Исполнительское искусство (пение)
Тип действия Формы жанровых направлений ОНН Краткое описание ОНКН Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой – известную пестроту и многообразие местных песенных систем» [4,4].
Песенная традиция сел Колыбельское и Демкино относится к музыкальной фольклорной культуре верхнего Подонья, сложившейся под влиянием служилых людей южнорусского пограничья и более поздних переселенцев из средней и северной России. В местной традиции нашли свое отражение черты, присущие южнорусской культуре (плотное многоголосие, искусная импровизация, свадьба с характерным преобладанием плясовых обыгрышных песен, использование целотонных ладов) и севернорусской культуре (тонический стих, поэтические сюжеты свадебных и лирических песен). Для северной России характерны также особое тембральное звучание со смешением головного и грудного регистров, окончание основного октавного унисона с использованием специфического вокального приема – «ика» вверх [2].
Песенная традиция с. Колыбельское отличается диалектными осбенностями. «Певучая» речь колыбельцев и присущие ей мягкие интонации накладывают свой отпечаток и на пение. К таким особенностям относятся: употребление «х» вместо «г»: «снех» (снег), «я лёх» (лёг), «плух» (плуг), «пирох» (пирог); «н» вместо «д»: «упанешь» (упадешь), «упану» (упаду), «кинать» (кидать); произношение «е» под ударением вместо «ё»: «пойдем» (пойдём); характерное для южнорусского говора яканье: «ня буду», «ня надо»; окончание «я» вместо «а»: «тучкя», «дочкя»; преимущественное употребление существительных в женском роде (вместо среднего): «Я ету сену кинала, кинала, насилу перькинала, думала, упану» [3, 10].
Местную песенную традицию представляет этнографический коллектив, созданный приблизительно в начале 60-х годов ХХ века. Изначально он состоял только из жительниц с. Колыбельское, но постепенно в него начали «вливаться» исполнительницы из с. Демкино, где сегодня проживает большая часть участников. Для этих двух сел характерна идентичность женского костюмного комплекса, обрядовой культуры и песенного репертуара.
Село Колыбельское возникло еще в начале 1640-х. В переписных книгах 1646 года упоминается починок Колыбельский, владение одного из московских монастырей. Название – по ручью, вытекающему из колыбели (родника). Демкино как село «с церковью Великомученика Димитрия Селунскаго» упоминается в окладной книге 1676 года.
Записи песен в селах Демкино и Колыбельское производились с конца 60-х годов прошлого столетия. Одна из первых экспедиций состоялись в 1967 году, записи проводила заслуженный работник культуры РФ, а тогда еще студентка Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных В.В. Грибанова [1]. Затем в разные годы фольклорные экспедиции осуществлялись сотрудниками Областного дома народного творчества (ныне ОЦКНТ) В.Б. Стебеневой, О.В. Колыбельской, М.А. Жучковой [6], студентами и педагогами Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова Е.Б. Бойковой (Вершининой), К.Л. Иващенко, Н.В. Чесноковой, преподавателем Липецкого государственного педагогического университета им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Р.М. Кобзевой, специалистами Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина, Воронежской государственной академии искусств, Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки им. Гнесиных), профессором Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Н.Н. Гиляровой [6].
Первое выступление сводного фольклорного коллектива сел Демкино и Колыбельское состоялось в 1962 году. Процесс освоения традиции в ансамбле происходил путем преемственности, «припевания» молодых исполнительниц к более опытным певицам: «эт люди пели, а эт слушали, патом падпивать начинали», «ты падлаживай, прислушивайся». Про лучших певиц в народе говорили: «у ней голос звенить», «звенить здорава» [6, CD № 127]. Главная роль в песне, по мнению старожилов, отводилась запеву. «Запевала главная, она видёть, как ана запаёть, высако или ниска, так и пайдет, падгалосак – он первай идеть. Запевала адна была, на селах бабки были, у нас вот была Анна Митрошина, ана с падгалоскам» [6, CD № 127]. Сейчас запевалой и безусловным лидером коллектива является Мария Тимофеевна Панина (1935 г.р.), а подголосок «тянет» Любовь Петровна Ходырева (1947 г.р.).
Петь в селах Колыбельское и Демкино любили все. Со слов информаторов, песни на мужские и женские не разделялись. «Когда имел злотые горы» любили мужчины петь, Ани, мущины, у какова есть падгалосак, ани все адни можут любые песни петь». «У мине все пели: и мама, и папаня, и брат, и дядья», – вспоминает М. А. Быковская (1931 г.р.) из с. Демкино [6, CD № 127].
В начале 1980-х годов в с. Колыбельское работала экспедиция Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова И.Л. Егоровой. Материалы экспедиции, анализ песенного фольклора с. Колыбельское был опубликован в ее работе «Русские народные песни Липецкой области». Записанный песенный материал отличался большим разнообразием: «архаично звучащие календарные и свадебные обрядовые песни, бытовые, игровые, плясовые, романсы, баллады, песни демократического круга, протяжные» [3, 10].
