НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Традиции ковроткачества в с. Преображение Измалковского района.

Носители

Район

Измалковский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН

        Село Преображение Измалковского района Липецкой области расположенное на реке Большая Чернава относится к одному из древних поселений нашего региона. Упоминается в документах 1778 года как село с Преображенской церковью. С 1779 года село Преображение относилось к Ливенскому уезду Орловской губернии. Первое стабильное поселение, известное и в наши дни, возникло здесь в начале 17 века. Жители пришли сюда из деревни Малахово, которая возникла раньше сторожевого города Ливны. Понравившееся место назвали Оберец, что означает «место слияния двух рек»: Большой и Малой Чернавы. В 16-17 веках неподалеку проходила засечная оборонительная черта по линии Ливны-Чернава-Елец, препятствующая набегу на Русь крымских татар. К концу 18 века в Оберце проживало 100 человек в 60 домах. С начала 19 века земли стали приобретать елецкие и ливенские купцы. В 1895 году население Оберца составило 930 человек и имело 108 дворов. К Орловской области сельское поселение Преображенский сельсовет Измалковского района относился до 1953 года.
         В с. Преображение чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры – орнамент геометрический и растительный, выполненные в технике закладного ткачества. Одни из самых распространенных – ковры «в розу». Техника закладного узорного ткачества – одна из самых древних и трудоемких; и фон и узор ткутся отдельными участками (каждый участок своим концом нити). Количество концов нитей по ширине ткани бывает очень велико, до нескольких десятков, что очень затрудняет и замедляет процесс ткачества. Зато эта техника дает возможность очень свободно применять цвета. Количество используемых цветов и их расположение ни чем не ограничено. На одной горизонтальной полосе в узоре может встречаться много различных цветов. Узоры можно выполнять разнообразные – от простейших до самых сложных орнаментальных форм. Материалом для ткачества часто служил лен в сочетании с окрашенной в различные цвета шерстью. Белый или суровый лен шел на основу, шерсть – на уток для образования узора.
     Для закладного ткачества характерна гладкая, ровная фактура, рисунок выявляется только цветом. Рисунок получается двусторонний. Узор выполняется на станке без каких-либо специальных приспособлений, путем прокладывания нитей утка отдельными участками – каждый определенного цвета. Цветовая насыщенность достигается очень большим застилом уточных цветных нитей, полностью закрывающих неокрашенную суровую или белую основу. Узор ткется точно по счету нитей, без зазоров.
     В с. Преображение в настоящее время ковры не ткут, сведения о бытовании ковроткачества хранятся в памяти носителей. Одной из мастериц является Касьянова Серафима Петровна (1937 г.р.), уроженка пос. Сафоновский Орловской области. В с. преображение С.П. Касьянова переезжает в 1956 г, выйдя замуж. Ткать научилась от свекрови – Касьяновой Варвары Васильевны 1888 г. р. - уроженка Орловской губ. д. Кривая. ткали ковры в селе на вертикальном ткацком стане: шириной -1.8 м, высотой -1.6 м. К станку ставилась широкая лавка, на которой сидели две ткачихи. Стойки станка сохранились у мастерицы до сих пор – это два массивных бревна, диаметром около 15 см, на подставках.
   Поскольку держали обычно много овец, то шерсть была своя. Шерсть самостоятельно обрабатывали и сами пряли на самопрялке. Красители для шерсти покупали. Чтобы получить нужный цвет или оттенок краски смешивались. На один ковер уходило примерно 4 кг шерсти и 600 г ниток основы. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. Названия цветов: бордовый, красный, черный, темно- и светло-зеленый, голубой, синий, «кабачковый», черный. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов. По черному фону – розы. Происхождение первоисточника (рисунка) не установлено.
         Готовый ковер снимали со станка, подрезав нити основы. С одной стороны нити основы пришиты к краю ковра в одном направлении, с другой стороны край ковра обработан узкой тканевой тесьмой. Ковер чистили; подрезали кончики шерстяных нитей; брали толстую палку, и постепенно наматывая на нее, отбивали рубелем.
    По сведениям мастерицы ковры ткали с разным рисунком. Например, углы центрального прямоугольника могли быть заполнены стилизованными ромашками с листочками. Основной рисунок неизменно – розы. В основном ковры ткали на заказ, так как работа была трудоемкая и владели этим мастерством единицы. Стоимость ковра на заказ – 60 руб. Часть суммы от проданного ковра мастерицы оставляли на приобретение красителей и других материалов. «Когда дружно сидим, ткем, праздников нету, то можно соткать за две с половиной недели».
Примерно в к. 60-х годов ХХ века промысел ковроткачества в селе "затухает".


Литература:
1. Фонд ФЭ ОЦКНТ отдел ТНК CD №086-086а.
Ковер сотканный (примерно к. 60-х г.) В.В. Касьяновой и С.П. Касьяновой (1937 г.р.) с. Преображение. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2016 г.
Узор ковра мастер В.В. Касьянова и С.П. Касьянова (1937 г.р.) с. Преображение. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2016 г.
Ковер сотканный (примерно к. 60-х г.) В.В. Касьяновой и С.П. Касьяновой (1937 г.р.) с. Преображение. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2016 г.
Вертикальный ткацкий стан, хранитель С.П. Касьянова (1937 г.р.) с. Преображение. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2016 г.
Центральный узор "розы". Мастер С.П. Касьянова (1937 г.р.) с. Преображение. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2016 г.
Видеозаписи