НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 44 шт.

Мураевенская вышивка.

Носители

Район

Данковский район / Чаплыгинский район

Нас. пункт

Ответственная организация

Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства.

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН         Одним из забытых художественных промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдёргивания продольных и поперечных нитей. В настоящее время работы ажурного шитья сохранилась в д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой области.
        В Рязанской губернии в конце XIX века О. П. Семенова - Тян-Шанская и сестры Н.Н. и О.Н. Шаховские (соседки по имению) создали женскую школу «кружевничества и рукоделий». Вышивка мураевенской школы экспонировалась на российских и заграничных выставках и славилась высоким качеством исполнения. После 1917 года школа была преобразована в артель «Свободный труд». В конце 1970-х годов артель перестала существовать.
Этнограф О.П. Семёнова, обследуя в 1902–1904 гг. по поручению Русского музея район верховья реки Рановы, захватывающий смежные части Данковского и Раненбургского уездов, отмечает, что «работы строками с преобладанием орнамента византийского характера» встречаются в сёлах с однодворческим населением. Появление здесь белой строчевой вышивки, по-видимому, связано с заселением южной окраины Московского государства в XVI – XVII вв. служилыми людьми из северорусских областей, в XVIII веке причисленными к однодворцам.
        Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка. Часть рисунка может выполняться по неперевитой сетке, создавая впечатление неразреженной ткани. Иногда рисунок частично выполняется неотбелённой или цветной нитью. По контуру узора встречается гибкая обводка-цепочка, которая также могла выполняться цветной нитью. В зависимости от её назначения вышивка могла заканчиваться как прямой линией, так и фестонами (зубцами).
         В мураевенской вышивке встречаются геометрический орнамент, изображения коней, птиц, женщин, всадников и деревьев, фантастических животных – барсов, грифонов. Все эти мотивы – общерусские. Особенность вышивки в районе села Мураевня в том, что, распространённая в крестьянской среде на юге Рязанской губернии, она сохранила старинные мотивы и технику исполнения, присущие более для северорусских земель.
         Техники исполнения:
Запяливание ткани. Две стороны запяливаемой работы пришивали к полоскам ткани по прямой нитке, а к двум  остальным пришивали мешочки (также из плотной ткани), которые имели прорези, обмётанные на определённых местах петлёй. Через мешки пропускали прямые прочные палки; основные валики закрепляли в линейки колками; крепким шпагатом через отверстия мешков палки оттягивались к линейкам – и работа запялена. От правильного запяливания ткани зависело качество всей последующей работы.
          Подготовка сетки.
После определения размера вышивки и количества клеток ткань продёргивают. Если нити ткани по утку и основе неодинаковой толщины, расчёт их по горизонтали и вертикали надо сделать разный, чтобы клеточки строчевой сетки были квадратные. На плотных тонких тканях расчёт нитей делают с помощью линейки или миллиметровки. Разметка на ткани места под вышивку обозначается с помощью накола толстой иглой отверстия, расположенного на расстоянии нескольких сантиметров от левого угла полотнища. От него вдоль двух сторон аккуратно подрезают и продёргивают по одной - две нити ткани. Затем швом «вперёд иголку» проходят по следу выдернутых нитей, то набирая, то пропуская определённое число нитей на иглу с толстой цветной ниткой: на месте будущей ячейки – на иглу, на месте столбика – под иглу и так далее по всей ширине рисунка.
           Для мураевенской вышивки использовалась мелкая клетка, состоящая из трех-пяти выдернутых и оставленных нитей ткани. Дойдя до конца линии и сверив число клеток с необходимым количеством ячеек в рисунке, размечают остальные стороны сетки. Потом нити, которые находятся на цветной нитке, подрезают. Для этого цветную нить нужно сильно оттянуть и осторожно подрезать лезвием те нити ткани, которые лежат на ней, но не вплотную к краю, а отступив внутрь сетки. Более быстрый способ подрезания нитей: набранные на толстую длинную иголку нити ткани рельефно выделяются, и по игле их легче срезать с помощью лезвия одним быстрым движением руки. Затем нужно аккуратно выдернуть подрезанные нити. В крайних клетках сетки выдёргивают на одну-две нити меньше, чем в остальных клетках, потому что при обмётке края гладьевым валиком нити затягиваются в него, и крайняя клетка кажется больше. В остальных клетках первой выдёргивают среднюю нить. Когда она выдернута, попарно выдёргивают соседние, что очень ускоряет работу. По воспоминаниям заготовщиц, занимавшихся дёржкой, в артели перед выдергом ткань обрабатывали парафином. Для работы были специальные столы, где ткань можно было прижать коленом и дёргать. Выдернутые нити на лицевой стороне первым делом обрезались. Обрезанные нитки клали в мешочек из ткани, пришитой к пяльцам, чтобы не мусорить. Ткань с продёрнутой сеткой запяливают в пяльцы.
