НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 46 шт.

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Колыбельское Чаплыгинского района

Носители

Район

Чаплыгинский район

Нас. пункт

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом.

Краткое описание ОНКН

         Село Колыбельское Чаплыгинского района возникло в начале 1640-х годах. В переписных книгах 1646 года упоминается как починок Колыбельский, владение одного из московских монастырей. Название села - по ручью, вытекающему из колыбели (родника). Среди жителей села и местных краеведов бытует мнение, что село называется так потому, что в конце XVI - начале XVII веков многие жители села искусно изготовляли колыбели для младенцев и продавали их на существующих в то время торгах. Территория, на которой в настоящее время расположено село, было заселено людьми ещё в доисторические времена. Об этом говорят археологические находки, относящиеся к эпохе бронзы: керамика, найденная в окрестностях села, представляет собой образцы срубной культуры /1400-900 лет до н. э./, названная так из-за погребении в деревянных срубах. Люди, жившие в те далекие времена, занимались земледелием и кочевым скотоводством. В IX-XII веках эта местность была заселена славянскими племенами, об этом также говорят археологические находки, находящиеся в экспозиции краеведческого музея [2]. После падения монгольского ига некоторые территории современной Липецкой области заселялись русскими служилыми людьми, охранявшими Московское государство. В XVIII веке в целях освоения свободных плодородных земель Екатерина II одаривала угодных ей дворян землей, и, чтобы использовать эти наделы, помещики переселяли в Черноземье целые деревни и села из районов со скудной землей. Переселившись в новые места, крестьяне сохраняли костюмы и обычаи родного края. В середине XX века село Колыбельское становится районным центром в составе Рязанской области, после череды административно-территориальных реформ [3, с. 144].

       Впервые сведения о женском костюме с. Колыбельское упоминаются в исследовании М.Н. Мерцаловой [3, с. 144-146]. По исследованиям этнографов, далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского - плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки - стояче-отложной воротник с острыми концами, форма которого поддерживалась специальным «ожерелком», бархатную «корсетку» и парчовый головной убор, существовавший теперь под названием «кичка». Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка бус) с большим количеством лент [3, с. 146].  В 1970 г. экспедиция под руководством автора побывала в Колыбельском. От местной жительницы Ф.Н. Ивлевой были записаны сведения о традиционном костюме. «Я у матери-то была одна, и снарядов (так в Колыбельском называли праздничный костюм, от слова «снаряжать»; «снаряжаться») у меня было много. Все ведь сами делали. Пряли шерсть на поневы, прясть-то я была мастерица - тонко, ровно пряла. Лен у нас здесь не сеяли, а к нам приходили коробейники, привозили и пряжу и кудель. Холсты все больше полульняные ткали. Ну а бархат на «корсетки», бусы, ленты, кички и кумач покупали. Бывало, в праздник нарядишься и пойдешь к матери в гости. А младшего, грудного ребенка берешь с собой - оставлять-то не с кем было. И так хорошо, приятно на душе, что ты не хуже других. А готовили-то «снаряды» все больше по ночам, зимой»[3, c.145]. «Снаряды» в с. Колыбельское носили лет до 35, а затем складывали в сундук для старшей дочери. Действительно, парчовая кичка могла украшать только молодое лицо. Свойство парчи таково, что она старит, или, вернее сказать, делает более заметными морщины и обесцвечивает старое лицо. Так, в существовавшем обычае носить этот костюм только в молодом возрасте сказывается эстетическое народное чутье.
       Детальное описание костюма с. Колыбельское было составлено специалистом Областного Дома народного творчества (ныне Областной центр культуры, народного творчества и кино) Л.Ю. Тихоновой (Люрис) в 1988 г. [1].

