НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Технология изготовления чулей из конопли в с. Вислая Поляна Тербунского района.

Носители

Район

Тербунский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН            Село Вислая Поляна возникло в XVII веке. Известно, что в 1701 году в селе уже была Троицкая церковь. До 1923 года село территориально входило в состав Землянского уезда Воронежской губернии. 14 июля 1928 г. губерния была упразднена и вошла в состав Центрально – Черноземной области.      Формирование традиционной культуры Тербунского района было связано с началом активного освоения Московским государством южных земель, в частности так называемого "Дикого поля". Территория с. Вислая Поляна входила в состав Землянского уезда, который был основан как военная крепость в 1661 г. украинскими переселенцами (черкасами). С 1716 г. основную часть населения стали составлять великороссы.
           Возникновение и долгое бытование плетеной обуви из пеньки обусловлено условиями жизни у некоторых восточных славян. Чули из конопляных веревок появляются сравнительно позже, видимо в связи с широким распространением одежды из конопли.  Доступность материала, несложная техника изготовления, удобность в ношении делали чули из конопли основной обувью крестьянского населения с. Вислая Поляна.
Конопля была ведущей технической культурой, используемая как сырье для изготовления пеньки и конопляного масла, и широко применялась в быту восточных славян. Большинство традиционной одежды изготовлялась из конопли. Практичность людей позволяла использовать даже отходы сырья, из которых стали изготовлять обувь.    
            Инструменты необходимые для изготовления чулей.
Для изготовления чулей нужны:
- деревянная колодка по размеру ноги,
- 8 мелких крепких деревянных клинышков (в настоящее время можно заменить мелкими гвоздиками),
- свайка (приспособление для поддевания нитей),
- большой моток конопляной нити средней толщины,
- моточек толстой (примерно 0,8 см.) конопляной верёвки для укрепления подошвы.
         Процесс изготовления чулей.  
На 4 угла пятки и 4 угла носка колодки вбиваются деревянные клинышки (можно гвоздики), для того, чтобы нити основы не сползали с колодки. Берём кусок конопляной верёвки (примерно 3-5 метров). Вокруг колодки, по длине, начиная снизу от подошвы,  обвязываем первую петлю и закрепляем узлом на углу пятки. После чего наматываем ещё 5 рядов. (Число рядов основы, закреплённой на колодке должно быть чётным). Конец рабочей нити возвращается к пятке и находится вверу.  Теперь рабочую нить, сверху вниз, поддевая ряды основы сновалкой, протаскиваем (как при штопке), через одну из 6-ти нитей основы, обязательно обматывая верхний и нижний ряд основы.
           Протащив, таким образом, рабочую нить с одной стороны, протягиваем её через подошву, и повторяем работу с другой стороны колодки, теперь уже снизу вверх. А дойдя до верхнего ряда основы, как и с другой стороны, обматываем верхний ряд, и возвращаемся рабочей нитью вниз, повторяя движения (опять «штопаем» рабочей нитью одну сторону колодки, протягиваем нить через подошву, и опять переходим на  другую сторону).
           Работая таким образом, «забираем» бока колодки плотными рядами верёвки,  уплотняя их свайкой, а на подошве пока остаются только поперечные полоски верёвки.Так доходим до «головки», места колодки, где начинается верхняя часть обуви. И теперь, по прежнему, продолжаем «забирать» бока колодки, но рабочую нить протягивает не только через подошву, но и через головку колодки, дойдя до её передней части. Рабочая нить остаётся внизу у подошвы. Теперь бока колодки полностью «забраны» плотной вязкой, а на подошве, носке, пятке и головке, пока остаются только поперечные полоски верёвки.
           Далее  приступаем к «забору» головки. Для этого начинаем по уже известной нам схеме поднимать рабочую нить по передней части колодки вверх до края головки, где, как и при обработке боков, обязательно обматываем верхний и нижний ряды.  А с верхнего края головки колодки опять по той же схеме, «штопая» рабочей нитью ряды головки колодки, спускаемся до нижнего ряда (переднего края подошвы). Продолжаем работу, пока не заплетём всю поверхность головки. Рабочая нить остаётся на нижнем ряду у подошвы.
