Творческие лаборатории, фестивали, выставка-конкурс "Нет живописней русского наряда".
Техники исполнения ОННТехника и технология изготовления
Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом.
Краткое описание ОНКН
Женский праздничный костюм села Волчье Добровского района составляет полный поневный комплекс: понева, рубаха, завеска, попояска, шушпан, головной убор (вязовая лычка с платком или шалью), бусы, традиционная обувь – лапти или сапоги с гармошкой.
Техника изготовления поневы.
В селе Волчьем понева изготовлялась из одиннадцати равных полотнищ шерстяной ткани и одного полотна из материала фабричного производства – сатина синего цвета, которая располагалась спереди поневы. Край верхней части поневы загибался внутрь. В образовавшуюся полую складку пропускался прочный шнурок – гашник, благодаря которому можно было регулировать размер по фигуре. Надевалась понева через голову. Для удобства надевания с левой стороны оставлялся небольшой разрез. Низ поневы подшивался швом в подгибку с закрытым срезом. Полотнища ткали из шерсти поярковых овец. Толщина складок на поневе - два сантиметра. Ластить трубы - делать складки на полотнищах. Складки собирали вдвоем. Сначала через каждые два сантиметра надо было разметить вертикальные линии. Затем намочить ткань. В четырех местах, начиная снизу, прошить складки. Подготовленное полотно, раскладывали на сундуке и прижимали горячими испечёнными хлебами. Когда хлеба остынут, и складки запарятся и высохнут (примерно, сутки), плиссированное полотно сворачивали в трубочку. Сверху надевали простой чулок. Поневу подвешивали в сарае под потолок для дальнейшей просушки. В качестве груза использовали лом. После того, как складки окончательно сформировались, вшивали прошву, по верхнему краю подворачивали полотна вовнутрь, собирали на толстую нитку и вставляли гашник.
Техника изготовления рубахи с косыми поликами.
Рубаха имела длину 60 см. Горловина рубахи собрана на мелкую складку. С изнаночной стороны складка закреплена ниткой на расстоянии 1 см от воротника. Рукава рубахи шились из одного цельного полотнища с узорным ткачеством состоящий из полос красного цвета, находящихся на расстоянии 1,5 см. и половины полотнища без узорного ткачества. Низ рукава собран на мелкую сборку и завершен неширокой манжетой. На лицевую сторону манжеты нашивался золотой позумент (тканая тесьма, фабричного производства) и плетеный черный шерстяной шнур. Изнаночная сторона манжеты подбита ситцем «Барановской мануфактуры».
Косые полики трапециевидной формы врезались углом в центральное полотнище на груди и спине на рубахах с передним швом. Полики расширяли нагрудную часть рубахи. Рукава рубахи с косыми поликами пришивались к полотнищу, в которое врезался полик. Манжета рукава рубахи с косыми поликами отдел.ана золотым позументом и черным тканым шнуром. Рубаха сшита из четырех полотнищ. Шов, соединяющий полотнища проходит по середине. Воротник – невысокая стойка, высотой 3 см. Застежка – воздушная петля на одной стороне воротника, пуговица на другой. Между станом рубахи и рукавом вшита кумачовая ластовица, квадратной формы. Длина стороны 10 см.
Техника изготовления шленской рубахи.
Шленская рубаха состояла из переднего и заднего полотнища фабричной ткани – желтого сатина, ширина рубахи - 75 см. Женская «шлёнская рубаха» шилась до пояса. Длина рубахи 60-70 см. Использование фабричных тканей не повлияло на её конструкцию. Линии соединения полотнищ по линии поликов, рукавов и боковых швов остались прежними. Переднее и заднее полотнище были соединены на плечах с прямоугольными кусками (вставками) ткани – поликами. Полики (40 см по рукаву и 27 см по стану) из «шлёнки» малинового цвета. Ткань по краям образовавшегося отверстия (выреза) для надевания рубахи через голову собрана в сборки. Заднее полотнище имеет у горловины «Т-образную» форму. Выступ имеет высоту - 10 см, длину 21 см.
Техника изготовления кофты с бухтами.
Кофта – более поздний вариант, шилась также из покупных тканей, но имела крой с втачанным рукавом и застежкой спереди. Носится с поневой без завески. Декоративной отделкой являются мелкие защипы на атласных лентах, пришитых справа и слева от застежки (в три ряда) и по низу кофты. На груди защипы идут по кругу (также в три ряда). Под ними пришивается белая тюлевая рюшка в мелкую сборку. Воротник кофты – отложной. По краю воротника пришиты два ряда атласных собранных лент. Воротник завершается собранным на мелкую сборку белым капроновым кружевом. Полочка оформлена узкой планкой, пуговицы пришиты через 7 см. Низ рукава на манжете (высота – 4 см, длина 15 см), застегивается на пуговицу. Манжета также украшена собранными сборками. Низ рубахи завершает капроновая сборка.
Техника изготовления завески.
Завеска шилась в виде прямого полотнища с завязками, укреплялась на талии. Изготовлялась завеска на подкладке – лицевая часть декорировалась чередующимися атласными лентами, вставками из белого капронового кружева и широкой тканой тесьмой. В местах соединения тесьмы и ленок нашивался черный плетеный шнур с металлическими блестками. Завеска по бокам обшивалась атласной лентой. По низу завески пришивалось белое шитьё или бахрома.
Техника изготовления "попояски".
"Попояска" – пояс, шился из широкой тесьмы с растительным орнаментом, на тканевой основе. Изнаночная сторона выполнялась из любой хлопчатобумажной ткани (красный ситец в горошек). С лицевой стороны по периметру "попояска" украшалась плетеной черной тесьмой с металлическими блестками. К концам были пришиты текстильные завязки для завязывания на талии
Техника изготовления "лычки".
Основа головного убора – лычка. Лычка выполнялась из коры вяза или липы. Кора с деревьев обдиралась весной в апреле месяце, вдоль ствола. Выкраивалась в виде обруча с возвышением в середине и сшивалась. На внешнюю часть лычки, спереди нашивался жгутик, выступ - валик из ткани. Для удержания овальной формы, бока лычки стягивались толстой ниткой. На лычку особым способом надевается платок или шаль. На голову лычка с платком крепится на двух косах, заплетенных на теменной части головы.
Литература: