НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Частушечно-инструментальная форма "Матаня" северо-восточной части Липецкой области

Носители

Район

Добровский район / Чаплыгинский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН

  

В системе жанров Верхнего Подонья в настоящее время лидирующее положение занимают разнообразные частушечно-инструментальные формы. Связанно это, на наш взгляд, с процессами усилившегося влияния городской культуры на сельскую среду и с постепенным вытеснением обрядовой музыки, распространением местной разновидности елецкой рояльной гармоники со второй половины ХIХ века. В начале 90-х годов XIX века елецкий гармонный промысел выходит далеко за пределы города Ельца и Орловской губернии. В сёлах Задонского, Грязинского, Добринского, Усманского районов нынешней Липецкой области появились гармонные мастера и гармонные артели.

   В местных песенных традициях происходит переориентация жанровой системы на новый музыкальный язык. Формируются и развиваются жанры, возникшие в городской культуре. Результатом сплава местных песенных традиций и нового городского фольклора стало появление жанров частушек и страданий, исполняющихся под аккомпанемент гармони – инструмента с изначально заложенными в его конструкции принципами функциональной гармонии. Развитие местных частушечных форм и эволюция конструкции инструмента были процессами, взаимно влиявшими друг на друга. [4]. 

   Музыкально-хореографические традиции Верхнего Подонья представлены разнообразными формами инструментально-хореографического фольклора - плясками и танцами, исполняющимися под инструментальное сопровождение, а также многообразными частушками, исполняющимися под гармонь, балалайку или, как вариант, «под язык». «Частушечные наигрыши, под которые также нередко пляшут, отграничены от плясовых наличием вокального компонента, равноправного с инструментальным. В частушечных наигрышах также можно выделить два слоя. Наиболее древний слой – скоморошины типа небылицы («Фома и Ерема», «Бычок») и близкие им частушки плясового типа («Подгорная», «Сормач», «Матаня» и др.). Особый слой образуют частушечные наигрыши, сопровождающие более поздние лирические припевки – так называемую классическую частушку» [1].

  В традиционном инструментализме Липецкой области наигрыши на елецкой рояльной гармонике, а также на русской двухрядной диатонической ручной гармонике-хромке обрели повсеместное распространение. Звуковая семантика гармони, в особенности елецкой, органично вошла в фольклорную региональную традицию, став её ярким выразителем. Наигрыш «Матаня» является одним из характерных для указанной территории, а также повсеместно распространенным в традиционной культуре региона и пользующимся наивысшей популярностью. До сих пор этот наигрыш входит в репертуар любого гармониста Липецкой области.
    В равной степени наигрыш «Матаня» бытует как под гармонику, так и под балалайку. Нередко встречается исполнение «под язык», что также свидетельствует о его популярности. Самобытность наигрыша «Матаня» определяется особой последовательностью гармонических функций, которые бытуют в традиции региона в двух основных видах:                                      

 1 вид    S-S-T-T - D-D-D-D - D-D-D-D - T-T-T-T

              1такт       2такт        3такт        4такт

2 вид  S-S-T-T - II-II-II-II - D-D-D-D - T-T-T-T

           1такт       2такт     3такт      4такт

       

Одним из наиболее ярких и своеобразных частушечных очагов можно считать северо-восточную часть Липецкой области, это Добровский и Чаплыгинский районы. Во всех селах в каждом отдельном случае наигрыш дополнительно характеризуется индивидуальными исполнительскими приемами и мастерством гармониста. На указанной территории бытует «Матаня парная» или «Матаня парами», а также её разновидность «Матаня круговая». Для указанной территории характерны схожие танцевальные элементы с различным их чередованием в каждом варианте «Матани».

 Описание «Матани». 

     В с. Демкино Чаплыгинского района сформировалась своя специфика исполнения танцевальных комбинаций, которая нашла отражение даже в языке (диалектизмы «ла́душки», «дро̀бушки»). Здесь участники танца встают парами в хоровод. Это может быть пара девушек или парень с девушкой. Девушка поет частушку. После частушки пара стоит на месте и 2 музыкальных такта хлопает в ладоши, по-местному - «ла́душки». Далее пара берется за руки и приближается к противоположной паре, исполняя ногами «дро̀бушку», также на 2 такта. Такими же движениями возвращается на свое место, при этом одна из пары проходит под рукой напарника или напарницы, а другая в это время обходит вокруг. Далее следующая пара делает те же танцевальные движения под исполнение других частушек.

         В с. Волчье Добровского района плясали несколько пар. Начинает частушку одна участница пары, на последней строке текста частушки пара начинает движение вперед «с притопами», затем участница кружится под рукой своей «пары» 2 такта музыки, а другие 2 такта выбивают дробь («ключ») друг перед другом, затем в вальсовом положении обходят по кругу вокруг себя и возвращаются на место. Далее вступает следующая пара.

       В с. Панино также пляшут парами. После исполнения частушки пара, взявшись за руки, двигается чуть вперед «с притопами» на 2 музыкальных такта, а затем в вальсовом положении кружится и возвращается на исходное место.

    В с. Каликино также участники пляшут парами. После исполнения частушки первая пара выходит с дробью вперед на 4 такта музыки, затем в вальсовом положении возвращается на исходное место, следующая пара вступает на 3 такт.

   Пляска в сёлах Волчье и Панино характеризуется вариативностью применения зачина пляски в два «притопа» и в четыре «притопа».

 

 

Литература:

1. Банин А.А. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции. https://etnos.ru/knigi-teksty/112-russkaya-instrumentalnaya-muzyka/1136-razdel-vii-folklornye-traditsii-russkoj-instrumentalnoj-muzyki-kak-sistema.html Режим доступа 12.04.2021

2. Бессонова Е.М. Елецкая гармонь как выражение местной музыкальной традиции. https://poigarmonika.ru/garmon-tehnicheskie-aspekty/royalnaya-garmonika-nasledie-masterov-kustarei-tehnologiya-proizvodstva.html   Режим доступа 12.04.2021

3. Сергеева И. Н. Из истории елецкой рояльной гармоники. Краеведческий сборник. Вып. 2 – Елец, 2002, с.46-51

4. Петрова Е. М. Рояльная гармоника: конструктивные особенности, традиционный промысел и технология производства // Народная традиционная культура в образовательных программах и научных исследованиях: сборник материалов Всероссийской конференции 2008–2010 годов / Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Валевская Е. А., Мехнецова К. А., Теплова И. Б. (отв. ред.) и др. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та. С. 576-604.

Видеозаписи