НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 50 шт.

Песенная традиция сел Колыбельское и Дёмкино Чаплыгинского района.

Носители

Район

Чаплыгинский район

Нас. пункт

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Многоголосное пение.

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Музыкальный фольклор

Краткое описание ОНКН         Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие местных песенных систем» [4,4].

     Песенная традиция сел Колыбельское и Демкино относится к музыкальной фольклорной культуре верхнего Подонья, сложившейся под влиянием служилых людей южнорусского пограничья и более поздних переселенцев из средней и северной России. В местной традиции нашли свое отражение черты, присущие южнорусской культуре (плотное многоголосие, искусная импровизация, свадьба с характерным преобладанием плясовых обыгрышных песен, использование целотонных ладов) и севернорусской культуре (тонический стих, поэтические сюжеты свадебных и лирических песен). Для северной России характерны также особое тембральное звучание со смешением головного и грудного регистров, окончание основного октавного унисона с использованием специфического вокального приема – «ика» вверх [2].
      Песенная традиция с. Колыбельское отличается диалектными осбенностями. «Певучая» речь колыбельцев и присущие ей мягкие интонации накладывают свой отпечаток и на пение. К таким особенностям относятся: употребление «х» вместо «г»: «снех» (снег), «я лёх» (лёг), «плух» (плуг), «пирох» (пирог); «н» вместо «д»: «упанешь» (упадешь), «упану» (упаду), «кинать» (кидать); произношение «е» под ударением вместо «ё»: «пойдем» (пойдём); характерное для южнорусского говора яканье: «ня буду», «ня надо»; окончание «я» вместо «а»: «тучкя», «дочкя»; преимущественное употребление существительных в женском роде (вместо среднего): «Я ету сену кинала, кинала, насилу перькинала, думала, упану» [3, 10].
      Местную песенную традицию представляет этнографический коллектив, созданный приблизительно в начале 60-х годов ХХ века. Изначально он состоял только из жительниц с. Колыбельское, но постепенно в него начали «вливаться» исполнительницы из с. Демкино, где сегодня проживает большая часть участников. Для этих двух сел характерна идентичность женского костюмного комплекса, обрядовой культуры и песенного репертуара.
Село Колыбельское возникло еще в начале 1640-х. В переписных книгах 1646 года упоминается починок Колыбельский, владение одного из московских монастырей. Название – по ручью, вытекающему из колыбели (родника). Демкино как село «с церковью Великомученика Димитрия Селунскаго» упоминается в окладной книге 1676 года.
      Записи песен в селах Демкино и Колыбельское производились с конца 60-х годов прошлого столетия. Одна из первых экспедиций состоялись в 1967 году, записи проводила заслуженный работник культуры РФ, а тогда еще студентка Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных В.В. Грибанова [1]. Затем в разные годы фольклорные экспедиции осуществлялись сотрудниками Областного дома народного творчества (ныне ОЦКНТ) В.Б. Стебеневой, О.В. Колыбельской, М.А. Жучковой [6], студентами и педагогами Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова Е.Б. Бойковой (Вершининой), К.Л. Иващенко, Н.В. Чесноковой, преподавателем Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Р.М. Кобзевой, специалистами Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Воронежской государственной академии искусств, Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Н. Гиляровой [6].