        Нанесение узора стлань.
На перевитую сетку наносят узоры, используя различные приёмы: прямую и косую штопку, настилы, воздушные петли. Использование строчевых швов в одном вышитом изделии могло быть разным (например, ограничено двумя-тремя) и применялось в различных сочетаниях. В некоторых образцах мураевенской вышивки фрагменты узора заполняются стланью (плотной штопкой по неперевитой сетке). Стлань выполняется швом «штопка» по необвитой сетке ткани толстыми нитками так, чтобы поверхность мотивов орнамента имела вид целой, не разреженной структуры ткани. З.М. Шикунова подтверждала, что в некоторых узорах «шили и по неперевитому».
        Нанесение узора настил.
Настил полностью заполняет клетки рабочей нитью. Переплетая столбики сетки, рабочая нить укладывается плотными параллельными рядами в горизонтальном или вертикальном направлении. При выполнении настила столбики сетки набирают на иголку попеременно – иголка поверх первого столбика, затем проходит под вторым и так далее. Чем плотнее ложатся стежки друг к другу, тем рельефнее выделяется узор на сетке. В сочетании с ажурными разделками настилы образуют красивые декоративные узоры.
Нанесение узора гибкая обводка. Гибкая обводка прокладывается по контуру узора. Выполняется она по принципу обычного настила путём переплетения столбиков сетки. Разновидностью гибкой обводки является цепочка, которая прокладывается в диагональном направлении. Цепочку можно прокладывать как по пустым клеткам, так и по заполненным штопкой
        Нанесение узора паутинка.
Паутинка в узорах используется как по отдельности, так и группами для заполнения фона. Способы выполнения зависят от количества петель и направления шитья. Этим швом можно заполнять клетки: через одну, рядами, группами по четыре клетки. Фон, заполненный воздушными петлями, получается очень лёгким и изящным. По словам носителей: «Паутинка делается на клетках как с обвивкой, так и без обвивки. Паутинку и обвивку выполняют катушечной нитью № 40».
          Нанесение узора прямая штопка.
Прямая штопка – это заполнение клеток сетки вертикальными и горизонтальными стежками. Получается прямой крестик. Выполняется она по перевитой сетке. Закрепив рабочую нить на пересечении столбиков сетки в правом нижнем углу заполняемых клеток, обвиваем горизонтальный столбик и протягиваем нить снизу вверх через необходимое по рисунку количество клеток. Закрепившись за верхний горизонтальный столбик, идём в обратную сторону, обвивая уже натянутую нить и фиксируя её на поперечных столбиках сетки. Затем переходим на соседний вертикальный столбик, делаем один виток вокруг него и натягиваем нить горизонтально, зацепляя за противоположный вертикальный столбик. Проводя нить в обратную сторону, обвиваем ее со всеми вертикальными нитями и столбиками сетки. В результате внутри каждой клетки получается прямой крести
           Нанесение узора фестон.
Очень часто мураевенская вышивка заканчивается не прямой линией, а фестонами. При обработке края фестонами (зубцами) сетка готовится на одну клетку больше, чем это требуется по рисунку. Когда сетка подрезана и выдернута или нанесён на сетку орнамент, намечают форму фестонов, т.е. толстой ниткой по крайним столбикам прокладывается толстая нить по принципу шва «роспись». Ею прошивают по клеткам швом «вперёд иголку». Возвращаясь обратным ходом, этой же рабочей ниткой прошивают пропущенные клетки. По этой линии обшивают край фестонов петельным швом. Ненужные по рисунку ткань и часть сетки срезаются только после того, как работа над изделием полностью завершена.

Литература:
1. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М.: КОИЗ (Всесоюзное кооперативное издательство), 1953. - 85 с.: ил.
2. Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-лингвистический источник. – М.: Наука, 1978. С. 118.
3. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье. Жирова И.А., Иноземцева С.В., Смолеевская Е.Г.  – Липецк, 2012.
4. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып. 1. Шитьё, ткани, кружева. – СПб., 1872. С. 20.

Образец мураевенской вышивки. (Фото из собрания ЛМНиДПИ, 2012 г. ).
Образец мураевенской вышивки. (Фото из собрания ЛМНиДПИ, 2012 г. ).
Образец мураевенской вышивки. (Фото из собрания ЛМНиДПИ, 2012 г. ).
Видеозаписи