НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Техника плетения из лозы в с. Завальное Усманского района.

Носители

Район

Усманский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.

Краткое описание ОНКН

        Плетение как ремесло имеет долгую историю и возникает раньше, чем металло- и деревообработка, что обусловлено большим количеством природного материала и отсутствием орудий производства. В России лозоплетение появляется не позднее середины XIX века, а уже к началу ХХ века повсюду существовали мастерские, школы и фабрики по изготовлению изделий из лозы. Строительство железных дорог способствовало развитию торговли, а изделия из лозы являлись прекрасной упаковкой для перевозимых товаров. Плетение распространялось, прежде всего, в районах рек и озер, где было много природного материала и существовала потребность в плетеных изделиях: предметах домашнего обихода, рыболовных снастях, плетеных ловушках для зверей и птиц.
     В с. Завальное Усманского района  из лозоплетение  начало развиваться в начале ХХ века, оно было и дополнительным заработком для крестьян. Промысел передавался от отца к сыну. Во время Второй мировой войны он стал угасать из-за отсутствия природного материала – ветки ивы использовались по другому назначению. После войны промысел вновь стал возрождаться и укрепляться, вплоть до начала 1970-х годов. В большом количестве изделия изготавливались для работы в совхозе. 

      Мастер лозоплетения из с. Завальное Федор Михайлович Рыжков (1934 г.р.) рассказывает, что плести начал с малолетства, навыки перенял от отца.     Мастера изготавливали в основном вещи, необходимые в хозяйстве: сани, лукошки, корзины, заборы-плетни, люльки. Отсюда и местное название корзин – "плетушки". Завальновские умельцы для своих изделий использовали в основном ветки ветлы, более толстые, грубые и жесткие, называли их хворостом. Лозой прозвали более тонкие ветки ивы, из которых плели корзины и люльки – корзиночки. Ивовые ветки сначала стругали, чтобы они беленькие, чистенькие были, затем снимали с них кору и пластили пополам. Заготавливали ветки только осенью, срезали с дерева пониже, в зависимости от будущего изделия: "Какуя тебе нада, срезаешь и все".
    Для лукошка, корзины или кошелки вначале изготавливалось донышко в технике «крест-накрест», без плетения. Затем крестом к донышку прикреплялись боковины в зависимости от частоты плетения. Все изделие плелось по типу плетня, затем закреплялось обручем из лиственницы. 

После 1970-х годов лозоплетением в селе практически не занимаются, изделия изготавливаются в основном для выставок декоративно-прикладного искусства. Таким образом, можно отметить постепенное угасание промысла.




Литература:
1. Живанович В.А. Волшебная лоза. - Липецк, 2009.
2. Караманский С.А. Плетёные изделия. - М.: Экология, 1992. - 207 с.
3. Котов В.Б. Плетение из лозы и болотных растений. - Ижевск: Алфавит, 1995. - 150 с.
4. Фонд Фэ ОЦКНТ отдела ТНК
Сани из ивовых прутьев. Комната крестьянского быта ДК с. Завальное. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2015 г.
Люлька. Комната крестьянского быта ДК с. Завальное. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2015 г.
Плетушка из лозы. Мастер Ф.М. Рыжков (1934 г.) с. Завальное. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2015 г.
Аудиозаписи
Нематериальное культурное наследие Липецк · Репортаж о технике плетения из лозы. Ч. 1.
Нематериальное культурное наследие Липецк · Репортаж о технике плетения из лозы. Ч. 2.
Нематериальное культурное наследие Липецк · Репортаж о технике плетения из лозы. Часть 3.
Нематериальное культурное наследие Липецк · Репортаж о технике плетения из лозы. Ч. 4.
Видеозаписи