемы ее изучения. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. – 216 с.
9.    Чистов К.В. Семейные обряды и фольклор. Сб. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. - М.: Наука, 1987.
Своды молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Благословение невесты перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Благословение невесты перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Невесту одевают к венцу. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Невесту одевают к венцу. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подружки наряжают "круглик". Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подружки наряжают "круглик". Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Молодые перед венцом. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подруги - швеи подготовка к свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подруги невесты перед выкупом узла жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подруги оповещают село о свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Подруги оповещают село о свадьбе. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Родители благословляют молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Свиная голова - главное свадебное блюдо. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Сундук с приданным невесты. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Уголок для жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Уголок для жениха. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Будят молодых. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Утром шли ряженные и несли невесту обряженную курицу - приданку. В доме ее ставили, и по ее поведению судили о невесте - молодой. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Невесту заплетают "по бабьи". Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Невеста в бабьем наряде. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Свадебный хоровод. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Каша выгонялка - сигнал окончания свадьбы.Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Каша выгонялка - сигнал окончания свадьбы. Реконструкция свадебного обряда с. Вешаловка Липецкого района. (Фото предоставлено В.А. Юрьевым, 2013 г.).
Видеозаписи