НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 42 шт.
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре Район: Нас. пункт:

Традиционные виды плясок с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:История танцевальной культуры с. Вислая Поляна.     Исследование по традиционной пляске с. Вислой Поляны было проведено учителем истории Н.В. Глотовой и ее ученицей Шаталовой Елизаветой. Исследователям в процессе экспедиций удалось выявить, что до 80-х годов XX века без пляски в с. Вислая Поляна не обходился ни один праздник на селе. В праздничный день звуки гармошки раздавались с разных сторон села с самого утра. Самыми распространёнными в селе были групповые парные пляски. Шаталова А.И. (1923-2018г.г.) вспоминала: «в этих плясках нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников».
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Традиция «кричать Христа» в селах Воловского района.

  • Описание для анонса:           В сёлах Воловского района бытуют выражения: "пайдём пакричим Христа" (с.Васильевка, с.Волово, с.Ломигоры, с.Захаровка, с.Воловчик), "пайдём пакричим Христосе васкресе" (д.Ефимовка), "пайдём петь Христосе васкресе" (с.Н.Чесночное). В данном случае оба термина -  кричать/петь - обозначают обрядовую манеру пения тропаря. Но всё же термин кричать Христа наиболее точно соответствует обрядовой ситуации, которая предполагает исполнение тропаря вне церкви, на открытом пространстве ярким, зычным звуком. Народный напев тропаря во всех сёлах Воловского района разный, хотя и имеет общие музыкально-стилевые признаки. В целом он отличается от церковного тропаря медленным темпом и широко распетой мелодической линией.
Подробнее

Традиционные балалаечные наигрыши Елецкого района.

  • Описание для анонса:        Бытующие в Елецком районе балалаечные наигрыши по функции распределяются по следующим группам: 1. сопровождающие пение частушек (Матаня, Страдания, Семеновна); 2. сопровождающие пляски или танцы (Барыня, Елецкого, Колчак, Тустеп); 3. аккомпанирующие песням или исполняемые как версии песенных мелодий (Светит месяц, Когда б имел златые горы).
            Местной особенностью балалаечной традиции является широкое бытование в ней, наряду с частушечными, плясовых и танцевальных наигрышей. Такие наигрыши имеются в репертуаре каждого балалаечника, в них проявляется мастерство владения инструментом, ведь в этом случае балалайка становится не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. К этой группе относятся: «Колчак», «Тустеп», «Цыганочка», «Светит месяц». Хотя теперь эти танцы уже не бытуют, но старшее поколение (1930-х гг. рождения) хорошо их помнят и могут воспроизвести.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Песенная традиция с. Волчье Добровского района.

  • Описание для анонса:            Липецкая область (Верхний Дон) входит в южнорусскую песенную традицию, для которой характерна  поздняя (вторичная) история заселения (XVI-XVIIвв.), южнорусский акающий говор, музыкально-стилевые свойства народных песен, описанные в известной книге В.М. Щурова (Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. - М., 1987) .
                Песенная традиция с. Волчье Добровского района является в настоящее время самобытной, наиболее устойчивой и одной из сохранившихся в фольклорном пространстве Липецкой области. Центральное место жанровой системе в репертуаре ансамбля занимают самые разнообразные в музыкальном плане частушечные формы, страдания, а так же свадебные песни. Местная вокально-инструментальная традиция отличается самобытностью и особым колоритом исполнительского стиля. Основу репертуара составляют как общерусские наигрыши, так и локальные, принадлежащие местной традиции разновидности частушечных форм.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Страдания Покосная-Тягучая Добровского района.

  • Описание для анонса:       Страдания «Покосная/Тягучая» являются одной из самобытных форм частушечно-инструментальной традиции Верхнего Дона. Исполняются в очень медленном темпе, с большими распевами. Локализуется в кусте сёл Добровского района Липецкой области: Каликино, Гудово, Крутое, Делеховое. В названии отражена исполнительская функция частушечной формы. Название «Тягучая» бытует только в с. Каликино. Под названием «Покосная» эта форма известна в с. Гудово, Крутое, Делеховое, где данные страдания пели, когда шли на покос или с покоса, без сопровождения. Страдания «Тягучая» исполняли статично или под проходку на гуляниях, в сопровождении гармони.            
           Страдания бытуют примерно с середины девятнадцатого века. Исследователь Иващенко К.Л., проанализировав различные  исполнительские версии формы, считает, что возможно провести историко-эволюционный путь развития «Покосной» и сказать, что эта форма возникла гораздо раньше середины девятнадцатого века как кумулятивная песня  во время шествия на покос/с покоса».

    Объект внесен в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Техники исполнения ОНН:Многоголосное пение.
Подробнее

Страдания "Канарейка"с. Каликино Добровского района

  • Описание для анонса:        К поздним жанрам песенно-инструментального фольклора относится частушка, имеющая на территории верхнего Подонья много разновидностей, а так же инструментальные наигрыши целиком и полностью взаимодействующие с частушкой. Известно, что гармонь появилась в России в 30-х годах XIX века. Балалайка приблизительно к тому же времени приобретает трёхструнную конструкцию, позволяющую играть гармонические последовательности. В настоящее время страдания «Канарейка» бытует в селах Каликино, Гудово, Замартынье и Волчье.Название «Канарейка» связано с обязательным исполнением первого поэтического четверостишия с зачином «Канарейку распевала…» или «Канарейку надо ладить».
             Для данной формы характерен определенный инструментальный наигрыш и 4-х строчная вокальная партия. Обе партии автономны, равнозначны по отношению друг к другу и взаимодействуют между собой по определенным законам. Вокальная партия представлена сольным запевом и хоровым подхватом. В селе Каликино возможен вариант исполнения только с сольным запевом без подхвата. Частушки «Канарейка» исполняется в высоком регистре, не характерном для южных регионов.

    Объект внесен в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Многоголосное пение.
Подробнее

Елецкие страдания.

  • Описание для анонса:          Разновидности наигрыша Елецкие страдания, бытующие на территории Липецкой области. Несмотря на отличия в названиях, варианты наигрышей относятся к одной типологической группе. Липецкая область Елецкий район, Тербунский район, Становлянский район, Задонский район, Измалковский район, Краснинский район, части Хлевенского и Лебедянского районов. В указанных районах страдания имеют разное название - Длинные страдания, Цуканские страдания, «Заревая» или «Страдания от ней». Зафиксировано более 30 образцов
              Яркий и уникальный по структуре наигрыш «Елецкие страдания», исполняющийся на самобытной елецкой рояльной гармонике,  характеризует традицию Липецкой области в целом и выделяет локальную традицию выше указанных территорий. Здесь в особых ситуациях наигрыш исполнялся гармонистом сольно – при возвращении домой с гулянья либо от любимой девушки. Иногда сопровождался припевками. В основе наигрышей лежат специфические исполнительские приемы. Для инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени. Впервые наигрыши «Елецкие страдания» были записаны профессором Щуровым В.М. в экспедиции 1964 г.

    Объект внесен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Техники исполнения ОНН:Игра на елецкой рояльной гармони.
Подробнее

Частушечно-инструментальная форма «Страдания с продолжением»

  • Описание для анонса:         Одним из главных ритмов традиционной культуры, организующих жизнь человека, является чередование будней и праздников. Музыкальное наполнение будней составляют жанры, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью. В праздничную сферу вовлекаются  многие жанры и формы местных музыкально-фольклорных традиций: лирические, хороводные, застольные, различные типы частушек и инструментальные наигрыши.
             Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
             «Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Музыкально-инструментальное искусство.
Подробнее

Страницы: Назад 1 Вперед