НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.

Традиционная вышивка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

Носители

Район

Тербунский район

Нас. пункт

Тип действия

Сохранение

Краткое описание ОНКН            Вышивка с. Вислая Поляна представлена разнообразием, как орнаментальных мотивов, так и технических приемов. Самые старые из исследуемых образцов относятся к середине XIX века. Для выполнения узоров в селе применялись различные виды швов: роспись, крест, косой стежок, гладь, краевая гладь, стебельчатый шов, мережка, тамбур. Вышивка XIX века представлена образцами косой глади, креста, мережек и тамбура. К началу XX века исчезает техника косой глади. В третьей четверти XX века исчезает мережка. Тамбур сохранялся до середины XX века.  Крест, гладь, и стебельчатый шов используются  до настоящего времени. Техника мережек практически утрачена. В селе почти не осталось мастериц, владеющих этой техникой.
           В основном вышивали скатерти, «накрюшники», полотенца, подарки. Материалом для вышивки в селе в то время служили натуральные или окрашенные нити льна, конопли, шерсти. Для окраски нитей использовали траву, луковую шелуху, дуб, орешник. В конце XIX века для вышивки стали использовать «бумагу», так в селе называли нити из хлопка.
           Самые ранние образцы вышитых изделий относятся к середине XIX века. В вышивке села использовались следующие виды орнаментов: фитоморфный (растительный, орнамент из стилизованных  цветов, листьев, бутонов, стебельков), зооморфный (стилизованные фигуры зверей), оринтоморфный (стилизованных фигур птиц), антропоморфный (стилизованные изображения человеческой фигуры). Помимо этого встречается вид геометрического орнамента с меандровым мотивом, в виде беспрерывных ломаных линий, и образцы шрифтовых мотивов.
           В начале XX столетия содержание узора стало меняться. По сведениям носителей каждый узор имел своё название: дуб, сосуд, кочета, крест и др.
           До конца XX века в селе сохранялся обычай устраивать смотрины приданого, где обязательным было наличие вышитого «угла». Изделиями своей работы невеста на свадьбе одаривала родственников жениха. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии невесты. Потому каждая девушка должна была уметь вышивать. Этой традиции в селе придерживались до середины XX века.  
           Для с. Вислая Поляна характерен особый диалект, не встречающийся в близлежащих селах. Вплоть до середины XX века не употребляли слово «вышивать». Вместо него употребляли слово «строчить».  О вышивающей женщине говорили: «сидить, стрОча».  
       Для всех образцов вышивки XIX века характерна симметрия линий, форм, относительно горизонтальной или вертикальной оси. Для построения орнамента наши предки часто использовали геометрические формы - треугольники, квадраты, звёзды, окружности, а также волнообразные, ломаные линии, спирали. В орнаменте чётко прослеживаются растительные мотивы - листья, цветы, ветви, деревья. Для ранних образцов вышивки в орнаменте характерны образы животного мира и женская фигура.
        Анализ образцов вышивки показал, что в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Постоянными элементами геометрических орнаментов являются отдельные фигуры в виде точек, прямых и ломаных линий, кругов, крестов, треугольников, квадратов, розеток. Растительно-геометризованные орнаменты состоят из геометризованных, упрощенных цветков, листьев, бутонов, стебельков.
         Образцы геометрического орнамента с. Вислая Поляна различаются по характеру композиции. Геометрический орнамент разделялся на ленточный и сетчатый. В ленточном орнаменте прямые или криволинейные  полосы  украшают  середину изделия или окаймляет его. В сетчатом орнаменте  вся поверхность заполнена узором.
         Фитоморфные, растительные орнаменты состоят из стилизованных цветов, листьев, бутонов, стебельков. В зооморфном орнаменте стилизованы фигуры зверей. Оринтоморфный орнамент  составлен из стилизованных фигур птиц. Для антропоморфного орнамента характерны стилизованные изображения человеческой фигуры. Характерен вид геометрического орнамента с меандровым мотивом, в виде беспрерывных ломаных линий.                    
          Во второй четверти  XX века стали появляться новые образцы узоров – «сасуда», «крест», «дуб», «гулюшки», «церква», как называли их жители села. Названия узоров схожи с изображениями реальных предметов. Узоры вышивок брали в журналах, которые стали появляться в сельской библиотеке и переснимать у городских родственников.
         Со второй половины 50-х годов в моду входили новые узоры: «розы», «качата», «винаград», «каласок», «ягада», которые также брали из журналов «Крестьянка» и «Работница».  Модными стали сюжетные изображения, которые  постепенно вытесняли  архаику  образов. К концу XX века, с развитием средств массовой информации, доступными стали самые разнообразные узоры. Жители села отдавали предпочтение самым разнообразным цветочным и букетным  композициям.
          Техника исполнения вышивки «краевая гладь».
В технике вышивке гладью по рисовке при вышивке листьев стежки веерообразно укладывались от центра к краям. Середину цветка заполняли набором, плотно прилегающими стежками. С изнанки мелкие стежки образовывают  контур рисунка. С изнанки мелкие стежки образовывают контур рисунка. Если крупные листья полностью не зашивали, то такую гладь еще называли краевой. Вначале по контуру рисунка делали крупными стежками настил, а затем полотно покрывали его  параллельными стежками. В результате получался выпуклый по фактуре узор.
          Техника исполнения вышивки «гладь по рисовке».
Со слов местных жителей мы узнали, что со второй половине XX века в вышивке села появляются новые виды швов, которые не зависят от структуры ткани - «гладь по рисовке» и краевая гладь. «Гладь по рисовке», или свободная гладь, выполнялась по лицевой стороне ткани, по предварительно нанесённому на ткань рисунку. При вышивке листьев стежки веерообразно укладывались от центра к краям. Середину цветка заполняли набором, плотно прилегающими стежками. С изнанки мелкие стежки образовывают  контур рисунка. Если крупные листья полностью не зашивали, то такую гладь еще называли краевой. Вначале по контуру рисунка  делали крупными стежками настил, а затем полотно покрывали его  параллельными стежками. В результате получался выпуклый по фактуре узор.
          техника исполнения вышивки тамбуром.
С середины XIX до середины XX века популярностью в селе пользовался тамбур - шов в виде цепочки, звенья которой заходят одно на другое. Тамбуром вышивали по холсту, а позднее - по фабричным тканям иглой или крючком. Использовался как для украшения одежды, так и для украшения приданого.
          Техника исполнения вышивки «мережка».
Вышивку мережка делали по выдернутым в ткани, и стянутым определённым образом  нитям.  Жители рассказали нам, что самыми распространёнными видами мережки были «столбик» и «козлик». С первой половины XX века, стали использовать только для украшения «утерок». Изменилась и техника их исполнения. Ячейки мережки стали более крупными.
         Техника исполнения вышивки крестом.
Крест выполнялся двумя перекрещивающимися по диагонали стежками. Все верхние стежки должны лежать в одном направлении. На изнанке ткани должны проходить ровные прямые полосы. Чтобы рисунок получался красивым, стежки креста сначала нужно делать в одном направлении, а затем в противоположном направлении перекрывая первые стежки. Если крест вышивается по вертикали, то надо сделав один стежок снизу вверх на изнанке ткани перейти прямо вверх и, проколов иглу на лицевую сторону, нужно сделать косой стежок вниз налево. Сделав на изнанке прямой стежок кверху, нужно перейти к образованию третьего креста. Крестом вышивались узоры для «накрюшников» и скатертей. До середины XX века узоры крестом вышивали «у адин крест», а к концу XX века вышивали преимущественно «у два креста». Мы выяснили, что вышитый первым способом крест был в два раза мельче, чем крест, вышитый вторым способом. Для  выполнения двойного креста  отсчитывали не одну, а две клеточки на структуре ткани, а позднее на канве.
          Техника исполнения вышивки гладью.
Стежки косой глади вышивали под углом 45° к нитям основы. Так как стежки глади выполняют с наклоном влево и вправо, то узоры приобретали светотеневой эффект. Косой гладью украшали преимущественно одежду. К началу XX века исчезает традиция вышивки одежды, и вместе с ней, исчезает техника косой глади.
          

