НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Перехваль Данковского района.

Носители

Район

Данковский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН

      Широкое распространение плетеной обуви породило невероятное разнообразие ее сортов и фасонов зависящих, прежде всего от сырья, использованного в работе. Самыми прочными и мягкими в деревне считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично. Уникальная ценность этого древнейшего вида обуви в том, что изготовленная из липового волокна, она была частью народного костюма. Житель деревни пытается показать историческую важность этой древнейшей обуви для народа и технологию ее плетения. Лапти – один из важнейших символов традиционного национального быта.
         В селе Перехваль плели лапти из липового лыка. Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки еще был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвертки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривленным в вертикальной плоскости и имеющим форму чести круга с диаметром 1,5-2 дюйма. 

            Назначение этого инструмента – приподнимать одну из петель уже сплетенной части лаптя для того, чтобы просунуть в нее свободный конец лыка. Ширина одного лыка равна примерно ширине большого пальца на руке мужчины, который сам и заготавливал лыко и, впоследствии, сам плел лапти. Для плетения требовалось лыко с ровной части ствола липы, чтобы по всей длине оно не имело дефектов. То есть, для заготовки лыка выбирались взрослые, ровные, высокие липы. Нередко после суммарной потери коры, пригодной для плетения, дерево не выживало и стояло с голым «ободранным» стволом. Это нашло отражение в русском языке в виде образного выражения «ободрать как липку» в значении «отобрать все имеющиеся у кого-либо или у чего-либо полезные ресурсы и создать тем самым угрозу жизни и существованию кого-либо или чего-либо».
Заготавливали лыко во время сокодвижения липы – май-июнь. Снимали лыко специальным деревянным пырком. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки. Также заготавливали лыко и осенью, но оно было более жестким. Его приносили в дом и парили над чугунами. Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде.

         Лапоть начинают плести с пятки. Для начала используется только пять лык. Плетение простое, при котором одно лыко попеременно сначала прижимает своей плоскостью соседнее, оставаясь сверху, но далее само прижимается последующим лыком и располагается под ним и так по всей своей длине. Когда все лыки переплетутся и достигнут края своими концами, то они перегибаются назад и переплетаются дальше, продолжая длину образующейся при этом плоскости. Пятку начинают плести, перегнув лыки пополам через «говенник» - ссученое в шнур лыко. После того как пятка будет сплетена и «утянута» по колодке, то тогда с обеих сторон вплетаются последние два лыка и продолжают плестись сначала подошва, а потом и «голова» лаптя. Когда длины подошвы хватает для того, чтобы загнуть ее наверх и закрыть пальцы стопы до подъема (образовать «голову» лаптя), то подошва огибается через говенник (теперь уже с передней стороны лаптя), а оставшиеся концы лык продолжают плестись сверху в обратном направлении по длине подошвы, образуя тем самым второй, внешний, слой лаптя. Именно на этой стадии плетения и начинает применяться кочедык. Им приподнимаются уже сплетенные петли для просовывания в них концов лык.
          Ручкой кочедыка приподнятая петля прибивается назад. Дойдя до краев подошвы, некоторые из лык, симметрично с правой и с левой сторон, также огибаются через говенник притягивая подошву к нему и придавая бокам лаптя вертикальное положение, а самому лаптю форму, похожую на туфлю. Став «двуслойным», лапоть приобретает большую прочность. После того как внешний слой лаптя износится до такой степени, что носить лапоть становится неудобно, лапоть можно на некоторое время починить. Это в крестьянской среде называлось «подковырнуть». Значит вместо изношенных лык внешнего слоя, при помощи кочедыка, всунуть обрезки новых лык. Но считалось, что к такой операции «подковырки» прибегали только бедняки, не имевшие возможности приобрести даже новые лапти.



Литература:
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 522 с. - § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь».
2. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале ХХ вв. - М., 1956.
3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Отв.ред. – К.В.Чистов. - М., «Наука», 1987.

Начало плетения. мастер Ф.И. Савушкин (1932-2015 г.г.). (Фото из архива отдела методической и клубной работы МУК «Межпоселенческого социально-культурного объединения Данковского муниципального района, фото Золотаревой Н.А. 2015 г.).
Плетение "головы" лаптя. Ф.И. Савушкин (1932-2015 г.г.). (Фото из архива отдела методической и клубной работы МУК «Межпоселенческого социально-культурного объединения Данковского муниципального района, фото Золотаревой Н.А. 2015 г.).
Окончание плетения лаптя. Ф.И. Савушкин (1932-2015 г.г.). (Фото из архива отдела методической и клубной работы МУК «Межпоселенческого социально-культурного объединения Данковского муниципального района, фото Золотаревой Н.А. 2015 г.).
Готовые лапти. Мастер Ф.И. Савушкин (1932-2015 г.г.). (Фото из архива отдела методической и клубной работы МУК «Межпоселенческого социально-культурного объединения Данковского муниципального района, фото Золотаревой Н.А. 2015 г.).