Музыкально-инструментальное искусство.
Тип действия Формы жанровых направлений ОНН Краткое описание ОНКН
Одним из главных ритмов традиционной культуры, организующих жизнь человека, является чередование будней и праздников. Музыкальное наполнение будней составляют жанры, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью. В праздничную сферу вовлекаются многие жанры и формы местных музыкально-фольклорных традиций: лирические, хороводные, застольные, различные типы частушек и инструментальные наигрыши.
Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
Частушечные формы как жанр зарождаются в середине XIX века. По мнению ученого Лазутина С.Г., их появление было вызвано формированием новых принципов художественного отражения жизни, в частности, реализма. Поэтому одним из основных признаков частушки «наряду с краткостью, безграничным тематическим диапазоном и экспромтностью является ее реалистичность».
Исследователь Н.П. Колпакова, анализируя русскую частушку, выделяет четыре ее типа. К третьему типу частушек исследователь относит «страдания» – жанр, «обладающий своей особой суммой тематических и стилевых особенностей, который так же четко выделяется из общей массы частушечного творчества». У термина «страдания» два значения: переживать сильные эмоции и исполнять частушки-«страдания» в паре с подругой или гармонистом. Композиционное строение «страданий» – рифмованные попарно двустишия на типичной частушечной основе четырехстопного хорея. Основное содержание – любовная лирика, наряду с которой также затрагиваются социальные и семейно-бытовые мотивы.
В зависимости от композиции «страдания» бывают короткие, простые – это двухстиховые формы; «страдания» с повтором – те же, но с точным повторением текста; «страдания» с припевками – на основе текста из двустишия и четверостишия. «Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области. Чаще всего «страдания» исполняются на Святки и Масленицу. По композиции это простые страдания, двухстрочные с припевными словами: «а на- тира-на-трина-тина-на-на».
Я на улицу, а мать следом,
Не гуляй, дочка, с соседом.
Куда пашел, кривоногай,
Воротись не той дорогой.
Мил играет на баяне,
Чтобы слышно в Лебедяне.
Как услышу я гармонью,
Обольется сердце кровью.
В регионе принимаются меры по сохранению, развитию и популяризации жанра «страданий».
Литература:
1. Колпакова Н. П. Типы народной частушки // Русский фольклор. М.; Л., 1966. Вып. 10.