НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 44 шт.

Технология изготовления романовской глиняной игрушки.

Носители

Район

Липецкий район

Нас. пункт

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН            Романовская игрушка сформировалась в XVII веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в XVII веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии. Братья Романовы привезли на новые места крепостных крестьян из своей старой вотчины – села Вослебы, Скопинского уезда, Рязанской губернии. Есть версия, что скопинские переселенцы – потомственные гончары, зародили гончарный промысел в местах, богатейших залежами глины – красной, чёрной, жёлтой, белой.  
           Однако, романовская игрушка довольно далека от скопинской своими формами, цветом и сюжетом. При строительстве железоделательных заводов в городе Липецке Петром I (1720 г.), где отливались пушки и якоря для флота, начался отток не только состоятельных граждан, дворян, купечества из Романова в город Липецк, но и крестьян, среди которых было немало мастеров гончарного промысла. С этого момента гончарный промысел и игрушка угасают, а бывший г. Романов разделяется на сёла: Пады, Троицкое, Романово (ныне Ленино), а Липецк в 1766г. получает статус уездного города.
           Широкое распространение романовский промысел получает в конце XIX- начале ХХ вв. В начале XIX века в городе Липецке открывается первый в России курорт, и это послужило толчком к активному расцвету романовского народного промысла. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати. С этого времени на романовских мастеров оказывает влияние бурная городская жизнь. Игрушечники стали вносить светские, городские мотивы в свои работы. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, есть фигурки барынь в больших шляпах, кафтанах и длинных юбках, «всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на украшенных лошадях. Лица фигур не расписывались, а лишь отмечались нас, глаза и рот отверстиями.
Свистульки использовались как музыкальный инструмент в основном весной на закличках птиц. Так же считалось, что четыре звуковых отверстия позволяющие извлечь шестиступенчатый звукоряд отгонял порчу от человека и от жилища.  
          Отличают игрушку пластичность и многообразие образов, лаконичность цветов – зеленый, красный, желтый, серебряный. Романушка единственная глиняная игрушка,  где используется в росписи серебрянка. Краску покупали на вес (порошок), варили её с клеем и квасом, а затем наносили на обожженную игрушку (красный, жёлтый, синий, зелёный цвета, а серебрянка только как орнамент.). Существует около 80-ти сюжетов.  
          Техника изготовления.
Гончарное дело часто сопровождалось производством игрушек: свистулек и простейших фигурок. Материалом для игрушки служила белая глина. Глину очищали от примесей, долго разминали. На каждое ведро влажной глины добавляли три литра воды и песок, глиняная масса считалась пригодной к лепке, если глина свободно отставала от рук. Инструменты при лепке: мокрые тряпки для сглаживания швов и острые лучинки, ими мастер делал глаза, волосы, прорабатывал мелкий орнамент. По окончании лепки игрушки ставили на полки для просыхания. Сушили они 4-5 дней и больше, чем лучше просохнут, тем меньше брака при обжиге. Обжиг производился в земляном горне. Изделия укладывались плотно по стенкам горна. Игрушки обжигали заодно с посудой. Их клали в внутрь горшков, махоток. Полный горн сверху накрывали черепицей, чтобы сильнее нагревался. В печь закладывали дрова. Горн накалялся до бела. Температура обжига достигала 1500 градусов. Игрушки светились, пламенели. Обжиг в горне продолжался 10 часов, а иногда и больше. Это зависело от степени накалённости горна.
Современными мастерами и главными хранителями старой романовской школы являются исследователь Н.А. Прямкова, член Союза художников России, Народный мастер России В.В. Маркин, Народные мастера России О.Л. Волокитина, А.С. Короленко, С.В. Ильина, народный мастер России, Член Союза художников Е.Г. Смолеевская.

По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2012 г. был снят документально-образовательный фильм  «Технология изготовления романовской игрушки».


Литература:
1.    Афанасьева З. Липецкие игрушки / З. Афанасьева, А. Соколов // Ленинское знамя. – 1981. – 20 июня. – С. 4.
2.    Блинов Г. Волшебный мир игрушки / Г. Блинов, Т. Гарибова // Ленинское знамя. – 1976. – 11 сентября. – С. 4.
3.    Бредис Е. Романовская игрушка: между прошлым и будущим // Выбор. – 1993. - №8. – С. 16.
4.    Колобкова, И. А. Романовская глиняная игрушка : [ксерокопия] / И. А. Колобкова // Народное искусство. Исследования и материалы: сб. ст.: к 100-летию Гос. Рус. музея. - СПб.,1995. - С. 121-137.
5.    Маркин В. Волшебный мир романовской игрушки // Земля Липецкая Историческое наследие. Культура и искусство / ред. А. М. Тарунов. - Липецк : НИИЦентр, 2003. – С. 115-117.
7.    Прямкова Н. А. Об истории романовского промысла // История – Философия – Культура : первые историко-философские чтения, посвященные 40-летию Липецкой области : тезисы докладов и сообщений. – Липецк, 1994. – С. 60-61.
8.    Прямкова Н. К вопросу об истории традиционной глиняной игрушки в Липецкой области // Проблемы истории и теории художественной культуры и традиционного искусства: сборник / отв. ред. Н. А. Прямкова. – Липецк: ЛГПУ, 2003. – С. 12-22.
9.    Прямкова Н. Особенности развития традиционного народного искусства Липецкого края // Проблемы истории и теории художественной культуры и традиционного искусства: сборник / отв. ред. Н. А. Прямкова. – Липецк : ЛГПУ, 2003. – С. 4-11.
10.    Романовская игрушка // Истоки: информационно-методический сборник № 4 / вып. подгот. Л. Ю. Тихонова. – [Липецк], [1995]. – С. 34-36.
11.    Снегов И. Был такой промысел – романовская игрушка // Панорама. – 1992. – 17 октября. – С.7.
12.    Тимохина Г. Искусство романовских гончаров // Ленинское знамя. – 1991. – 28 марта. – С. 2.
13.    Федоров К. Романовская игрушка // Сельская новь. – 1986. – 16 февраля. – С. 4.
14.    Фролова Н. И. Сравнительная характеристика Добровской и Романовской гончарной керамики // Истоки: информационно-методический сборник № 4 / вып. подгот. Л. Ю. Тихонова. – [Липецк], [1995]. – С. 19-22.
15.    Фрумкин А. Липецкая народная игрушка // Дошкольное воспитание. – 1971. - № 2. – С. 97-100.
17.    Чабан Н. Липецкая игрушка // Ленинское знамя. – 1970. – 23 мая. – С. 4.
Романовская игрушка композиция «Балаган», работа мастера В.В. Маркина Липецкий район. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ).
Композиция романовские барышни, работа мастера О.Л. Волокитиной Липецкий район. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ).
Романовские образы. Работа мастера В.В. Маркина Липецкий район (Фотоархива отдела ТНК ОЦКНТ)
Романовская игрушка. Фото с выставки Областного центр культуры, народного творчества и кино. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой)
Романовский козел. Работа мастера А.С. Короленко Липецкий район. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ).
Видеозаписи