Обычай «катать яйца» на Пасху в селах Липецкой области достаточно распространен. Традиция катания яиц имеет несколько вариантов – это и игра (по примеру в с. Дикое) и обрядовые действия на могилах. В целом это традиция Пасхальной седмицы, но где-то «играли» на сам день Пасхи.
В территорию Романова Городище входили слободы: Романовская, Елецкая, Хрущёвская, Падовская, Троицкая, Желдатская. Сейчас это поселения Ленино (Романово), Пады, Троицкое, Сырское, Хрущевка, Подгорное, д. Коровино (черта г. Липецка).
Свадебный обряд куста сел Романова Городища является разновидностью южнорусского свадебного ритуала. Элементы традиционной свадебной игры сохранялись до нач. 90-х годов ХХ века, отдельные этапы свадебного ритуала уже постепенно трансформировались, обрели современные формы, а более архаичные ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа и особенно музыкального наполнения свадьбы. Первый день свадьбы гуляли у невесты, второй у жениха, третий день опохмеляются в обоих домах и катаются по селу. Молодые оставались ночевать у невесты или жених уходил к себе, если они еще не венчались. На второй день жених и его родня приходили отыскивать невесту, ее выкупали и вели в дом жениха.
Самые ранние воспоминания о службе в армии в с. Вислая Поляна относятся к середине XIX. Старожилы вспоминали рассказы своих предков еще о рекрутской службе (сроком 25 лет), о системе отбора на службу путем жеребьевки, а также о том, что в армию вместо себя можно было отправить «наемника», т.е. человека, желающего заменить призывника.
Село Гагино Лев-Толстовского района расположено на р. Ягодная Ряса. В 1679 г. владельцем участка земли в восточной стороне Данковского уезда стал князь И.Д. Велико-Гагин. Вскоре он перевел сюда крепостных крестьян из с. Гагина, что около г. Владимира. Новое селение получило название в память о прежнем месте жительства крестьян – Гагино. По сведениям очевидцев, последний раз свадьбу по старинному образцу в с. Гагино «играли» примерно в 2002 году.
Свадьбы в с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области играли в осенний и зимний мясоед. Бо́льшей частью свадьбы играли осенью на Михайлов день (21 ноября) - престольный праздник села. В 2020 г. вышел фильм "Традиционная свадьба с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области" (реконструкция). В съемках фильма приняли участие жители с. Гагино, работники культуры Лев-толстовского района, фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, фольклорной ансамбль «Улица» ЛОКИ им. К.Н. Игумнова.
После дня святой Троицы в с. Сырское Липецкого района до начала 70-х годов ХХ века было принято водить русалку. Обряд бытовал в форме шествия по селу или вокруг села ряженых по-чудному, женщин в традиционных романовских костюмах, с характерным переодеванием мужчин в женскую одежду и наоборот – женщин в деда. Шествие сопровождалось игрой на гармошке или "в косу", пением частушек. С 2016 года обрядовое шествие в сел стали возрождать.
Обряд "похороны русалки" бытовал в с. Новое Дубовое Хлевенского района примерно до нач. 70-х годов ХХ века . Это одно из старинных сел в регионе основано в 1661 году группой солдат. В образе русалки в селе Новое Дубовое была кукла - тряпичная или травяная. До середины 50-х годов ХХ века группа детей собирались вместе, куклу-русалку клали на самодельные носилки и относили в ржаной поле. С середины 60-х до нач 70-х гг. ХХ века куклу делали из соломы или свежей травы. Пучок соломы или свежескошенной травы сгибали пополам и скручивали по часовой стрелке, «набирают сноп» и связывали. Затем приделывали голову, связывали лентой, затем этой же лентой связывали туловище и отделяли ноги. Из цветов васильки делали глаза.
В каждом календарном периоде (зимний, весенний, летний и осенний) традиционного календаря восточных славян присутствовали свои мифологические персонажи, которых необходимо было встретить и проводить. Одним из ярких ритуалов осеннего периода является обряд "похороны мушек-блошек" с. Хворостянка Добринского района. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. В Липецкой области впервые данный обряд был зафиксирован в 2007 г. К.Л. Иващенко в процессе экспедиции. Модель обряда: "в с. Хворостянка Добринского района мушку-блошку хоронили дети в возрасте 11-12 лет. Девочки и мальчики собирались у кого-то в доме, мух собирали в спичечную коробку, брали тыкву, вырезали в ней кружочки по типу человеческого лица, внутрь ставили свечку, привязывали на верёвках по типу кадила и ходили по деревне".
