НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Волчье Добровского района

Носители

Район

Добровский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Технология изготовления.

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом.

Краткое описание ОНКН         Женский праздничный костюм села Волчье Добровского района составляет полный поневный комплекс: понева, рубаха, завеска, попояска, шушпан, головной убор (вязовая лычка с платком или шалью), бусы, традиционная обувь – лапти или сапоги с гармошкой.
Техника изготовления поневы.
         В селе Волчьем понева изготовлялась из одиннадцати равных полотнищ шерстяной ткани и одного полотна из материала фабричного производства – сатина синего цвета, которая располагалась спереди поневы. Край верхней части поневы загибался внутрь. В образовавшуюся полую складку пропускался прочный шнурок – гашник, благодаря которому можно было регулировать размер по фигуре. Надевалась понева через голову. Для удобства надевания с левой стороны оставлялся небольшой разрез. Низ поневы подшивался швом в подгибку с закрытым срезом. Полотнища ткали из шерсти поярковых овец. Толщина складок на поневе - два сантиметра. Ластить трубы - делать складки на полотнищах. Складки собирали вдвоем. Сначала через каждые два сантиметра надо было разметить вертикальные линии. Затем намочить ткань. В четырех местах, начиная снизу, прошить складки. Подготовленное полотно, раскладывали на сундуке и прижимали горячими испечёнными хлебами. Когда хлеба остынут, и складки запарятся и высохнут (примерно, сутки), плиссированное полотно сворачивали в трубочку. Сверху надевали простой чулок. Поневу подвешивали в сарае под потолок для дальнейшей просушки. В качестве груза использовали лом. После того, как складки окончательно сформировались, вшивали прошву, по верхнему краю подворачивали полотна вовнутрь, собирали на толстую нитку и вставляли гашник.
Техника изготовления рубахи с косыми поликами.
          Рубаха имела длину 60 см. Горловина рубахи собрана на мелкую складку. С изнаночной стороны складка закреплена ниткой на расстоянии 1 см от воротника. Рукава рубахи шились из одного цельного полотнища с узорным ткачеством состоящий из полос красного цвета, находящихся на расстоянии 1,5 см. и половины полотнища без узорного ткачества. Низ рукава собран на мелкую сборку и завершен неширокой манжетой. На лицевую сторону манжеты нашивался золотой позумент (тканая тесьма, фабричного производства) и плетеный черный шерстяной шнур. Изнаночная сторона манжеты подбита ситцем «Барановской мануфактуры».
          Косые полики трапециевидной формы врезались углом в центральное полотнище на груди и спине на рубахах с передним швом. Полики расширяли нагрудную часть рубахи. Рукава рубахи с косыми поликами пришивались к полотнищу, в которое врезался полик. Манжета рукава рубахи с косыми поликами отдел.ана золотым позументом и черным тканым шнуром. Рубаха сшита из четырех полотнищ. Шов, соединяющий полотнища проходит по середине. Воротник – невысокая стойка, высотой 3 см. Застежка – воздушная петля на одной стороне воротника, пуговица на другой. Между станом рубахи и рукавом вшита кумачовая ластовица, квадратной формы. Длина стороны 10 см.
            Техника изготовления шленской рубахи. Шленская рубаха состояла из переднего и заднего полотнища фабричной ткани – желтого сатина, ширина рубахи - 75 см. Женская «шлёнская рубаха» шилась до пояса. Длина рубахи 60-70 см. Использование фабричных тканей не повлияло на её конструкцию. Линии соединения полотнищ по линии поликов, рукавов и боковых швов остались прежними. Переднее и заднее полотнище были соединены на плечах с прямоугольными кусками (вставками) ткани – поликами. Полики (40 см по рукаву и 27 см по стану) из «шлёнки» малинового цвета. Ткань по краям образовавшегося отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собрана в сборки. Заднее полотнище имеет у горловины «Т-образную» форму. Выступ имеет высоту - 10 см, длину 21 см.
            Техника изготовления кофты с бухтами. Кофта – более поздний вариант, шилась также из покупных тканей, но имела крой с втачанным рукавом и застежкой спереди. Носится с поневой без завески. Декоративной отделкой являются мелкие защипы на атласных лентах, пришитых справа и слева от застежки (в три ряда) и по низу кофты. На груди защипы идут по кругу (также в три ряда). Под ними пришивается белая тюлевая рюшка в мелкую сборку. Воротник кофты – отложной. По краю воротника пришиты два ряда атласных собранных лент. Воротник завершается собранным на мелкую сборку белым капроновым кружевом. Полочка оформлена узкой планкой, пуговицы пришиты через 7 см.  Низ рукава на манжете (высота – 4 см, длина 15 см), застегивается на пуговицу. Манжета также украшена собранными сборками. Низ рубахи завершает капроновая сборка.
Техника изготовления завески.
             Завеска шилась в виде прямого полотнища с завязками, укреплялась на талии. Изготовлялась завеска на подкладке – лицевая часть декорировалась чередующимися атласными лентами, вставками из белого капронового кружева и широкой тканой тесьмой. В местах соединения тесьмы и ленок нашивался черный плетеный шнур с металлическими блестками. Завеска по бокам обшивалась атласной лентой. По низу завески пришивалось белое шитьё или бахрома.
Техника изготовления "попояски".
            "Попояска" – пояс, шился из широкой тесьмы с растительным орнаментом, на тканевой основе. Изнаночная сторона выполнялась из любой хлопчатобумажной ткани (красный ситец в горошек). С лицевой стороны по периметру "попояска" украшалась плетеной черной тесьмой с металлическими блестками. К концам были пришиты текстильные завязки для завязывания на талии
Техника изготовления лычки.  
            Основа головного убора – лычка. Лычка выполнялась из коры вяза или липы. Кора с деревьев обдиралась весной в апреле месяце, вдоль ствола. Выкраивалась в виде обруча с возвышением в середине и сшивалась. На внешнюю часть лычки, спереди нашивался жгутик, выступ - валик из ткани. Для удержания овальной формы, бока лычки стягивались толстой ниткой. На лычку особым способом надевается платок или шаль. На голову лычка с платком крепится на двух косах, заплетенных на теменной части головы.  



Литература:
1. Карпий Н.М. Народный костюм Липецкого края. - Липецк,  2009 г.
2. Тюмина Л.Ю. Женский праздничный костюм села Волчье Добровского района. - Липецк (рукопись), 2014 г.






Жительница села Волчье в традиционном костюме. (Фото из архива дома культуры с. Волчье).
Традиционный женский костюм с. Волчье. Выставка «Нет живописнее русского наряда» 2011 г. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото В.А. Живанович).
Женская «шлёнская рубаха» с. Волчье. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ)
Холщовая юбка «подземкой» надевалась под паневу. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
«Подуши» надевали под шею с рубахой. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Бусы. Манекен музея с. Волчье. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
По верх платки надевали специальные "ленки". Традиционный костюм с. Волчье. Вид сзади. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Подпояска (по местному "попояска"). (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Кофта с "бухтами" (поздний вариант женской одежды). (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Вязовая лычка (изготовлялась из лыка). (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Участницы фольклорного ансамбля "Птахи" с. Волчье в традиционных костюмах. Фото с фестиваля "Рождественские встречи". (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ
Манжета рукава рубахи с косыми поликами. Отделана золотым позументом и черным тканым шнуром. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ).
Женская рубаха с. Волчье. (Фото Л.Ю. Тюмина (Люрис) 2013 г. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ)