НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Количество записей в базе: 41 шт.
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре Район: Нас. пункт:

Изготовление свадебного венка из утиных перьев в с. Головинщино Лев-Толстовского района.

  • Описание для анонса:            В селе Головинщино в конце XIX- нач. XX века была традиция: на второй день свадьбы невеста на красный платок надевала венок из крашенных утиных перьев. Сзади на голову крепились разноцветные длинные ленты. У висков к венку пришивали пух селезня – сформированный в круглую форму. Украшения должны были доходить до уровня глаз.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

  • Описание для анонса:       На первый день Троицы в с. Никольское Усманского района плели "киты" (титы). В словаре В.И. Даля указано – Кита, китана, китица, кить ж. стебель, трава повойного и долгоствольного растения. Сами носители определение названия "киты"  не дают. Киту плели из веток хвороста. Данный обычай является локальным, в других селах района не встречается.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Техника изготовления соломенной куклы-сигушки в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Соломенных кукол в с. Вислая Поляна называли сигу́шками. По мнению старожилов нашего села, эти куклы получили название от её основного предназначения – сигать (лит. – прыгать). Изготовлялись куклы для игры. Девочки собирались вокруг стола, в центре которого располагали соломенных кукол сигушек. Девочки, хозяйки кукол, становились вокруг и стучали кулачками по краю стола. Куклы от ударов подпрыгивали и падали. Та девочка, чья кукла дольше других смогла устоять, считалась победителем в игре.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Традиции ковроткачества в с. Преображение Измалковского района.

  • Описание для анонса:         Мастериц, умеющих ткать ковры в с. Преображение было мало. Чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры, выполненные в технике закладного ткачества. Орнамент геометрический и растительный. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Гончарный промысел с. Доброе Добровского района.

  • Описание для анонса:           По утверждению историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи.
               Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом в близлежащих селах и городах. Для работы использовали местную глину, из которой получалась прочная посуда с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. Лепили также добровские гончары игрушку  и как «игрушечную» посуду выделывали для своих малых деток и внуков.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Технология изготовления соломенного аряпья в с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:        Солома - это часть зерновых растений, основной отход жатвенного процесса. Солома широко используется в хозяйстве, в скотоводстве. В с. Вислая Поляна в конце XIX-начале XX вв. культивировали в своих хозяйствах рожь, пшеницу, овёс, и ячмень. Но ведущей зерновой культурой вплоть до середины XX века оставалась рожь. Для ржаной соломы, в отличие от других злаковых растений, характерен  ровный стебель и длинные "колена", так в с. Вислая Поляна называли междоузлия. Солома других злаковых растений, особенно овса, имеет неравномерную толщину стебля и сужается от корня к верхушке. Стебли ячменной соломы толще ржаной, но менее прочные. Пшеничная солома более эластичная, чем ржаная, но, как и ячменная, - менее прочная.
            "Аряпей"  – сложная объёмная композиция.  Основным элементом этой конструкции является правильный многогранник. Для изготовления требуется восемнадцать соломенных трубочек одинаковой толщины и длины. Для сооружения всей конструкции нужно сделать восемь многогранников одного размера и девятый, размером в два раза больше.


Подробнее

Традиционная вышивка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Вышивка села Вислая Поляна отличается не только разнообразием узоров, но и их цветом, и техникой выполнения. В основном вышивали скатерти, «накрюшники», полотенца, подарки. Самые ранние из исследуемых образцов относятся к середине XIX века. Со временем техника исполнения узоров меняется. На смену счётной глади и вышивке в один крест XIX века  в XX веке приходят тамбурный шов, крупный крест и краевая гладь. Изделиями своей работы невеста на свадьбе одаривала родственников жениха. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое  свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии невесты. Потому каждая девушка должна была уметь вышивать. Этой традиции в селе придерживались до середины XX века.  


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Процесс изготовления соломенного жаворонка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:        Жаворонки – это фигурки птицы, изготовленные из теста и испечённые в русской печи в день православного праздника «Сороки» - день памяти сорока мучеников, который отмечается 22 марта. В этот день по преданию возвращаются из дальних тёплых стран птицы, символизирующие души мучеников, превратившихся в сорок разных птиц, «сорок сороков, сорок мучеников». И первая  из прилетающих птиц - жаворонок. В с. Вислая Поляна к этому дню готовили жаворонков не только из теста, но и из соломы.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Мураевенская вышивка.

  • Описание для анонса:          Одним из забытых художественных промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдёргивания продольных и поперечных нитей. Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка.
    В настоящее время работы ажурного шитья сохранились в д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой области.



    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Лозоплетение в с. Салтычки Добринского района.

  • Описание для анонса:        В с. Салтычки изделия изготовляли из дерева семейства ивовых. Ветла самая распространенная разновидность ивы и самая популярная для плетения. Ветки ветлы называли хворост. Хворост надо заготавливать осенью, когда с дерева упадет вся листва, в этот период он более гибкий и не ломается. Толщина заготавливаемого хвороста зависимости от того, какое изделие мастер задумал изготовить. В основном плели кошёлки разной формы и размера, и кубарь (хвостушка).
             Исключительность заключается в широком применении и разнообразии форм плетеных изделий. Кубарь служит  для ловли  рыбы в течение  всего года. Большие круглые используют для переноса соломы от стога с улицы до скотного двора. Большие квадратные кошелки используют для хранения снятых на зиму яблок. В таре  круглой формы, но меньшей размером хозяйки хранят  куриные  яйца.  В специально сплетенных кошелках наседки выводят цыплят. Технология изготовления плетеных изделий из хвороста, схожа с плетением из лозы, только это более грубая работа.  
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Гончарный промысел с. Юрьево Задонского района

  • Описание для анонса:         С. Юрьево было некогда центром гончарного промысла Задонского уезда и славилось в самом губернском Воронеже. Гончарством в селе занимались целыми семьями и целыми улицами. Исключительным является глина с. Юрьево. Она белого цвета, не содержит в себе посторонних примесей. Промысел выделялся производством широкого ассортимента керамических изделий, разнообразных по форме и назначению. В с. Юрьево изготовлялось до пятидесяти наименований посуды. Кружки были конусообразной формы. Орнамент наносился в основном на кувшины, волнообразный орнамент на горле. Отличительной является плоская ручка кувшина.
             Помимо посуды мастера изготовляли различные игрушки. Основные образы игрушки – кони с длинными шеями, баран, корова, бык. Технология изготовления юрьевской глиняной игрушки можно разделить на пять основных этапов работы: 1) подготовка глины, 2) подготовка рабочего места, 3) лепка игрушки, 4) прокалывание игрушки (свисток), 5) обжиг.
             Примерно в 1965 г. когда умер последний потомственный мастер, промысел в прекратил свое существование. В настоящее время реконструкцией гончарного промысла с. Юрьево занимаются мастера "Гончарной мастерской" г. Задонска.

    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:Отдел гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия»
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Колыбельское Чаплыгинского района

  • Описание для анонса:            В традиционном женском костюме с. Колыбельское сохранились главные элементы дальних передков, переселенцев из Литвы. Костюм носили только в молодом возрасте, до 35 лет, а затем складывали в сундук для старшей дочери. Чаще всего костюм надевали по праздникам. Комплекс женского костюма состоял из шерстяной плиссированной юбки (понева «с глазками»), рубахи с прямыми поликами и стоячим воротником, передника, пояса, нагрудника, кокошника, позатыльника.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района

  • Описание для анонса:       Лыковые лапти являются традиционной обувью восточных славян, технология их изготовления бытовала на русской территории по крайней мере с древнерусского периода. Лыковые лапти являются одним из ярких идентификаторов русской этничности. Для восточнославянской территории характерно распространение нескольких типов лаптей, различающихся технологией изготовления и как следствие – внешним видом.
            Тип лаптей из Добровского района  - так называемые «московские лапти» - характерны для обширной территории Центральной России: Московской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Курской губерний – и территорий к северу от Москвы. Область его распространения в основном совпадает с  территорией, населенной в прошлом вятичами, а широкое распространение связано с московской колонизацией земель к югу и северу от Москвы в 15-17 вв.
             В с. Преображеновка Добровского района лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной («в сок») и осенью, и хранят высушенным. Перед изготовлением материал вымачивают и режут на узкие полоски. «Проплеток» начинают плести от пятки к носку, потом плетут «головку» лаптя, натягивают на колодку и делают бока («ушники»). Подошву лаптя «подковыривают» для прочности вторым слоем лык.

    Объект внесен в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
Подробнее

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Перехваль Данковского района.

  • Описание для анонса:                     В селе Перехваль плели лапти из липового лыка. Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: пятерик, шестерик, семерик. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры , где количество лык доходило до двенадцат.и Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки еще был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвертки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривленным в вертикальной плоскости и имеющим форму чести круга с диаметром 1,5-2 дюйма.
            