Исследователь К.Л. Иващенко отмечает: «Протяжные песни здесь, как и в целом на Верхнем Дону, раскрывают темы социального, семейного быта, рассказывают о любви» [2]. Для некоторых протяжных и календарных песен характерны политекстовые напевы. В качестве примера можно привести произведения «Как у Вани на поляне» и «Уродила мать в горе», исполняемые на Масленицу и являющиеся по сути протяжными [2], а также протяжные «Кого нету» и «Сама садик я садила». К сожалению, в настоящее время эти песни участниками ансамбля не исполняются.
В ходе одной из последних фольклорно-этнографических экспедиций ОЦКНТ (2020 г.) в Чаплыгинский район жительницы с. Демкино Марфа Алексеевна Быковская (1931 г.р.) и Александра Захаровна Богданова (1939 г.р.) с удовольствием вспоминали «старинные» песни, которые пели когда-то на гуляниях: «Ехал ухарь-купец», «Потеряла я колечко», «Как на горке калина», «Было время золотое», «Во зеленых во лужках», «Во субботу день ненастный», «По диким степям за Байкалом» и др. Именно эти произведения составляют сегодня основу репертуара коллектива.
Большое внимание информаторы уделили протяжным песням, к коим отнесли, например, произведение «Было время золотое». Чаще всего «тянучаи» песни звучали на праздниках, «гуляниях». По словам старожилов, когда собирались нескольких сел, «стон стаял» [6, CD № 127]. Особой красотой поэтического и музыкального текста отличалась протяжная рекрутская песня «Головушка моя бедная», исполняемая по случаю проводов в армию [2].
В ранних записях ансамбля наиболее ярко представлены свадебные песни. Многие из них вошли в многочисленные сборники фольклора Липецкой области, среди них «Родники села Колыбельское» (ОЦКНТ) и «Русские народные песни Липецкой области» И.Л. Егоровой. В 2012 году был выпущен диск «Песни сводного ансамбля сел Демкино и Колыбельское», в которой вошли 11 свадебных песен, записанные в разные годы [2].
Анализ песен, представленный в сборнике И.Л. Егоровой, показывает, что величальные песни невесте «Среди двора, дворика» и «Уж как Марьюшка изменщица» [3], а также «Уж вы, соколы», «Ой, ты, друженька, честной человек» [2] исполнялись на напев-формулу. Широкое распространение получили величальные молодым, женатому и неженатому гостю: «У голубя», «Во горенке», «А кто у нас не женат». Эти песни звучали на свадебном пире в доме жениха, сопровождаясь пляской. Песню «У голубя» пели в полукруге. На припеве начинала плясать одна из поющих, на месте выбивая ногами характерную дробь, потом она выходила немного вперед, а к началу следующей строфы возвращалась на свое место. По очереди плясали все поющие. Во время пляски одной из певиц остальные хлопали в ладоши, держа руки на уровне пояса [3, 10].
В песне «А кто у нас не женат» двигались по кругу. Руки держали на уровне головы, в руках платочки. Во время движения могли хлопать в ладоши, кружиться. Ногами выбивали тот же ритмический рисунок. Важной чертой этих песен является «упругость», импульсивность ритма, строгая ограниченность в применении вокальных приемов, яркая, зычная, но вместе с тем некрикливая манера пения [3, 10].
Сборник И.Л. Егоровой – одно из уникальных исследований, в котором удалось зафиксировать исполнительские особенности ансамбля, которые утеряны в настоящий момент. «Подголосочная фактура напевов подчинена строгой организации. Каждая из исполнительниц выполняла определенную функцию в структуре многоголосия. Большинство участниц ансамбля вели основной голос и нижние подголоски. Одна исполняла верхний подголосок открытым зычным голосом. И еще одна из участниц, Михалева Евдокия Аверьяновна, пела тонким голосом октавную втору основного напева, создавая колоритный фон общему звучанию ансамбля [3, 11]. В экспедиционных записях 1985 г. под руководством Р.М. Кобзевой и в 1989 г. под руководством Н.Н. Гиляровой партия «тонкого голоса» отсутствует.
Ранние записи ансамбля характеризует обилие вокальных приемов, особенно в протяжных песнях разных жанров. «Поражают своим многообразием различного рода спады и подъезды к ноте, форшлаги, глиссандо, «звяканье» голосовыми связками («иканье»), своеобразное покачивание голоса. Все это дополняет мелодико-гармоническое развитие каждой песни, делает ее живой» [3, 11]. Как отмечает И.Л. Егорова, «у ведущих певиц ансамбля: Мазаевой Е.А., Ивлевой Н.Ф., Воронежцевой М.Д. и Воронежцевой Е.К. есть свои излюбленные интонационно-мелодические обороты, наиболее часто используемые ими в многоголосных распевах» [3, 11].
По мнению Ирины Львовны, творческий союз талантливых народных исполнительниц позволил создать свой собственный стиль, отличающийся яркостью звучания, насыщенностью музыкальной ткани, сложностью ладовых и функционально-гармонических средств выразительности и, вместе с тем, большим вкусом и чувством меры. Ансамбль достиг высокого мастерства художественно-образного переживания и глубокого проникновения в идейный смысл песен [3, 11].
К сожалению, в настоящее время песни в исполнении ансамбля звучат упрощенно по музыкальному изложению, многие вокальные приемы не сохранились. Репертуар ансамбля состоит из поздних лирических протяжных малораспевных песен и плясовых, свадебные обрядовые песни утрачены, исполнители лишь упоминают об их бытовании в репертуаре ранее.