          Технология изготовления женской рубахи.
          Стан рубахи изготовлялся из цельных полотен холста. Ширина полотна колебалась от 30 до 46 см. Верхняя и нижняя части рубахи изготовлялись из разных по качеству, цвету и рисунку тканей. Лиф рубахи состоял из 4-х продольных полотнищ одинаковой ширины, швы соединения полотнищ располагаются по бокам спереди и на спине посередине. Цвет рубахи в основном белый. К верхней части стана рубахи присоединялись рукава, состоящие из двух частей. Декор расположен на поликах, рукавах, воротнике. Вид декора – вышивка мелким крестом красными и черными нитками. Рисунок декора сочетает в себе линейно-геометрические и растительные орнаменты. По низу рукава пришивалась атласная лента и белое кружевное шитье.
         Технология изготовления женской поневы.
         Понева изготовлялась из мягкой шерстяной ткани, с крупными клетками из белых нитей, пропущенных на основе и утку. Величина складки была 10 см. Состояла из 10 полотнищ. Ширина тканей клетки 7-8.5 см. Низ поневы декорировался атласными лентами.
         Технология изготовления девичьей юбки.
         Девичья юбка изготовлялась из домотканой черной шерсти в мелкую клетку (по основе и утку пропускались 2 красные нити) 1 см. Юбка состояла из 8 полотнищ по 41,5 см, на гашнике плетеном в косу из зеленых и красных шерстяных ниток. По всей ширине заложены складки 6,5 см глубиной (сего 24 складки)
         Технология изготовления фартука.
      Фартук изготовлялся из атласа или шерсти. На шерстяных фартуках обычно выполнялась вышивка шерстяными нитками (желтыми, салатовыми, синими, оранжевыми, зелеными) геометрического орнамента. Длина фартука доходила почти до конца поневы. По низу фартука на расстоянии 12 см закладывались мелкие складки. Вдоль низа нашивались атласные ленты шириной 3 см.
         Технология изготовления нагрудника.
        Нагрудник или подживотник имеет форму жилетки, изготовлялся из синего, черного или зеленого атласа, простеган. Нагрудник спереди до запаха был 32 см длинной, запах 37 см шириной, 18 см до проймы, спинка высота 34 см, 40 см ширина.
          Технология изготовления кокошника.
       Верх кокошника изготовлялся из парчовых лент, раньше использовался церковный позумент. Спереди на кокошнике выполнялась пучки из шерстяных ниток, сзади нашивалась тесьма черного цвета, узором из восьмерок. По всему низу кокошника пришивался черный кантик. Обхват 57 см, высота кокошника 11 см.
          Технология изготовления позатыльника.
         Позатыльник надевался на кокошник, завязывался на лбу. Изготовлялся из красного ситца или сатина на прокладке. Украшался тесьмой, позументом, по краю пришивался шнурок для отделки, который мог так же использоваться в качестве завязок. Высота позатыльника 14 см, 54 см.
          Технология изготовления пука.
      Пук является затылочной частью головного убора полукруглой формы, подвязывается на шею. Изготовлялся из атласных лент, которые сворачиваются бантом длинной 12 см, между ними вставляются тонкие картонки. Пук раскладывается на столе веером, затем сшивается между собой. Концы остаются соединенными в узел и свободно свисают, длина 130 см. По центру пука пришивается собранные в цветок две полоски, одна шириной 10 см и длиной 85 см, другая шириной 6 см и длиной 25 см. Сзади между сгибами лент находится тонкий шнурок, завязанный узлом. Концы его 50 см завязываются под ошивком.
        Технология изготовления ошивка.
     Ошивок в с. Колыбельское изготовлялся в двух вариантах, из белой домотканой ткани с мелким узором, двойной и из малиновой шерсти, по краю украшенный розовой атласной рюшкой. Высота ошивка 11.5 см, ширина 34 см. Первый вариант украшен по краю белым шитьем присобранными на нитку, капроновым кружевом. По все длине вышивался узор мелким крестом красными и черными нитками. Второй вариант вышивался шерстяными нитками мелким крестом оранжевого, розового, фиолетового, зеленого, желтого цветов.
       Технология изготовления девичьего головного убора "алый".
 "Алый" – алая косынка, которой оборачивается прямоугольный лист картона. На него нашивается ленты собранные в складку, которая в свою очередь украшаются бахромой и атласными лентами, в центре бахромы пришивается пуговичка. К алому пришиты завязки с бахромой на концах.




Литература:
1. Информационно-методический сборник №10 «Родники села Колыбельское». – Липецк, 1988.Карпий Н.М.
2. История с. Колыбельское https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D1%8B%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%... дата обращения 18.12.2019 г.
3. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. - М., 1988.
4. Народный костюм Липецкого края. - Липецк, 2009








Рубаха с. Колыбельское. (Из фотоархива МУК Чаплыгинского многопрофильного межпоселенческого комплексного культурно-досугового центра).
Фартук с. Колыбельское. (Из фотоархива МУК Чаплыгинского многопрофильного межпоселенческого комплексного культурно-досугового центра).
Головной убор - кокошник - с. Колыбельское. (Из фотоархива МУК Чаплыгинского многопрофильного межпоселенческого комплексного культурно-досугового центра).
Традиционное украшение - бусы - с. Колыбельское. (Из фотоархива МУК Чаплыгинского многопрофильного межпоселенческого комплексного культурно-досугового центра).
Ивлева Ф.Н. в традиционном костюме. (Фото А. Божко 1970 г., книга М.Н. Мерцалова "Поэзия народного костюма". - М., 1988 стр. 144-146).
Фольклорный ансамбль с. Колыбельское в традиционных костюмах. (фото А. Божко 1970 г., книга М.Н. Мерцалова "Поэзия народного костюма". - М., 1988 стр. 144-146).
Понева с. Колыбельское. (Из фотоархива МУК Чаплыгинского многопрофильного межпоселенческого комплексного культурно-досугового центра).