НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Страдания «Разливные» с. Воробьевка Хлевенского района.

Носители

Район

Хлевенский район

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство

Тип действия

Популяризация

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН

     Страдания, локальный вариант частушек, – специфический жанр музыкального фольклора. Частушечная форма появляется в середине XIX века, и процесс ее возникновения и формирования является довольно сложным. Жанровые особенности русской народной частушки в разной мере и с разных сторон рассматривались в работах С.Г. Лазутина, И.З. Зырянова, М.М. Бахтина, Н.П. Колпаковой, А.А. Горелова, В.П. Аникина, О.В. Мешковой и других литературоведов и искусствоведов [7].
     Страдания в каждой местности имели свое, особенное звучание и не предполагали сопровождения пляской. Тем не менее исполнители могли пройти с частушками-страданиями по деревне, и в таком случае их называли «проходочками», «проходными». Тексты таких произведений были посвящены прежде всего любовным переживаниям. Традиционно «страдания» исполняются в медленном темпе, в напевной или напевно-речитативной манере.     Поэтические тексты характеризуются групповым прикреплением к типизированным напевам страданий и иногда импровизируются во время пения [2].
     Частушки и страдания занимают одно из центральных мест в традиционной песенно-инструментальной культуре Липецкой области. По сведениям этнографов, (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева, Н.Н. Гилярова), в нашем регионе частушечные формы были доминирующим жанром уже в 30-е годы ХХ века, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Они исполняются в сопровождении музыкального инструмента – гармоники или балалайки, или «под язык». Наибольшее распространение получили общерусские частушечные формы: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Семеновна». Помимо этих форм встречаются и самобытные, такие как «Разливные страдания» – локальная форма длинных двухстрочных страданий, бытующая в с. Воробьевка Хлевенского района.
    Первое упоминание об этом селе мы встречаем в документах 1713 года. Называлось оно в то время с. Воробьево и насчитывало 6 дворов первых поселенцев из соседней Воронежской Лозовки. Среди них был зажиточный крестьянин Воробьев, по фамилии которого и было названо село. Крестьяне имели статус государственных [6].
    Впервые исследуемая форма зафиксирована К.Л. Иващенко в ходе экспедиционной работы в с. Воробьевка в начале 2000-х, позднее – участником фольклорного ансамбля «Воскресение» областного центра культуры, народного творчества и кино В.А. Юрьевым. Данная частушечная форма под названиями «Разливные», «Разливная», «Разливуха» локально существует только в данном селе, в окрестных населенных пунктах похожего наигрыша не встречается.
             Для страдания характерны свои тексты:
«Сыграй, детка, разливнова, для маво серца бальнова»
«Залятела за лес темнай, только вижу кастюм чернай»
«Ох, балалайка, ду, ду, ду, ду. Ох, не страдала и ня буду»
«Ой, подружка, открой двери, голова болит с похмелья»
«Приду дамой, дверь закрыта, знать, моя любовь забыта.
«Ой, на лицо я некрасива, любить тибя ни прасила»
«На лицо я ни то, ни се, зато милка любит за все»
«Ох, залетачка, как ты тама, а я тут с таски прапала»
Как говорят исполнители, «ну вишь, какая она прям разливная» (А.А. Кудаева, 1937 г.р.).
       Поражает разнообразие записанных вариантов исполнения «Разливных страданий». Это наигрыши на балалайке, рояльной гармони, гармони-хромке, баяне, «под язык», женское и мужское сольное пение, исполнение с подхватом ансамблем 2-й и 3-й строк. Это позволяет провести более качественный анализ музыкальной ткани наигрыша, вариантов напева, а также места данного вида страданий в общей картине традиционной музыкальной культуры с. Воробьевка. Также это дает возможность выявить параллели с другими частушечными формами, бытующими в разных районах Липецкой области.
        «Разливные страдания» были зафиксированы на аудио-видеоносителях в 15 экспедиционных сеансах записи:
1 сеанс – экспедиция ОЦКНТ под руководством Иващенко К.Л.;
1 сеанс – экспедиция ОЦКНТ Жучковой М.А., Поповой Е.В., 2019 г.;
1 сеанс – запись передачи «Завалинка» ОТРК «Липецкое время»;
