Музыкально-инструментальное искусство.
Тип действия Формы жанровых направлений ОНН Краткое описание ОНКН
Страдания, локальный вариант частушек, – специфический жанр музыкального фольклора. Частушечная форма появляется в середине XIX века, и процесс ее возникновения и формирования является довольно сложным. Жанровые особенности русской народной частушки в разной мере и с разных сторон рассматривались в работах С.Г. Лазутина, И.З. Зырянова, М.М. Бахтина, Н.П. Колпаковой, А.А. Горелова, В.П. Аникина, О.В. Мешковой и других литературоведов и искусствоведов [7].
Страдания в каждой местности имели свое, особенное звучание и не предполагали сопровождения пляской. Тем не менее исполнители могли пройти с частушками-страданиями по деревне, и в таком случае их называли «проходочками», «проходными». Тексты таких произведений были посвящены прежде всего любовным переживаниям. Традиционно «страдания» исполняются в медленном темпе, в напевной или напевно-речитативной манере. Поэтические тексты характеризуются групповым прикреплением к типизированным напевам страданий и иногда импровизируются во время пения [2].
Частушки и страдания занимают одно из центральных мест в традиционной песенно-инструментальной культуре Липецкой области. По сведениям этнографов, (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева, Н.Н. Гилярова), в нашем регионе частушечные формы были доминирующим жанром уже в 30-е годы ХХ века, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Они исполняются в сопровождении музыкального инструмента – гармоники или балалайки, или «под язык». Наибольшее распространение получили общерусские частушечные формы: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Семеновна». Помимо этих форм встречаются и самобытные, такие как «Разливные страдания» – локальная форма длинных двухстрочных страданий, бытующая в с. Воробьевка Хлевенского района.
Первое упоминание об этом селе мы встречаем в документах 1713 года. Называлось оно в то время с. Воробьево и насчитывало 6 дворов первых поселенцев из соседней Воронежской Лозовки. Среди них был зажиточный крестьянин Воробьев, по фамилии которого и было названо село. Крестьяне имели статус государственных [6].
Впервые исследуемая форма зафиксирована К.Л. Иващенко в ходе экспедиционной работы в с. Воробьевка в начале 2000-х, позднее – участником фольклорного ансамбля «Воскресение» областного центра культуры, народного творчества и кино В.А. Юрьевым. Данная частушечная форма под названиями «Разливные», «Разливная», «Разливуха» локально существует только в данном селе, в окрестных населенных пунктах похожего наигрыша не встречается.
Для страдания характерны свои тексты:
«Сыграй, детка, разливнова, для маво серца бальнова»
«Залятела за лес темнай, только вижу кастюм чернай»
«Ох, балалайка, ду, ду, ду, ду. Ох, не страдала и ня буду»
«Ой, подружка, открой двери, голова болит с похмелья»
«Приду дамой, дверь закрыта, знать, моя любовь забыта.
«Ой, на лицо я некрасива, любить тибя ни прасила»
«На лицо я ни то, ни се, зато милка любит за все»
«Ох, залетачка, как ты тама, а я тут с таски прапала»
Как говорят исполнители, «ну вишь, какая она прям разливная» (А.А. Кудаева, 1937 г.р.).
Поражает разнообразие записанных вариантов исполнения «Разливных страданий». Это наигрыши на балалайке, рояльной гармони, гармони-хромке, баяне, «под язык», женское и мужское сольное пение, исполнение с подхватом ансамблем 2-й и 3-й строк. Это позволяет провести более качественный анализ музыкальной ткани наигрыша, вариантов напева, а также места данного вида страданий в общей картине традиционной музыкальной культуры с. Воробьевка. Также это дает возможность выявить параллели с другими частушечными формами, бытующими в разных районах Липецкой области.
«Разливные страдания» были зафиксированы на аудио-видеоносителях в 15 экспедиционных сеансах записи:
1 сеанс – экспедиция ОЦКНТ под руководством Иващенко К.Л.;
1 сеанс – экспедиция ОЦКНТ Жучковой М.А., Поповой Е.В., 2019 г.;
1 сеанс – запись передачи «Завалинка» ОТРК «Липецкое время»;
12 сеансов – экспедиции Юрьева В.А. (2012 – 2016).
Общий объем записей «Разливных страданий» составляет 32 варианта исполнения. Из них:
– баян/запев женский с подхватом ансамблем – 1 запись;
– балалайка соло – 7 записей;
– балалайка с мужским сольным пением – 4 записи;
– балалайка с женским сольным пением – 4 записи;
– балалайка/ансамбль с подхватом или без подхвата – 6 записей;
– рояльная гармонь с женским сольным пением – 1 запись;
– рояльная гармонь/запев женский с подхватом ансамблем – 3 записи;
– хроматическая гармонь с женским сольным пением – 2 записи;
– хроматическая гармонь/запев женский с подхватом – 1 запись;
– «под язык» мужское исполнение – 1 запись, женское исполнение – 1 запись;
– без аккомпанемента женское соло – 1 запись.
Характерные особенности страданий:
1. Музыкальное исполнение не привязано к какому-либо определенному инструменту, используется весь корпус бытующих в традиционной музыкальной культуре с. Воробьевка инструментов.
2. На музыкальных инструментах играют только мужчины.
3. Частушки исполняются как мужчинами, так и женщинами в зависимости от конкретной ситуации записи или живого исполнения.
4. Припевка-частушка имеет двустрочное строение с повтором второй строки и вынесенным «выкриком-запевом» на гласный слог.
5. Исполняться частушки могут как сольно, так и дуэтом или большим составом ансамбля. Петь могут как с подхватом 2-й и 3-й строки, так и без подхвата.
6. Наигрыш не дублирует мелодическую линию голоса, а взаимодействует с ней в сложном переплетении. Начало музыкального колена наигрыша и начало вокального исполнения частушки не совпадают и имеют несколько вариантов соединения.
По своей структуре «Разливные страдания» входят в группу родственных частушечных форм, локально существующих в разных районах Липецкой области под разными названиями: «Шовские» (с. Волчье Добровского района), «Куйманские» (с. Куймань Лебедянского района), «Неприветка» (кластер сел Лебедянского района), «Мокрынские» (с. Порой Добровского района). Также обнаруживается структурное сходство с такими страданиями, как «Покосная» и «Тягучая» Добровского района.
При общем типологическом сходстве «Разливные страдания» имеют яркие черты, позволяющие выделить их в самостоятельный вид:
1. Ареал бытования – изолированно существующий в одном селе.
2. Место, положение, занимаемое данным наигрышем в общей музыкальной культуре своего села.
В Воробьевке существует достаточно большое количество частушечных форм: «Матаня», «Барыня» – «Бешеная», «Разливные страдания», «Простые страдания», «Елецкие» – «Ливенские» («Досада») страдания, «Парамонов» («Подгорная»), «Неудача» («Длинные елецкие страдания»), «Семеновна», «Цыганочка» и т.д. Однако именно «Разливные страдания» осмысляются народными исполнителями как их коренной наигрыш, выделяющий их из жителей других сел и выполняющий функцию этнокультурного маркера «своей» традиции.
3. Уникальный напев страданий.
Может начинаться с «запева-выкрика» квартовым скачком на гласную «э», одной длительной нотой, либо без запева сразу с текста частушки.
4. Инструментальное сопровождение имеет свои специфические черты при игре на разных инструментах.
5. Живое бытование данного вида страданий в с. Воробьевка.
Наличие большого числа носителей традиции исполнения страданий как пожилого, так и среднего возраста.