НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре Район: Нас. пункт:

Традиции домовой резьбы в г. Ельце

  • Описание для анонса:

                  Традиции обработки древесины в Липецкой области – явление сравнительно позднее. Специальной литературы, характеризующей особенности резьбы мастеров в Липецкой области, практически нет. Массовый интерес к резным наличникам, карнизам и деревянным скульптурам формируется с середины ХХ века. В это же время появляется литература о особенностях русской резьбы, об уникальности деревянного зодчества. Вопросы изучения и сохранения традиционной резьбы в г. Ельце предпринималось неоднократно и до сих пор являются актуальным. 

    В 2020 г. сотрудниками областного центра культуры, народного творчества и кино был реализован проект "Наличники в кружеве тонком", направленный на изучение особенностей деревянного зодчества старинного города Липецкой области.                 

     

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Традиции резьбы по дереву в с. Кривополянье Чаплыгинского района

  • Описание для анонса:

           В крестьянском искусстве резьбы по дереву особую роль играли резные наличники, обильно украшенные прорезной или рельефной резьбой, также такую резьбу называют ажурной. С середины XVIII века в быту активно используются пиленые доски - основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом, используемым при работе, становится пила. Все мастера с. Кривополянье были самоучки и иногда учились у друг друга, а также перенимали понравившиеся узоры. Так схожие узоры на многих домах по улице Радина и улице Черешнева, на последней жил мастер А. Коннов, образцы узоров которого чаще всего украшают окна. Сегодня в селе Кривополянье проживают мастера Ю.И. Погонин (1948 г.р.) и С.М. Медведев (1953 г.р.).


  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Традиция изготовления и бытования глиняной игрушки в с. Измалково Измалковского района.

  • Описание для анонса:

            Согласно архивным данным, промысел активно развивался в основном в XVIII веке и начале XIX века, затем активность его развития приостановилась. В конце XIX века начинается его угасание и значительное сокращение. В сентябре 1911 года в Измалково была открыта гончарная школа. Главным стимулом, побудившим земство открыть гончарную школу, был результат испытания образцов измалковской глины в минеральной лаборатории Петроградского технологического института. При испытании оказалось, что глина обладает очень высокими качествами. Места, откуда ее брали, обычно назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище». Подбирая нужное для ремесла сырье, глину пробовали на вязкость, на запах, на вкус. Добыча глины была сопряжена с большими трудностями и даже с опасностью, благодаря бывающим иногда обвалам.

  • Исключительность / Ценность:

              

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:       
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления тряпичной куклы с. Порой Добровского района

  • Описание для анонса:

          Мастерица с. Порой М.Е. Фролова (1917-2006 гг..) вспоминала "детьми игрались, делали, а патом, в возрасте хателась вспомнить, сделать". Для изготовления куклы в основном использовали ветошь, не нужные тряпки. Наряд кукле старались подбирать по цвету традиционной женской одежды с. Порой. Особенностью куклы является наличие "ножек", которые делали из веточек сливы или вишни. Называли мастера такую куклу "на каблучках".

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Изготовление свадебного венка из утиных перьев в с. Головинщино Лев-Толстовского района.

  • Описание для анонса:

       В селе Головинщино Лев-Толстовского района в конце XIX- нач. XX века традиционно на второй день свадьбы невеста поверх красного платка надевала венок из предварительно окрашенных утиных перьев. Сзади на голову крепились разноцветные длинные ленты. У висков к венку пришивали пух селезня – сформированный в круглую форму. Украшения доходили до уровня глаз.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Техника изготовления "киты" на Троицу в с. Никольское Усманского района.

  • Описание для анонса:

           На первый день Троицы в с. Никольское Усманского района плели "киты" (титы). В словаре В.И. Даля указано – Кита, китана, китица, кить ж. стебель, трава повойного и долгоствольного растения. Сами носители определение названия "киты" не дают. "Киту" плели из веток хвороста, ивы. Данный обычай является локальным, не встречается в близлежащих селах Усманского района.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Техника изготовления соломенной куклы-сигушки в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:

        Соломенных кукол в с. Вислая Поляна называли "сигу́шками". По мнению старожилов села Вислая Поляна, эти куклы получили название от её основного предназначения – сигать (лит. – прыгать). Изготовлялись куклы для игры. Девочки собирались вокруг стола, в центре которого располагали соломенных кукол сигушек. Девочки, хозяйки кукол, становились вокруг и стучали кулачками по краю стола. Куклы от ударов подпрыгивали и падали. Та девочка, чья кукла дольше других смогла устоять, считалась победителем в игре.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Традиции ковроткачества в с. Преображение Измалковского района.

  • Описание для анонса:

            Мастериц, умеющих ткать ковры в с. Преображение Измалковского района было мало. Чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры, выполненные в технике закладного ткачества. Орнамент геометрический и растительный. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления и бытование глиняной игрушки в с. Добром Добровского района.

  • Описание для анонса:

           По сведениям историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) бытовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил семьи гончаров. Изделия добровских гончаров пользовались спросом в близлежащих селах и городах. Для работы использовали местную глину, из которой получалась прочная посуда с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. Лепили также добровские гончары игрушку и как «игрушечную» посуду выделывали для своих малых деток и внуков.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления соломенного аряпья в с. Вислая Поляна Тербунского района

  • Описание для анонса:

             Солома - это часть зерновых растений, основной отход жатвенного процесса. Солома широко используется в хозяйстве, в скотоводстве. В с. Вислая Поляна в конце XIX-начале XX вв. культивировали в своих хозяйствах рожь, пшеницу, овёс, и ячмень. Но ведущей зерновой культурой вплоть до середины XX века оставалась рожь. Для ржаной соломы, в отличие от других злаковых растений, характерен ровный стебель и длинные "колена", так в с. Вислая Поляна называли междоузлия. Солома других злаковых растений, особенно овса, имеет неравномерную толщину стебля и сужается от корня к верхушке. Стебли ячменной соломы толще ржаной, но менее прочные. Пшеничная солома более эластичная, чем ржаная, но, как и ячменная, - менее прочная.
           "Аряпей" – сложная объёмная композиция. Основным элементом этой конструкции является правильный многогранник. Для изготовления требуется восемнадцать соломенных трубочек одинаковой толщины и длины. Для сооружения всей конструкции нужно сделать восемь многогранников одного размера и девятый, размером в два раза больше.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Традиционная вышивка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:

            Вышивка села Вислая Поляна отличается не только разнообразием узоров, но и их цветом, и техникой выполнения. В основном вышивали скатерти, «накрюшники», полотенца, подарки. Самые ранние из исследуемых образцов относятся к середине XIX века. Со временем техника исполнения узоров меняется. На смену "счётной глади" и вышивке в "один крест" XIX века в XX веке приходят "тамбурный шов", "крупный крест" и "краевая гладь". Изделиями своей работы невеста на свадьбе одаривала родственников жениха. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое свидетельствовало о мастерстве и трудолюбии невесты. Потому каждая девушка должна была уметь вышивать. Этой традиции в селе придерживались до середины XX века.


    Объект находится в базе кандидатов на внесение в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.

  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Процесс изготовления соломенного жаворонка в с. Вислая Поляна Тербунского района.

  • Описание для анонса:

         "Жаворонки" – это фигурки птицы, изготовленные из теста и испечённые в русской печи в день православного праздника «Сороки» - день памяти сорока мучеников, который отмечается 22 марта. В этот день по преданию возвращаются из дальних тёплых стран птицы, символизирующие души мучеников, превратившихся в сорок разных птиц, «сорок сороков, сорок мучеников». И первая из прилетающих птиц - жаворонок. В с. Вислая Поляна  Тербунского района к этому дню готовили жаворонков не только из теста, но и из соломы.




  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Мураевенская вышивка (вышивка по выдергу).

  • Описание для анонса:

          Одним из забытых художественных промыслов липецко-рязанского порубежья является мураевенская вышивка, получившая название по селу Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Мураевенская вышивка относится к ажурному строчевому шитью, которое выполняется по сетке, образованной в результате выдёргивания продольных и поперечных нитей. 

           Для мураевенской вышивки характерна белая строчка по мелкой сетке, перевитой белой ниткой. Узорные заполнения просты и традиционны, выполняются в основном настилом, прямой и косой штопкой, воздушными петлями (паутинками), что придаёт узору нарядность за счёт игры плотных и разреженных частей рисунка. В настоящее время работы ажурного шитья сохранились в д. Рязанка Чаплыгинского района Липецкой области.

  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Лозоплетение в с. Салтычки Добринского района.

  • Описание для анонса:

          В с. Салтычки изделия изготовляли из дерева семейства ивовых. Ветла самая распространенная разновидность ивы и самая популярная для плетения. Ветки ветлы называли хворост. Хворост надо заготавливать осенью, когда с дерева упадет вся листва, в этот период он более гибкий и не ломается. Толщина заготавливаемого хвороста зависимости от того, какое изделие мастер задумал изготовить. В основном плели кошёлки разной формы и размера, и кубарь (хвостушка).        Исключительность заключается в широком применении и разнообразии форм плетеных изделий. Кубарь служит для ловли рыбы в течение всего года. Большие круглые используют для переноса соломы от стога с улицы до скотного двора. Большие квадратные кошелки используют для хранения снятых на зиму яблок. В таре круглой формы, но меньшей размером хозяйки хранят куриные яйца. В специально сплетенных кошелках наседки выводят цыплят. Технология изготовления плетеных изделий из хвороста, схожа с плетением из лозы, только это более грубая работа.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Гончарный промысел с. Юрьево Задонского района

  • Описание для анонса:

            

           Село Юрьево было некогда центром гончарного промысла Задонского уезда и славилось в самом губернском Воронеже. Гончарством в селе занимались целыми семьями и целыми улицами. Исключительным является глина с. Юрьево. Она белого цвета, не содержит в себе посторонних примесей. Промысел выделялся производством широкого ассортимента керамических изделий, разнообразных по форме и назначению. В с. Юрьево изготовлялось до пятидесяти наименований посуды. Кружки были конусообразной формы. Орнамент наносился в основном на кувшины, волнообразный орнамент на горле. Отличительной является плоская ручка кувшина. Помимо посуды мастера изготовляли различные игрушки. Основные образы игрушки – кони с длинными шеями, баран, корова, бык. Примерно в 1965 г., когда умер последний потомственный мастер, промысел практически прекратил свое существование. В настоящее время реконструкцией гончарного промысла с. Юрьево занимаются мастера "Гончарной мастерской" г. Задонска. 



  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Колыбельское Чаплыгинского района

  • Описание для анонса:

            В традиционном женском костюме с. Колыбельское сохранились главные элементы дальних передков, переселенцев из Литвы. Костюм носили только в молодом возрасте, до 35 лет, а затем складывали в сундук для старшей дочери. Затем костюм надевали только по праздникам. Комплекс женского костюма: шерстяная плиссированная юбка (понева «с глазками»), рубаха с прямыми поликами и стоячим воротником, передник, пояса, нагрудника, кокошник, позатыльник.



  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района

  • Описание для анонса:

          Лыковые лапти являются традиционной обувью восточных славян, технология их изготовления бытовала на русской территории по крайней мере с древнерусского периода. Лыковые лапти являются одним из ярких идентификаторов русской этничности. Для восточнославянской территории характерно распространение нескольких типов лаптей, различающихся технологией изготовления и как следствие – внешним видом. Тип лаптей из Добровского района - так называемые «московские лапти» - характерны для обширной территории Центральной России: Московской, Тульской, Калужской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Курской губерний – и территорий к северу от Москвы. Область его распространения в основном совпадает с территорией, населенной в прошлом вятичами, а широкое распространение связано с московской колонизацией земель к югу и северу от Москвы в 15-17 вв.
         В с. Преображеновка Добровского района лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной («в сок») и осенью, и хранят высушенным. Перед изготовлением материал вымачивают и режут на узкие полоски. «Проплеток» начинают плести от пятки к носку, потом плетут «головку» лаптя, натягивают на колодку и делают бока («ушники»). Подошву лаптя «подковыривают» для прочности вторым слоем лык.


    Объект внесен в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Перехваль Данковского района.

  • Описание для анонса:

             В селе Перехваль плели лапти из липового лыка. Лапти именовали по числу лыковых полос, использованных в плетении: "пятерик", "шестерик", "семерик". В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати Для плетения лаптя требовалась деревянная колодка, примерно соответствующая размеру мужской или женской ноги. Кроме колодки еще был необходим нож для подрезания лыка и особенный инструмент кочедык, представляющий собой нечто вроде отвертки с деревянной ручкой и с металлическим стержнем, имеющим плоское, горизонтальное окончание, но, самое главное, искривленным в вертикальной плоскости и имеющим форму чести круга с диаметром 1,5-2 дюйма.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Технология изготовления традиционного женского костюма с. Волчье Добровского района

  • Описание для анонса:

          Женский костюм села Волчье Добровского района Липецкой области представляет собой полный поневный комплекс: понева, рубаха, завеска, попояска, шушпан, головной убор (вязовая лычка с платком или шалью), бусы, традиционная обувь – лапти или сапоги с гармошкой. Технология изготовления женского костюма с. Волчье является уникальной среди сел Добровского района. Вплоть до середины ХХ в. костюм сохранил в себе самобытные черты в пошиве и локальные отличия в декоративно-художественных приемах отделки.


  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Сведения об особенностях распространения и использования ОНН:Творческие лаборатории, фестивали, выставка-конкурс "Нет живописней русского наряда".
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Техника плетения из лозы в с. Завальное Усманского района.

  • Описание для анонса:

            Для изготовления использовалась лиственница, которая в народе называлась ветла. Для изготовления изделий заготавливалось небольшое количество лозы, чтобы сразу можно было использовать, та как оставшееся высыхало и в дело не шло. Для плетения лучше использовать осеннюю лозу, так как она более гибкая и изделие долговечнее из неё. Технику плетения Федор Михайлович перенял у своего отца Рыжкова Михаила Антоновича, а отец от деда. Со слов Федора Михайловича плели в каждом доме. Плели корзины, заборы-плетни. В селе называли корзины плетушками.

  • Ответственная организация:ОБУК ОЦКНТ
  • Ответственное лицо:Жучкова М. А.
  • Техники исполнения ОНН:Техника и технология изготовления
Подробнее

Страницы: Назад 1 Вперед