      Первое выступление сводного фольклорного коллектива сел Демкино и Колыбельское состоялось в 1962 году. Процесс освоения традиции в ансамбле происходил путем преемственности, «припевания» молодых исполнительниц к более опытным певицам: «эт люди пели, а эт слушали, патом падпивать начинали», «ты падлаживай, прислушивайся». Про лучших певиц в народе говорили: «у ней голос звенить», «звенить здорава» [6, CD № 127]. Главная роль в песне, по мнению старожилов, отводилась запеву. «Запевала главная, она видёть, как ана запаёть, высако или ниска, так и пайдет, падгалосак – он первай идеть. Запевала адна была, на селах бабки были, у нас вот была Анна Митрошина, ана с падгалоскам» [6, CD № 127]. Сейчас запевалой и безусловным лидером коллектива является Мария Тимофеевна Панина (1935 г.р.), а подголосок «тянет» Любовь Петровна Ходырева (1947 г.р.).
Петь в селах Колыбельское и Демкино любили все. Со слов информаторов, песни на мужские и женские не разделялись. «Когда имел злотые горы» любили мужчины петь, Ани, мущины, у какова есть падгалосак, ани все адни можут любые песни петь». «У мине все пели: и мама, и папаня, и брат, и дядья», – вспоминает М. А. Быковская (1931 г.р.) из с. Демкино [6, CD № 127].
      В начале 1980-х годов в с. Колыбельское работала экспедиция Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И.Л. Егоровой. Материалы экспедиции, анализ песенного фольклора с. Колыбельское был опубликован в ее работе «Русские народные песни Липецкой области». Записанный песенный материал отличался большим разнообразием: «архаично звучащие календарные и свадебные обрядовые песни, бытовые, игровые, плясовые, романсы, баллады, песни демократического круга, протяжные» [3, 10].
     Исследователь К.Л. Иващенко отмечает: «Протяжные песни здесь, как и в целом на Верхнем Дону, раскрывают темы социального, семейного быта, рассказывают о любви» [2]. Для некоторых протяжных и календарных песен характерны политекстовые напевы. В качестве примера можно привести произведения «Как у Вани на поляне» и «Уродила мать в горе», исполняемые на Масленицу и являющиеся по сути протяжными [2], а также протяжные «Кого нету» и «Сама садик я садила». К сожалению, в настоящее время эти песни участниками ансамбля не исполняются.
В ходе одной из последних фольклорно-этнографических экспедиций ОЦКНТ (2020 г.) в Чаплыгинский район жительницы с. Демкино Марфа Алексеевна Быковская (1931 г.р.) и Александра Захаровна Богданова (1939 г.р.) с удовольствием вспоминали «старинные» песни, которые пели когда-то на гуляниях: «Ехал ухарь-купец», «Потеряла я колечко», «Как на горке калина», «Было время золотое», «Во зеленых во лужках», «Во субботу день ненастный», «По диким степям за Байкалом» и др. Именно эти произведения составляют сегодня основу репертуара коллектива.
     Большое внимание информаторы уделили протяжным песням, к коим отнесли, например, произведение «Было время золотое». Чаще всего «тянучаи» песни звучали на праздниках, «гуляниях». По словам старожилов, когда собирались нескольких сел, «стон стаял» [6, CD № 127]. Особой красотой поэтического и музыкального текста отличалась протяжная рекрутская песня «Головушка моя бедная», исполняемая по случаю проводов в армию [2].
В ранних записях ансамбля наиболее ярко представлены свадебные песни. Многие из них вошли в многочисленные сборники фольклора Липецкой области, среди них «Родники села Колыбельское» (ОЦКНТ) и «Русские народные песни Липецкой области» И.Л. Егоровой. В 2012 году был выпущен диск «Песни сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское», в которой вошли 11 свадебных песен, записанные в разные годы [2].
      Анализ песен, представленный в сборнике И.Л. Егоровой, показывает, что величальные песни невесте «Среди двора, дворика» и «Уж как Марьюшка изменщица» [3], а также «Уж вы, соколы», «Ой, ты, друженька, честной человек» [2] исполнялись на напев-формулу. Широкое распространение получили величальные молодым, женатому и неженатому гостю: «У голубя», «Во горенке», «А кто у нас не женат». Эти песни звучали на свадебном пире в доме жениха, сопровождаясь пляской. Песню «У голубя» пели в полукруге. На припеве начинала плясать одна из поющих, на месте выбивая ногами характерную дробь, потом она выходила немного вперед, а к началу следующей строфы возвращалась на свое место. По очереди плясали все поющие. Во время пляски одной из певиц остальные хлопали в ладоши, держа руки на уровне пояса [3, 10].
В песне «А кто у нас не женат» двигались по кругу. Руки держали на уровне головы, в руках платочки. Во время движения могли хлопать в ладоши, кружиться. Ногами выбивали тот же ритмический рисунок. Важной чертой этих песен является «упругость», импульсивность ритма, строгая ограниченность в применении вокальных приемов, яркая, зычная, но вместе с тем некрикливая манера пения [3, 10].
    Сборник И.Л. Егоровой – одно из уникальных исследований, в котором удалось зафиксировать исполнительские особенности ансамбля, которые утеряны в настоящий момент. «Подголосочная фактура напевов подчинена строгой организации. Каждая из исполнительниц выполняла определенную функцию в структуре многоголосия. Большинство участниц ансамбля вели основной голос и нижние подголоски. Одна исполняла верхний подголосок открытым зычным голосом. И еще одна из участниц, Михалева Евдокия Аверьяновна, пела тонким голосом октавную втору основного напева, создавая колоритный фон общему звучанию ансамбля [3, 11]. В экспедиционных записях 1985 г. под руководством Р.М. Кобзевой и в 1989 г. под руководством Н.Н. Гиляровой партия «тонкого голоса» отсутствует.
      Ранние записи ансамбля характеризует обилие вокальных приемов, особенно в протяжных песнях разных жанров. «Поражают своим многообразием различного рода спады и подъезды к ноте, форшлаги, глиссандо, «звяканье» голосовыми связками («иканье»), своеобразное покачивание голоса. Все это дополняет мелодико-гармоническое развитие каждой песни, делает ее живой» [3, 11]. Как отмечает И.Л. Егорова, «у ведущих певиц ансамбля: Мазаевой Е.А., Ивлевой Н.Ф., Воронежцевой М.Д. и Воронежцевой Е.К. есть свои излюбленные интонационно-мелодические обороты, наиболее часто используемые ими в многоголосных распевах» [3, 11].
     По мнению Ирины Львовны, творческий союз талантливых народных исполнительниц позволил создать свой собственный стиль, отличающийся яркостью звучания, насыщенностью музыкальной ткани, сложностью ладовых и функционально-гармонических средств выразительности и, вместе с тем, большим вкусом и чувством меры. Ансамбль достиг высокого мастерства художественно-образного переживания и глубокого проникновения в идейный смысл песен [3, 11].
К сожалению, в настоящее время песни в исполнении ансамбля звучат упрощенно по музыкальному изложению, многие вокальные приемы не сохранились. Репертуар ансамбля состоит из поздних лирических протяжных малораспевных песен и плясовых, свадебные обрядовые песни утрачены, исполнители лишь упоминают об их бытовании в репертуаре ранее.



Литература:
1. Архив ПНИЛ РАМ им. Гнесиных 1967 г. – ф. 691 – 692, 1968 г. – ф. 693, 971.
2. Диск «Песни сводного ансамбля сел Дёмкино и Колыбельское Чаплыгинского района Липецкой области». – Липецкое областное краеведческое общество, 2012 г. Аннотация составлена К.Л. Иващенко https://vk.com/topic-41838029_28261215 режим доступа 20.03.2020 г.
3. Егорова, И. Л. Русские народные песни Липецкой области / И. Л. Егорова. – Саратов: Изд-во «Аквариус», 2007. – 146 с. с нотами.
4. Напевы Липецкого края: Сборник народный песен. – Липецк, 2004 с.128
5. Творческие коллективы Чаплыгинского района https://chaplygin-r.ru/index.php/деятельность/культура/творческие-коллективы режим доступа 20.03.2020 г.
6. Фонд ФЭ ОЦКНТ отдела ТНК, CD № 46-46а, № 127.
Аудиозаписи Видеозаписи