НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 44 шт.
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре Район: Нас. пункт:

Похороны русалки в с. Новое Дубовое Хлевенского района

  • Описание для анонса:         Примерно до нач. 70-х годов ХХ века обряд похороны русалки бытовал в с. Новое Дубовое Хлевенского района Липецкой области. Это одно из старинных сел в области было основано в 1661 году группой солдат. В образе русалки в селе Новое Дубовое была кукла - тряпичная или травяная. До середины 50-х годов ХХ века группа детей собирались вместе, куклу-русалку клали на самодельные носилки и относили в ржаной поле. С середины 60-х до нач 70-х гг. ХХ века куклу делали из соломы или свежей травы. Пучок соломы (или скошенной травы) сгибали пополам и скручивали по часовой стрелке, «набирают сноп» и связывали. Делали голову, связывали лентой, затем этой же лентой связывали туловище и отделяли ноги. Из цветов васильки делали глаза.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Похороны мушки-блошки на Семенов день в с. Хворостянка Добринского района

  • Описание для анонса:            В каждом календарном периоде (зимний, весенний, летний и осенний) присутствовали свои мифологические персонажи, которых необходимо было встретить и проводить. Одним из ярких ритуалов осеннего периода является обряд похороны мушек-блошек. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. В Липецкой области впервые данный обряд был зафиксирован в 2007 г. К.Л. Иващенко в процессе экспедиции. Описание обряда: "в с. Хворостянка Добринского района мушку-блошку хоронили дети в возрасте 11-12 лет. Девочки и мальчики собирались у кого-то в доме, мух собирали в спичечную коробку, брали тыкву, вырезали в ней кружочки по типу человеческого лица, внутрь ставили свечку, привязывали на верёвках по типу кадила и ходили по деревне".
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Технология изготовления тряпичной куклы с. Порой Добровского района

  • Описание для анонса:          Мастерица с. Порой М.Е. Фролова (1917-2006 гг..) вспоминала  "детьми игрались, делали, а патом, в возрасте хателась вспомнить, сделать". Для изготовления куклы в основном использовали ветошь, не нужные тряпки. Наряд кукле старались подбирать по цвету традиционной женской одежды с. Порой. Особенностью куклы является наличие ножек, которые делали из веточек сливы или вишни. Называли мастера такую куклу "на каблучках".
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Традиционные виды плясок с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:История танцевальной культуры с. Вислая Поляна.     Исследование по традиционной пляске с. Вислой Поляны было проведено учителем истории Н.В. Глотовой и ее ученицей Шаталовой Елизаветой. Исследователям в процессе экспедиций удалось выявить, что до 80-х годов XX века без пляски в с. Вислая Поляна не обходился ни один праздник на селе. В праздничный день звуки гармошки раздавались с разных сторон села с самого утра. Самыми распространёнными в селе были групповые парные пляски. Шаталова А.И. (1923-2018г.г.) вспоминала: «в этих плясках нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников».
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Изготовление свадебного венка из утиных перьев в с. Головинщино Лев-Толстовского района.

  • Описание для анонса:            В селе Головинщино в конце XIX- нач. XX века была традиция: на второй день свадьбы невеста на красный платок надевала венок из крашенных утиных перьев. Сзади на голову крепились разноцветные длинные ленты. У висков к венку пришивали пух селезня – сформированный в круглую форму. Украшения должны были доходить до уровня глаз.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Кулачки на Десятую пятницу в с. Волотово Лебедянского района

  • Описание для анонса:           Название села связано с находящемся рядом курганом Волотова Могила. Слово "волот" в древнерусском означало богатырь. Кулачки устраивались в селе четыре раз в год на Масленицу, Троицу, Десятую пятницу и ременную 10 ноября. Основной день кулачек в селе выделяют Десятую пятницу после Пасхи. Все жители села считают этот самым большим праздником. На Десятую пятницу кулачки проходили на выгоне в центре села, между улицами с. Волотово.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

  • Описание для анонса:       На первый день Троицы в с. Никольское Усманского района плели "киты" (титы). В словаре В.И. Даля указано – Кита, китана, китица, кить ж. стебель, трава повойного и долгоствольного растения. Сами носители определение названия "киты"  не дают. Киту плели из веток хвороста. Данный обычай является локальным, в других селах района не встречается.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Традиция «кричать Христа» в селах Воловского района.

  • Описание для анонса:           В сёлах Воловского района бытуют выражения: "пайдём пакричим Христа" (с.Васильевка, с.Волово, с.Ломигоры, с.Захаровка, с.Воловчик), "пайдём пакричим Христосе васкресе" (д.Ефимовка), "пайдём петь Христосе васкресе" (с.Н.Чесночное). В данном случае оба термина -  кричать/петь - обозначают обрядовую манеру пения тропаря. Но всё же термин кричать Христа наиболее точно соответствует обрядовой ситуации, которая предполагает исполнение тропаря вне церкви, на открытом пространстве ярким, зычным звуком. Народный напев тропаря во всех сёлах Воловского района разный, хотя и имеет общие музыкально-стилевые признаки. В целом он отличается от церковного тропаря медленным темпом и широко распетой мелодической линией.
Подробнее

Техника изготовления соломенной куклы-сигушки в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Соломенных кукол в с. Вислая Поляна называли сигу́шками. По мнению старожилов нашего села, эти куклы получили название от её основного предназначения – сигать (лит. – прыгать). Изготовлялись куклы для игры. Девочки собирались вокруг стола, в центре которого располагали соломенных кукол сигушек. Девочки, хозяйки кукол, становились вокруг и стучали кулачками по краю стола. Куклы от ударов подпрыгивали и падали. Та девочка, чья кукла дольше других смогла устоять, считалась победителем в игре.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Традиции ковроткачества в с. Преображение Измалковского района.

  • Описание для анонса:         Мастериц, умеющих ткать ковры в с. Преображение было мало. Чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры, выполненные в технике закладного ткачества. Орнамент геометрический и растительный. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Гончарный промысел с. Доброе Добровского района.

  • Описание для анонса:           По утверждению историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи.
               Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом в близлежащих селах и городах. Для работы использовали местную глину, из которой получалась прочная посуда с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. Лепили также добровские гончары игрушку  и как «игрушечную» посуду выделывали для своих малых деток и внуков.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Свадебные традиции c. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Тербунская песенная традиция охватывает русские сёла юго-западного района Липецкой области, в которой  удивительным образом переплелись стилевые черты воронежских и курских песен. По данным исследователя К.Л. Иващенко, тербунская песенная традиция имеет два типа свадебной обрядности.  К первому  типу относится вислополянская свадебная традиция (сёла - Вислая Поляна, Яковлево, Дуброво, Малина Поляна, Большая Поляна, Красная Поляна, Озёрки, Новосильское, д. Островок). Ко второму типу - казинскую свадебную традицию (сёла  Казинка, Солдатское, Бурдино, Хутор-Берёзовка, Вторые Тербуны). Такое деление свадебной культуры Тербунского района на два типа нам позволяет сделать выявленный различный репертуарный список свадебных песен, а также особенности в этнографическом контексте проведения свадьбы.  
               Знаком вислополянского типа свадьбы является наличие политекстового  напева «Матушка моя милая», кочующего в разные жанры свадебного фольклора и объединяющего близлежащие сёла в одну культурную традицию. Кроме того, первый и второй день свадьбы в каждом типе играется по-разному: в вислополянской традиции, как правило, первый день играют  у жениха, второй - у невесты. Исключением из общепринятого  правила является свадьба «с поездом»  в вислополянской традиции, когда  по договорённости обеих сторон первый день играли у невесты, а второй -  у жениха.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Технология изготовления соломенного аряпья в с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:        Солома - это часть зерновых растений, основной отход жатвенного процесса. Солома широко используется в хозяйстве, в скотоводстве. В с. Вислая Поляна в конце XIX-начале XX вв. культивировали в своих хозяйствах рожь, пшеницу, овёс, и ячмень. Но ведущей зерновой культурой вплоть до середины XX века оставалась рожь. Для ржаной соломы, в отличие от других злаковых растений, характерен  ровный стебель и длинные "колена", так в с. Вислая Поляна называли междоузлия. Солома других злаковых растений, особенно овса, имеет неравномерную толщину стебля и сужается от корня к верхушке. Стебли ячменной соломы толще ржаной, но менее прочные. Пшеничная солома более эластичная, чем ржаная, но, как и ячменная, - менее прочная.
            "Аряпей"  – сложная объёмная композиция.  Основным элементом этой конструкции является правильный многогранник. Для изготовления требуется восемнадцать соломенных трубочек одинаковой толщины и длины. Для сооружения всей конструкции нужно сделать восемь многогранников одного размера и девятый, размером в два раза больше.


Подробнее

Традиционная вышивка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Вышивка села Вислая Поляна отличается не только разнообразием узоров, но и их цветом, и техникой выполнения. В основном вышивали скатерти, «накрюшники», полотенца, подарки. Самые ранние из исследуемых образцов относятся к середине XIX века. Со временем техника исполнения узоров меняется. На смену счётной глади и вышивке в один крест XIX века  в XX веке приходят тамбурный шов, крупный крест и краевая гладь. Изделиями своей работы невеста на свадьбе одаривала родственников жениха. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое  свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии невесты. Потому каждая девушка должна была уметь вышивать. Этой традиции в селе придерживались до середины XX века.  


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Процесс изготовления соломенного жаворонка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:        Жаворонки – это фигурки птицы, изготовленные из теста и испечённые в русской печи в день православного праздника «Сороки» - день памяти сорока мучеников, который отмечается 22 марта. В этот день по преданию возвращаются из дальних тёплых стран птицы, символизирующие души мучеников, превратившихся в сорок разных птиц, «сорок сороков, сорок мучеников». И первая  из прилетающих птиц - жаворонок. В с. Вислая Поляна к этому дню готовили жаворонков не только из теста, но и из соломы.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Мураевенская вышивка.

  • Описание для анонса:          Одним из забытых художественных промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдёргивания продольных и поперечных нитей. Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка.
    В настоящее время работы ажурного шитья сохранились в д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой области.



    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Лозоплетение в с. Салтычки Добринского района.

  • Описание для анонса:        В с. Салтычки изделия изготовляли из дерева семейства ивовых. Ветла самая распространенная разновидность ивы и самая популярная для плетения. Ветки ветлы называли хворост. Хворост надо заготавливать осенью, когда с дерева упадет вся листва, в этот период он более гибкий и не ломается. Толщина заготавливаемого хвороста зависимости от того, какое изделие мастер задумал изготовить. В основном плели кошёлки разной формы и размера, и кубарь (хвостушка).
             Исключительность заключается в широком применении и разнообразии форм плетеных изделий. Кубарь служит  для ловли  рыбы в течение  всего года. Большие круглые используют для переноса соломы от стога с улицы до скотного двора. Большие квадратные кошелки используют для хранения снятых на зиму яблок. В таре  круглой формы, но меньшей размером хозяйки хранят  куриные  яйца.  В специально сплетенных кошелках наседки выводят цыплят. Технология изготовления плетеных изделий из хвороста, схожа с плетением из лозы, только это более грубая работа.  
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Гончарный промысел с. Юрьево Задонского района

  • Описание для анонса:         С. Юрьево было некогда центром гончарного промысла Задонского уезда и славилось в самом губернском Воронеже. Гончарством в селе занимались целыми семьями и целыми улицами. Исключительным является глина с. Юрьево. Она белого цвета, не содержит в себе посторонних примесей. Промысел выделялся производством широкого ассортимента керамических изделий, разнообразных по форме и назначению. В с. Юрьево изготовлялось до пятидесяти наименований посуды. Кружки были конусообразной формы. Орнамент наносился в основном на кувшины, волнообразный орнамент на горле. Отличительной является плоская ручка кувшина.
             Помимо посуды мастера изготовляли различные игрушки. Основные образы игрушки – кони с длинными шеями, баран, корова, бык. Технология изготовления юрьевской глиняной игрушки можно разделить на пять основных этапов работы: 1) подготовка глины, 2) подготовка рабочего места, 3) лепка игрушки, 4) прокалывание игрушки (свисток), 5) обжиг.
             Примерно в 1965 г. когда умер последний потомственный мастер, промысел в прекратил свое существование. В настоящее время реконструкцией гончарного промысла с. Юрьево занимаются мастера "Гончарной мастерской" г. Задонска.

    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:Отдел гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия»
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Колыбельское Чаплыгинского района

  • Описание для анонса:            В традиционном женском костюме с. Колыбельское сохранились главные элементы дальних передков, переселенцев из Литвы. Костюм носили только в молодом возрасте, до 35 лет, а затем складывали в сундук для старшей дочери. Чаще всего костюм надевали по праздникам. Комплекс женского костюма состоял из шерстяной плиссированной юбки (понева «с глазками»), рубахи с прямыми поликами и стоячим воротником, передника, пояса, нагрудника, кокошника, позатыльника.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района

  • Описание для анонса:       Лыковые лапти являются традиционной обувью восточных славян, технология их изготовления бытовала на русской территории по крайней мере с древнерусского периода. Лыковые лапти являются одним из ярких идентификаторов русской этничности. Для восточнославянской территории характерно распространение нескольких типов лаптей, различающихся технологией изготовления и как следствие – внешним видом.
            Тип лаптей из Добровского района  - так называемые «московские лапти» - характерны для обширной территории Центральной России: Московской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Курской губерний – и территорий к северу от Москвы. Область его распространения в основном совпадает с  территорией, населенной в прошлом вятичами, а широкое распространение связано с московской колонизацией земель к югу и северу от Москвы в 15-17 вв.
             В с. Преображеновка Добровского района лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной («в сок») и осенью, и хранят высушенным. Перед изготовлением материал вымачивают и режут на узкие полоски. «Проплеток» начинают плести от пятки к носку, потом плетут «головку» лаптя, натягивают на колодку и делают бока («ушники»). Подошву лаптя «подковыривают» для прочности вторым слоем лык.

    Объект внесен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Страницы: Назад 1 Вперед