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Волчье Добровского района

  • Описание для анонса:           Женский костюм села Волчье Добровского района Липецкой области представляет собой полный поневный комплекс: понева, рубаха, завеска, попояска, шушпан, головной убор (вязовая лычка с платком или шалью), бусы, традиционная обувь – лапти или сапоги с гармошкой. Технология изготовления женского костюма с. Волчье является уникальной среди сел Добровского района.  Вплоть до середины ХХ в. костюм сохранил в себе самобытные черты в пошиве и локальные отличия в декоративно-художественных приемах отделки.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Техника плетения из лозы в с. Завальное Усманского района.

  • Описание для анонса:            Для изготовления использовалась лиственница, которая в народе называлась ветла. Для изготовления изделий заготавливалось небольшое количество лозы, чтобы сразу можно было использовать, та как оставшееся высыхало и в дело не шло. Для плетения лучше использовать осеннюю лозу, так как она более гибкая и изделие долговечнее из неё. Технику плетения Федор Михайлович перенял у своего отца Рыжкова Михаила Антоновича, а отец от деда. Со слов Федора Михайловича  плели в каждом доме. Плели корзины, заборы-плетни. В селе называли корзины плетушками.
Подробнее

Технология изготовления чулей из конопли в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:           Чули – диалектное название крестьянской обуви в с. Вислая Поляна, изготовляемой из специально подготовленной конопли. В настоящее время технология производства чулей сохраняется в памяти носителей. Конопляное волокно отличалось крепостью, стойкость против гниения при длительном пребывании в воде.  Доступность материала, несложная техника изготовления, практичность и экономичность в изготовлении (непригодные для ткачества нити конопли) делали чули самой распространенной обувью в селе Вислая Поляна. Конопляные чули носили всё население, и взрослые и дети. Плели чули почти в каждом доме. Носили их повседневно, в праздники, в церковь, и мужчины и женщины. Пары чулей хватало в среднем на 2 недели.

    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма в с. Романово (ныне с. Ленино) Липецкого района.

  • Описание для анонса:            Традиционный женский романовский костюм бытует в кусте сел Липецкого района - Ленино, Троицкое, Хрущевка. В комплект костюма входит рубаха, юбка, фартук, головной убор - наголовник и башлык, подшейник, украшения – стеклянные бусы. Для костюма характерно преобладание сочных, ярких, насыщенных цветов – сочетания красного и зеленого, розового и синего. Рубаха и юбка были одного цвета, а фартук обязательно шился другим цветом. Выделялся праздничный вариант, в том числе, свадебный, выполнялся из атласа; каждодневный или выходной - из сатина, чаще красного цвета.



    Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Подробнее

Технология изготовления романовской глиняной игрушки.

  • Описание для анонса:            Широкое распространение романовский промысел получает в конце XIX- начале ХХ вв. В начале XIX века в городе Липецке открывается первый в России курорт, и это послужило толчком к активному расцвету романовского народного промысла. Липецкий курорт того времени собирал большое количество петербургской и московской знати. С этого времени на романовских мастеров оказывает влияние бурная городская жизнь. Игрушечники стали вносить светские, городские мотивы в свои работы. Наряду с традиционными свистульками в виде птиц и зверей, есть фигурки барынь в больших шляпах, кафтанах и длинных юбках, «всадниц» в костюмах для верховой езды, сидящих на украшенных лошадях. Лица фигур не расписывались, а лишь отмечались нас, глаза и рот отверстиями.


    Объект внесен в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Технология изготовления елецкого кружева.

  • Описание для анонса:            Старинные Елецкие кружева отличались необычайной тонкостью и тщательностью отделки, высокими художественными качествами. Местные кружевницы выработали особую технику плетения кружева, отличительной особенностью которой является легкость стиля и тонкие, изящные, хотя и несколько однообразные мотивы, которые сложились под влиянием ровного степного пейзажа. В Ельце женщины занимались плетением кружев, как самых простых, так и самых сложных, от дешевых до дорогих. Промысел был городского происхождения, сначала он появился в самом Ельце, достиг полного развития к 1880 году, а оттуда перешел в уезд, где его освоили сначала женщины, а затем и дети. Преимущественно кружевоплетением занимались в Казацкой, Суворовской, Ламской и Воронецкой волостях.


    Объект внесен в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Технология изготовления.
Подробнее

Страницы: Назад 1 Вперед