12 сеансов – экспедиции Юрьева В.А. (2012 – 2016).
Общий объем записей «Разливных страданий» составляет 32 варианта исполнения. Из них:
– баян/запев женский с подхватом ансамблем – 1 запись;
– балалайка соло – 7 записей;
– балалайка с мужским сольным пением – 4 записи;
– балалайка с женским сольным пением – 4 записи;
– балалайка/ансамбль с подхватом или без подхвата – 6 записей;
– рояльная гармонь с женским сольным пением – 1 запись;
– рояльная гармонь/запев женский с подхватом ансамблем – 3 записи;
– хроматическая гармонь с женским сольным пением – 2 записи;
– хроматическая гармонь/запев женский с подхватом – 1 запись;
– «под язык» мужское исполнение – 1 запись, женское исполнение – 1 запись;
– без аккомпанемента женское соло – 1 запись.
        Характерные особенности страданий:
1. Музыкальное исполнение не привязано к какому-либо определенному инструменту, используется весь корпус бытующих в традиционной музыкальной культуре с. Воробьевка инструментов.
2. На музыкальных инструментах играют только мужчины.
3. Частушки исполняются как мужчинами, так и женщинами в зависимости от конкретной ситуации записи или живого исполнения.
4. Припевка-частушка имеет двустрочное строение с повтором второй строки и вынесенным «выкриком-запевом» на гласный слог.
5. Исполняться частушки могут как сольно, так и дуэтом или большим составом ансамбля. Петь могут как с подхватом 2-й и 3-й строки, так и без подхвата.
6. Наигрыш не дублирует мелодическую линию голоса, а взаимодействует с ней в сложном переплетении. Начало музыкального колена наигрыша и начало вокального исполнения частушки не совпадают и имеют несколько вариантов соединения.
     По своей структуре «Разливные страдания» входят в группу родственных частушечных форм, локально существующих в разных районах Липецкой области под разными названиями: «Шовские» (с. Волчье Добровского района), «Куйманские» (с. Куймань Лебедянского района), «Неприветка» (кластер сел Лебедянского района), «Мокрынские» (с. Порой Добровского района). Также обнаруживается структурное сходство с такими страданиями, как «Покосная» и «Тягучая» Добровского района.
       При общем типологическом сходстве «Разливные страдания» имеют яркие черты, позволяющие выделить их в самостоятельный вид:
1. Ареал бытования – изолированно существующий в одном селе.
2. Место, положение, занимаемое данным наигрышем в общей музыкальной культуре своего села.
В Воробьевке существует достаточно большое количество частушечных форм: «Матаня», «Барыня» – «Бешеная», «Разливные страдания», «Простые страдания», «Елецкие» – «Ливенские» («Досада») страдания, «Парамонов» («Подгорная»), «Неудача» («Длинные елецкие страдания»), «Семеновна», «Цыганочка» и т.д. Однако именно «Разливные страдания» осмысляются народными исполнителями как их коренной наигрыш, выделяющий их из жителей других сел и выполняющий функцию этнокультурного маркера «своей» традиции.
3. Уникальный напев страданий.
Может начинаться с «запева-выкрика» квартовым скачком на гласную «э», одной длительной нотой, либо без запева сразу с текста частушки.
4. Инструментальное сопровождение имеет свои специфические черты при игре на разных инструментах.
5. Живое бытование данного вида страданий в с. Воробьевка.
Наличие большого числа носителей традиции исполнения страданий как пожилого, так и среднего возраста.




Литература:
1. Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в кн.: Советский фольклор, M 4-5, M. - Л., 1936, с. 97-142.
2. Дорохова Е.А. Откуда произошло слово «частушка» - https://www.culture.ru/s/vopros/chastushka/ режим доступа 29.06.2020 г.
3. Кулагина А.В. Поэтический мир частушки. - М.: Наука, 2000. - 303 с.
4. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/
5. Лазутин С.Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1960.
6. О селе Воробьевка Хлевенского района. http://vorobevka.admrhlevnoe.ru/o-poselenii/ - режим доступа 06.07.2020 г.
7. Общая характеристика частушки как музыкально-словесного жанра - https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4768 дата обращения 24.08.2020 г.
8. Страдания https://www.belcanto.ru/stradania.html - режим доступа 29.06.202 г.

Аудиозаписи
Нематериальное культурное наследие Липецк · Страдания "Разливные" с. Воробьевка Хлевенский район.
Видеозаписи