НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 51 шт.
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре Район: Нас. пункт:

Частушечно-инструментальная форма "Матаня" северо-восточной части Липецкой области

  • Описание для анонса:

           

          В системе жанров Верхнего Подонья в настоящее время лидирующее положение занимают разнообразные частушечно-инструментальные формы. Связанно это, на наш взгляд, с процессами усилившегося влияния городской культуры на сельскую среду и с постепенным вытеснением обрядовой музыки распространением местных разновидностей гармоник со второй половины ХIХ века. Наибольшей популярностью пользуется частушечно-инструментальная форма "Матаня". Лексической идентичностью хореографических форм "матани" выделяется северо-восточная часть Липецкой области.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Свадебные традиции сел бывшего Романова городища.

  • Описание для анонса:     

     

        В территорию Романова Городище входили слободы: Романовская, Елецкая, Хрущёвская, Падовская, Троицкая, Желдатская. Сейчас это поселения Ленино (Романово), Пады, Троицкое, Сырское, Хрущевка, Подгорное, д. Коровино (черта г. Липецка). 
          Свадебный обряд куста сел Романова Городища является разновидностью южнорусского свадебного ритуала. Элементы традиционной свадебной игры сохранялись до нач. 90-х годов ХХ века, отдельные этапы свадебного ритуала уже постепенно трансформировались, обрели современные формы, а более архаичные ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа и особенно музыкального наполнения свадьбы. Первый день свадьбы гуляли у невесты, второй у жениха, третий день опохмеляются в обоих домах и катаются по селу. Молодые оставались ночевать у невесты или жених уходил к себе, если они еще не венчались. На второй день жених и его родня приходили отыскивать невесту, ее выкупали и вели в дом жениха.



  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Традиции проводов в армию жителей с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:

    Самые ранние воспоминания о службе в армии в с. Вислая Поляна относятся к середине XIX. Старожилы вспоминали рассказы своих предков еще о рекрутской службе (сроком 25 лет), о системе отбора на службу путем жеребьевки, а также о том, что в армию вместо себя можно было отправить «наемника», т.е. человека, желающего заменить призывника.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Страдания «Разливные» с. Воробьевка Хлевенского района.

  • Описание для анонса:           

         Частушки и страдания занимают одно из центральных мест в традиционной песенно-инструментальной культуре Липецкой области. По сведениям исследователей-фольклористов (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева, Н.Н. Гилярова), в Липецкой области частушечные формы были доминирующим жанром уже в 30-е годы ХХ века, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Они исполняются в сопровождении музыкального инструмента – гармоники или балалайки, или «под язык». Наибольшее распространение получили общерусские частушечные формы: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Семеновна». Помимо этих форм встречаются и самобытные, такие как «Разливные страдания» – локальная форма длинных двухстрочных страданий, бытующая в с. Воробьевка Хлевенского района. 

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Свадебный обряд с. Гагино Лев-Толстовского района.

  • Описание для анонса:          

        Село Гагино Лев-Толстовского района расположено на р. Ягодная Ряса. В 1679 г. владельцем участка земли в восточной стороне Данковского уезда стал князь И.Д. Велико-Гагин. Вскоре он перевел сюда крепостных крестьян из с. Гагина, что около г. Владимира. Новое селение получило название в память о прежнем месте жительства крестьян – Гагино. По сведениям очевидцев, последний раз свадьбу по старинному образцу в с. Гагино «играли» примерно в 2002 году.

           Свадьбы в с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области играли в осенний и зимний мясоед. Бо́льшей частью свадьбы играли осенью на Михайлов день (21 ноября) - престольный праздник села. В 2020 г. вышел фильм "Традиционная свадьба с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области" (реконструкция). В съемках фильма приняли участие жители с. Гагино, работники культуры Лев-толстовского района, фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, фольклорной ансамбль «Улица» ЛОКИ им. К.Н. Игумнова.




  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Песенная традиция сел Колыбельское и Дёмкино Чаплыгинского района.

  • Описание для анонса:

         Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. Традиционная крестьянская музыкальная культура, сформировавшаяся на территории верхнего Подонья (ХVII-ХVIII вв.), относится к южнорусскому песенному стилю. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой - известную пестроту и многообразие местных песенных систем».

  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Многоголосное пение.
Подробнее

Обряд "вождения русалки" в с. Сырское Липецкого района.

  • Описание для анонса:       

            После дня святой Троицы в с. Сырское Липецкого района до начала 70-х годов ХХ века было принято водить русалку. Обряд бытовал в форме шествия по селу или вокруг села ряженых по-чудному, женщин в традиционных романовских костюмах, с характерным переодеванием мужчин в женскую одежду и наоборот – женщин в деда. Шествие сопровождалось игрой на гармошке или "в косу", пением частушек. С 2016 года обрядовое шествие в сел стали возрождать.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Похороны русалки в с. Новое Дубовое Хлевенского района

  • Описание для анонса:

             Обряд "похороны русалки" бытовал в с. Новое Дубовое Хлевенского района примерно до нач. 70-х годов ХХ века . Это одно из старинных сел в регионе основано в 1661 году группой солдат. В образе русалки в селе Новое Дубовое была кукла - тряпичная или травяная. До середины 50-х годов ХХ века группа детей собирались вместе, куклу-русалку клали на самодельные носилки и относили в ржаной поле. С середины 60-х до нач 70-х гг. ХХ века куклу делали из соломы или свежей травы. Пучок соломы или свежескошенной травы сгибали пополам и скручивали по часовой стрелке, «набирают сноп» и связывали. Затем приделывали голову, связывали лентой, затем этой же лентой связывали туловище и отделяли ноги. Из цветов васильки делали глаза.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Похороны мушки-блошки на Семенов день в с. Хворостянка Добринского района

  • Описание для анонса:       

         В каждом календарном периоде (зимний, весенний, летний и осенний) традиционного календаря восточных славян присутствовали свои мифологические персонажи, которых необходимо было встретить и проводить. Одним из ярких ритуалов осеннего периода является обряд "похороны мушек-блошек" с. Хворостянка Добринского района. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. В Липецкой области впервые данный обряд был зафиксирован в 2007 г. К.Л. Иващенко в процессе экспедиции. Модель обряда: "в с. Хворостянка Добринского района мушку-блошку хоронили дети в возрасте 11-12 лет. Девочки и мальчики собирались у кого-то в доме, мух собирали в спичечную коробку, брали тыкву, вырезали в ней кружочки по типу человеческого лица, внутрь ставили свечку, привязывали на верёвках по типу кадила и ходили по деревне".

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Технология изготовления тряпичной куклы с. Порой Добровского района

  • Описание для анонса:

          Мастерица с. Порой М.Е. Фролова (1917-2006 гг..) вспоминала "детьми игрались, делали, а патом, в возрасте хателась вспомнить, сделать". Для изготовления куклы в основном использовали ветошь, не нужные тряпки. Наряд кукле старались подбирать по цвету традиционной женской одежды с. Порой. Особенностью куклы является наличие "ножек", которые делали из веточек сливы или вишни. Называли мастера такую куклу "на каблучках".

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Традиционные виды плясок с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:

        Исследование по традиционной пляске с. Вислой Поляны было проведено учителем истории Н.В. Глотовой и ее ученицей Шаталовой Елизаветой. Исследователям в процессе экспедиций удалось выявить, что до 80-х годов XX века без пляски в с. Вислая Поляна не обходился ни один праздник на селе. В праздничный день звуки гармошки раздавались с разных сторон села с самого утра. Самыми распространёнными в селе были групповые парные пляски. Шаталова А.И. (1923-2018г.г.) вспоминала: «в этих плясках нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников».

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Изготовление свадебного венка из утиных перьев в с. Головинщино Лев-Толстовского района.

  • Описание для анонса:

       В селе Головинщино Лев-Толстовского района в конце XIX- нач. XX века традиционно на второй день свадьбы невеста поверх красного платка надевала венок из предварительно окрашенных утиных перьев. Сзади на голову крепились разноцветные длинные ленты. У висков к венку пришивали пух селезня – сформированный в круглую форму. Украшения доходили до уровня глаз.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Кулачки на Десятую пятницу в с. Волотово Лебедянского района

  • Описание для анонса:

            Название села Волотово Лебедянского района связано с находящемся рядом курганом Волотова Могила. Слово "волот" в древнерусском означало богатырь. Кулачки устраивались в селе четыре раз в год на Масленицу, Троицу, Десятую пятницу и ременную 10 ноября. Основной день кулачек в селе выделяют Десятую пятницу после Пасхи. Все жители села считают этот самым большим праздником. На Десятую пятницу кулачки проходили на выгоне в центре села, между улицами с. Волотово.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

  • Описание для анонса:

           На первый день Троицы в с. Никольское Усманского района плели "киты" (титы). В словаре В.И. Даля указано – Кита, китана, китица, кить ж. стебель, трава повойного и долгоствольного растения. Сами носители определение названия "киты" не дают. "Киту" плели из веток хвороста, ивы. Данный обычай является локальным, не встречается в близлежащих селах Усманского района.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Традиция «кричать Христа» в селах Воловского района.

  • Описание для анонса:

          В сёлах Воловского района бытуют выражения: "пайдём пакричим Христа" (с.Васильевка, с.Волово, с.Ломигоры, с.Захаровка, с.Воловчик), "пайдём пакричим Христосе васкресе" (д.Ефимовка), "пайдём петь Христосе васкресе" (с.Н.Чесночное). В данном случае оба термина - кричать/петь - обозначают обрядовую манеру пения тропаря. Но всё же термин кричать Христа наиболее точно соответствует обрядовой ситуации, которая предполагает исполнение тропаря вне церкви, на открытом пространстве ярким, зычным звуком. Народный напев тропаря во всех сёлах Воловского района разный, хотя и имеет общие музыкально-стилевые признаки. В целом он отличается от церковного тропаря медленным темпом и широко распетой мелодической линией.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Техника изготовления соломенной куклы-сигушки в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:

        Соломенных кукол в с. Вислая Поляна называли "сигу́шками". По мнению старожилов села Вислая Поляна, эти куклы получили название от её основного предназначения – сигать (лит. – прыгать). Изготовлялись куклы для игры. Девочки собирались вокруг стола, в центре которого располагали соломенных кукол сигушек. Девочки, хозяйки кукол, становились вокруг и стучали кулачками по краю стола. Куклы от ударов подпрыгивали и падали. Та девочка, чья кукла дольше других смогла устоять, считалась победителем в игре.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Традиции ковроткачества в с. Преображение Измалковского района.

  • Описание для анонса:

            Мастериц, умеющих ткать ковры в с. Преображение Измалковского района было мало. Чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры, выполненные в технике закладного ткачества. Орнамент геометрический и растительный. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Гончарный промысел с. Доброе Добровского района.

  • Описание для анонса:

           По сведениям историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) бытовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил семьи гончаров. Изделия добровских гончаров пользовались спросом в близлежащих селах и городах. Для работы использовали местную глину, из которой получалась прочная посуда с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. Лепили также добровские гончары игрушку и как «игрушечную» посуду выделывали для своих малых деток и внуков.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Свадебные традиции c. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:
                   
              

    Знаком "вислополянского" типа свадьбы является наличие политекстового напева «Матушка моя милая», кочующего в разные жанры свадебного фольклора и объединяющего близлежащие сёла в одну культурную традицию. Кроме того, первый и второй день свадьбы в каждом типе играется по-разному: в "вислополянской "традиции, как правило, первый день играют у жениха, второй - у невесты. Исключением из общепринятого правила является свадьба «с поездом» в "вислополянской" традиции, когда по договорённости обеих сторон первый день играли у невесты, а второй - у жениха.   




     


  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Празднично-обрядовая культура
Подробнее

Технология изготовления соломенного аряпья в с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:

             Солома - это часть зерновых растений, основной отход жатвенного процесса. Солома широко используется в хозяйстве, в скотоводстве. В с. Вислая Поляна в конце XIX-начале XX вв. культивировали в своих хозяйствах рожь, пшеницу, овёс, и ячмень. Но ведущей зерновой культурой вплоть до середины XX века оставалась рожь. Для ржаной соломы, в отличие от других злаковых растений, характерен ровный стебель и длинные "колена", так в с. Вислая Поляна называли междоузлия. Солома других злаковых растений, особенно овса, имеет неравномерную толщину стебля и сужается от корня к верхушке. Стебли ячменной соломы толще ржаной, но менее прочные. Пшеничная солома более эластичная, чем ржаная, но, как и ячменная, - менее прочная.
           "Аряпей" – сложная объёмная композиция. Основным элементом этой конструкции является правильный многогранник. Для изготовления требуется восемнадцать соломенных трубочек одинаковой толщины и длины. Для сооружения всей конструкции нужно сделать восемь многогранников одного размера и девятый, размером в два раза больше.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Страницы: Назад 1 Вперед