Литература:
1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - М.; Искусство, 1972.
2. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. М.: КОИЗ (Всесоюзное кооперативное издательство), 1953. - 85 с.: ил.
3. Дурасов Г.П. (сост.) Изобразительные мотивы в русской народной вышивке М.: Советская Россия, 1990. – 316 с.
4. Карпий Н.М. «И дивный видится узор…». О народной вышивке Липецкого края. – Липецк, 2009.
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор «Дуб» полотенце из экспозиции школьного музея. (Фото В.А. Юрьев, 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор «Дуб» полотенце из экспозиции школьного музея. (Фото В.А. Юрьев, 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Зооморфный орнамент, из экспозиции школьного музея. (Фото В.А. Юрьев, 2015 г.)
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Вышитые полотенца из экспозиции школьного музея с. Вислая Поляна. (Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Геометризированный орнамент, из экспозиции школьного музея. (Фото В.А. Юрьев, 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Фитоморфный орнамент, тамбур, вышивка к.XIX - н. XX в. (Фото Н.В. Глотовой, 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Меандровый орнамент, тамбур, вышивка к XIX - н.XXв. (Фото Н.В. Глотовой, 2015 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна.Скевоморфный орнамент, крест. вышивка сер. XX в , из экспозиции школьного музея. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Колосок", крест. вышивка к.XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Сосуд", крест. вышивка сер. XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Маки". Крест. вышивка к.XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Ягода", крест. вышивка сер. XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Гулюшки", крест. вышивка сер. XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).
Традиционная вышивка с. Вислая Поляна. Узор "Дуб", крест. вышивка сер. XX в. (Фото из фондов музея МОУ СОШ с. Вислая Поляна Тербунского района, фото Н.В. Глотовой, 2012 г.).