          Теперь поперечные полоски верёвки остаются только на подошве и пятке. Начинаем от носка изделия «штопать» рабочей нитью поперечные нити подошвы, и затем, снизу вверх поднимаемся к пятке, не забывая обматывать верхний ряд. После чего спускаемся по пятке вниз до подошвы, обматываем нижний ряд, и «штопаем»
далее по подошве, теперь уже от пятки к носку. Продолжаем работу пока не заплетём всю поверхность. Примечательно, что всю поверхность, кроме подошвы нужно было покрывать  плотными рядами. На подошве можно было делать ряды «пореже», так как на подошве  делали подвирку, то есть, уплотняли подошву толстой верёвкой.
           Для подвирки посередине подошвы, начиная от пятки,  в длину продевали толстую верёвку, укладывая рядок наискосок через два промежутка. А дойдя до носка, поворачивали работу, укладывая новый ряд в середине промежутка первого. Дойдя до одного края изделия, вновь от середины, забирали вторую половину подошвы.
Если рабочая нить заканчивается, то её не связывают, а на оставшийся небольшой кончик накладывают новую верёвку, и продолжают работу.
           Процесс обработки конопли.
Семена конопли высевали весной - примерно в конце апреля или в начале мая. Созревшую коноплю убирали в два приема. Когда конопля оцветала, то сначала убирали растения без семян. Эти растения называли дёрганец. Стебли выдергивали и расстилали тонким слоем на жневье сушить, периодически поворачивая, чтобы стебли равномерно подсохли и с них осыпались листья. После длительной специальной обработки из этих стеблей изготавливали тонкую ткань, которая в селе Вислая Поляна называлась замашная. Такая ткань  использовалась для изготовления одежды, вышивки. Позже, чем дерганец, убирали растения конопли с женскими соцветиями. Как только созревали семена - стебли также выдергивали. Вначале с них обмолачивали семена. Для этого на току (ток - ровное, чисто выметенное место) стебли укладывали и колотили цепами.Обмолоченные стебли назывались «пенька». Их связывали снопами и складывали в копань - большую яму с водой. Снопы находились в копани до той поры, пока со стеблей не начинала отходить конопелка (верхняя часть стебля). Как только конопелка начнет отставать, стебли пора вынимать. Вымоченные снопы доставали из копани специальными крюками. Теперь снопам давали просохнуть. А далее их досушивали на печи, а то и в печи. Хорошо просохшие стебли подвергались той же обработке, что и дерганец. Подсохшую коноплю обрабатывали на мялке - специальном приспособление, для размягчения стеблей. Коноплю, обработанную на мялке, возили на водяные мельницы «на толчею», где в больших ступах стебли мяли толкачами. Конопля после такой обработки делилась на волокна. Иногда после такой обработки коноплю ещё терли и мяли ногами, расстелив уже рзмягчённые стебли на полу. Но чаще всего коноплю мыкали на мыке, то есть расчесывали на гребне, удаляя короткие и грубые волокна.
Теперь из этого материала можно было прясть нити. Пряли нити на прялке, которая используется, хотя уже и редко, в настоящее время.
Изготовленная   нить   была   разной   толщины:
-   восъмушная (использовалась для приготовления портянок);
-   девятиевая (шла для изготовления кальсон, рубах),
-   десятиевая,  одинщиковая (использовались для изготовления праздничных рубах).
А из коротких и грубых нитей, непригодных для изготовления замашной ткани, ткали грубые холсты. Они шли для изготовления штанов, портянок, вережей (пологов для зерна). Из этих же грубых нитей вили пеньковую веревку для портянок и онучей (длинных суконных полос ткани, которыми обматывали ноги). Из этих же нитей плели «чули», а женщины вязали из них крючками «коты» - обувь, которая формой напоминает современные ботинки.

Литература:
1. Зеленин  Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 522 с. - § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь».

Чули из конопли, из фондов краеведческого музея МБОУ СОШ с. Вислая Поляна. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2014 г.).
Материалы для изготовления чулей. Деревянная колодка по размеру ноги. Из фондов краеведческого музея МБОУ СОШ с. Вислая Поляна. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2014 г.).
Материалы для изготовления чулей. Свайка (приспособление для поддевания нитей), из фондов краеведческого музея МБОУ СОШ с. Вислая Поляна. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2014 г.).
Мастер А.И. Шаталова (1923-2018 г.г.). (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2014 г.).
Видеозаписи