НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 43 шт.

Технология изготовления елецкого кружева.

Носители

Район

Елецкий район

Нас. пункт

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН          В г. Ельце начали плести кружево не позднее 1801 года, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве. Другой промысел, существовавший в Ельце с давних времен - плетение из шерсти особого шнура - гаруса. Готовый гарус окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Его употребляли для вышивания солдатских мундиров. Гарус плели на восьми толстых коклюшках и на подушке, снизу плоской, сверху выпуклой.
         Формированию промысла способствовало истощение почвы и плохие урожаи, когда крестьяне вынуждены были искать дополнительные заработки. Кроме того, с изменением военной формы падал спрос на гарус, плетением которого занимались в Ельце. На развитие промысла, так же, повлияла и относительная дешевизна материалов и инструментов для открытия собственного кружевного дела, что имело значение, как для беднейших городских сословий, так и для множества крестьянских мастериц, до реформы 1861 года работавших в помещичьих мастерских, а затем предоставленных самим себе. И, наконец, важную роль в становлении кружевной промышленности стало играть и строительство железных дорог (через Елец прошли две линии Ряжско-Вяземской и Орловско-Грязской железных дорог), что позволяло скупщикам своевременно подвозить нитки и увозить готовые изделия в центры губерний и в столицу.
           Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд. Во второй половине 19 века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и был средством заработка всей семьи.
            Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Типичным для Ельца было парное кружево, сцепное было перенесено из Вологодской и Вятской губерний.
             Парное (мерное) кружево. От начала и до конца мерное кружево выплетается на одинаковое количество пар. Измеряется оно всегда метрами. Подушка при плетении парного кружева всегда находится в горизонтальном положении. Булавки в таком кружеве всегда ставятся прямо и точно в точки накола. Проплетя 10 см парного кружева, булавки из начала кружева можно доставать и переставлять в ту часть, которая плетется. Мерное (парное) кружево может иметь следующие формы: прошва, край и аграмант. Прошва отличается ровными кромками. Край имеет одну ровную кромку, а другую зубчатую. Аграмант обладает зубцами вдоль обеих кромок. Парное кружево состоит из трех частей: кромка, основной узор и фестон.Дополнительное название мерного кружева звучит как парное. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое. Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).
             Сцепное кружево. Сцепное кружево выполняется небольшим количеством коклюшек по сколку. Рисунок образуется изгибающейся плетеной полоской, в которой места изгибов соединяются с помощью вязального крючка. Количество пар всегда небольшое, от 6 до 12 пар, и которое выполняется по мере плетения на разное количество пар.
            В Елецком кружеве много разнообразных решеток, в орнаменте распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность - главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево.
             Самобытный стиль и техника плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры.
Своеобразие ряда елецких кружевных изделий - в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора.  
            Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов - розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом - одна из выразительных особенностей елецкого кружева.
             К настоящему времени Елецкое кружево бытует как элемент декора одежды, изделий домашнего текстиля или как авторские кружевные изделия: косынки, воротники, галстуки, салфетки, скатерти, декоративные панно. В Ельце продолжает работать ЗАО фирма «Елецкие кружева» и ООО "Кружевной край",  где хранят традиции елецкого кружева, что особенно важно в условиях значительных социально-экономических изменений, происходящих в последние годы в нашей стране.


По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкое кружево».


Литература:
1.    200 лет Елецкому кружеву. – Липецк: Липецкое издательство, 2004.
2.    Борисова Е.А. Елецкое кружево ХХ века. Художники елецкого кружева.  https://www.laceland.ru/statya-4  
3.    Борисова Е.А. Исторические предпосылки обучения кружевоплетению в городе Ельце Липецкой области. «Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии» - Материалы 11 международной научной конференции. -  Санкт - Петербург, 23-25 июня 2008г., с. 166-168.; в журнале «Рынок легкой промышленности» №56, 2008 // http://www.rustm.net/catalog/article/1311.html
4.    Борисова Е.А. Культурное наследие и культурное разнообразие в традиционном искусстве Елецкого кружевоплетения. «Материалы международной научной Интернет - конференции «Инновации и традиции в современном образовании». - Старый Оскол, 2009.
5.    Борисова Е.А. Обучение кружевоплетению в ВУЗе – традиционный опыт и инновационный подход. - «Материалы 1 межвузовской конференции ЕГУ им. И.А.Бунина, ЛГПУ, ЛГТУ «Проблемы совершенствования и перспективы развития художественного образования в регионе» Елец, - Липецк,  2009.
6.    Давыдова С.А. Кружевная промышленность в России. – СПб., 1910. - 40с.
7.    Давыдова С.А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Вологодской. – СПб.,1886. - 158с.
8.    Давыдова С.А. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое, статистическое. – СПб., 1892.
9.    Елец. - Воронеж, Центр.-Черноземное кн. изд-во, 1978., с 43-44
10.    Ершев, С.П. Елецкие кружева и кружевницы. (Историко-экономический очерк). [Текст] / С.П. Ершев - Елец : ЕГУ, 2000 - 130 с.
11.    Исакова, К.В. Плетение кружев. [Текст] /К.В Исакова. - М., 1995. - 86 с.
12.    Карпий Н.М. сборник «Вечная музыка жизни». - Липецк, 2009.
13.    Коломиец А. И., Елецкое кружево. -  М., 1962.
14.    Фалеева В. А. Русское плетеное кружево. - Л., 1983.


Старинные Елецкие кружева. Примеры традиционных элементов орнаментов коклюшечного кружева. Край. Многопарная техника плетения. Елец, нач. ХХв. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace).
Елецкое кружево - фото элементов орнамента. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace).
Кружевной манжет. Многопарная техника плетения. Елец, нач. ХХ в. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace).
Старинные Елецкие кружева. Кружево белое, льняное. Елец, Орловская губ. XIX в.. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace).
Инструменты необходимые для изготовления елецкого кружева. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace)
Прошва на полотенце. 1801. Орловская губерния, Елец. (Из книги В.А. Фалеевой «Русское плетеное кружево», 1983 г.).
Семья Закатиловых с. Воронец, Елецкий район. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ).
Старинные Елецкие кружева. Полотенце назеркальное. Начало XIX в., Орловская губерния, г. Елец. (Фото из коллекции Е.А. Борисовой, http://www.laceland.ru/alter-lace).
Видеозаписи