Проведение мастер-классов, творческих лабораторий.
Техника и технология изготовления
Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами
Краткое описание ОНКН
Плести кружево в г. Ельце начали не позднее 1801 года, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на полотенце выполнено "полотнянкой" и "сеткой". "Сетка" наиболее часто применяется в Елецком кружеве. Другой промысел, существовавший в Ельце с давних времен - плетение из шерсти особого шнура - гаруса. Готовый гарус окрашивали в красный, черный и желтый цвета. Его употребляли для вышивания солдатских мундиров. Гарус плели на восьми толстых коклюшках и на подушке, снизу плоской, сверху выпуклой.
Формированию промысла способствовало истощение почвы и плохие урожаи, когда крестьяне вынуждены были искать дополнительные заработки. Кроме того, с изменением военной формы падал спрос на гарус, плетением которого занимались в Ельце. На развитие промысла, так же, повлияла и относительная дешевизна материалов и инструментов для открытия собственного кружевного дела, что имело значение, как для беднейших городских сословий, так и для множества крестьянских мастериц, до реформы 1861 года работавших в помещичьих мастерских, а затем предоставленных самим себе. И, наконец, важную роль в становлении кружевной промышленности стало играть и строительство железных дорог (через Елец прошли две линии Ряжско-Вяземской и Орловско-Грязской железных дорог), что позволяло скупщикам своевременно подвозить нитки и увозить готовые изделия в центры губерний и в столицу.
Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях. Плетением занимались только в купеческих семьях и помещичьих усадьбах. Кружево плели для собственных нужд. Во второй половине 19 века кружевной промысел был достоянием широкого круга малообеспеченных женщин и был средством заработка всей семьи.
Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. Типичным для Ельца было парное кружево, сцепное было перенесено из Вологодской и Вятской губерний.
Парное (мерное) кружево.
От начала и до конца мерное кружево выплетается на одинаковое количество пар. Измеряется оно всегда метрами. Подушка при плетении парного кружева всегда находится в горизонтальном положении. Булавки в таком кружеве всегда ставятся прямо и точно в точки накола. Проплетя 10 см парного кружева, булавки из начала кружева можно доставать и переставлять в ту часть, которая плетется. Мерное (парное) кружево может иметь следующие формы: прошва, край и аграмант. Прошва отличается ровными кромками. Край имеет одну ровную кромку, а другую зубчатую. Аграмант обладает зубцами вдоль обеих кромок. Парное кружево состоит из трех частей: кромка, основной узор и фестон.Дополнительное название мерного кружева звучит как парное. В Ельце преобладало парное кружево, самое простое. Для плетения используют лен белый, суровый и желтоватый, шелк белый, черный, кремовый, хлопчатобумажную нить «паутинку (или пятинку) шестипасменную», которую делали специально для плетения кружев (она была и разной толщины, и цветная).
Сцепное кружево.
Сцепное кружево выполняется небольшим количеством коклюшек по сколку. Рисунок образуется изгибающейся плетеной полоской, в которой места изгибов соединяются с помощью вязального крючка. Количество пар всегда небольшое, от 6 до 12 пар, и которое выполняется по мере плетения на разное количество пар.
В Елецком кружеве много разнообразных решеток, в орнаменте распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность - главные качества, по которым можно безошибочно узнать Елецкое кружево.
Самобытный стиль и техника плетения типично елецкого узора с обилием прозрачных ажурных решеток максимальное использование творческого ручного труда мастеров и художников. Отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремились передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Своеобразие ряда елецких кружевных изделий - в сочетании разной плотности плетения в одних и тех же элементах, что придает им как бы светотеневую игру и создает впечатление некоторой объемности узора.
Специфика крупных елецких штучных изделий и в построении композиции центрального поля из отдельных элементов - розеток или квадратных фигур, которые, ритмично повторяясь, отвечают орнаменту края и как бы рельефно выступают на плотной узорной решетке фона. Иногда в одном орнаменте решетки имеют разный рисунок, сочетая сцепную технику с парной. В этом - одна из выразительных особенностей елецкого кружева.
К настоящему времени Елецкое кружево бытует как элемент декора одежды, изделий домашнего текстиля или как авторские кружевные изделия: косынки, воротники, галстуки, салфетки, скатерти, декоративные панно. В Ельце продолжает работать ЗАО фирма «Елецкие кружева» и ООО "Кружевной край", где хранят традиции елецкого кружева, что особенно важно в условиях значительных социально-экономических изменений, происходящих в последние годы в нашей стране.
По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкое кружево».