Название села Волотово Лебедянского района связано с находящемся рядом курганом Волотова Могила. Слово "волот" в древнерусском означало богатырь. Кулачки устраивались в селе четыре раз в год на Масленицу, Троицу, Десятую пятницу и ременную 10 ноября. Основной день кулачек в селе выделяют Десятую пятницу после Пасхи. Все жители села считают этот самым большим праздником. На Десятую пятницу кулачки проходили на выгоне в центре села, между улицами с. Волотово.
Знаком "вислополянского" типа свадьбы является наличие политекстового напева «Матушка моя милая», кочующего в разные жанры свадебного фольклора и объединяющего близлежащие сёла в одну культурную традицию. Кроме того, первый и второй день свадьбы в каждом типе играется по-разному: в "вислополянской "традиции, как правило, первый день играют у жениха, второй - у невесты. Исключением из общепринятого правила является свадьба «с поездом» в "вислополянской" традиции, когда по договорённости обеих сторон первый день играли у невесты, а второй - у жениха.
Село Большие Извалы Елецкого района по документам известно с 1676 года. Было образовано в составе Елецкого уезда Белгородского разряда, а затем последовательно относилось к Азовской, Орловской губерниям. С 1954 года – в составе Липецкой области. Свадебный обряд с. Большие Извалы представляет собой одну из локальных версий южнорусского типа свадебного обряда и включает в свой сценарий все основные этапы свадебной игры: сватовство, двороглядье, сговор, пропой, девишник, обряды утра свадебного дня, венчание, свадебный пир, заключительные обряды второго дня. Главной местной особенностью является то, что одним из обязательных приглашенных участников свадебного обряда был гармонист, который присутствовал на всех значимых этапах свадьбы. Яркая, бурно развившаяся с конца XIX века традиция игры на рояльной гармошке и жанр частушки вытеснили из обряда традиционные свадебные песенные жанры.
Среди отличительных моментов в свадебном сценарии отметим первый день свадьбы, который гуляли у невесты. В доме невесты молодые оставались ночевать. Для свадебного сценария сел Демкино и Колыбельское характерно наличие разных песен на посаде исполняемых подругами, переодевание невесты в женскую одежду и повивание до свадебного пира (записано со слов А.М. Топинских), отвоз сундука и укладки невесты одновременно с ней в дом жениха, «вынос гуся» на свадебном пиру. Данные этапы фиксируются в других районах, но общий набор традиционных свадебных элементов богаче и больше чем в других селах.
Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Главным признаком, характеризующим традиционную музыкальную культуру Верхнедонского региона, можно считать развитую музыкальную драматургию местного свадебного обряда. Вешаловская свадьба представляет обрядовую традицию Верхнедонского этнографического ареала. Образовалась село в результате слияния двух селений — Вешеловки (позже поменялось на Вешаловку) и Знаменского. Первое из них возникло в конце XVII века, второе известно с середины XVIII века. с. Вешаловка расположена между реками Воронеж и Дон в двадцати пяти километрах к северо-западу от Липецка. По сведениям местных жителей, название села связывается с легендой о том, что "в Вешеловском логу разбойники вешали людей". До 1954 г. с. Вешаловка входила в Липецкий район Воронежской области, что во многом объясняет близость местной свадьбы брачным ритуалам северных воронежских сёл.
Объект внесен в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Традиция украшать дворы разноцветным песком бытует в селе Волчье Добровского района достаточно давно, что подтверждает местная легенда. «Когда Господь ходил по земле, то богатые люди расстилали для него самые красивые ковры, а у бедных их не было и они разукрашивали дорожки к дому цветным песком. Господь увидел это и пошёл по песочной дорожке». Местные жители чтят и очень трепетно относятся к этой традиции до сегодняшнего дня. Особый восторг вызывают песочные ковры у детей, который зачастую тоже принимают участие в процессе. Традиция в селе сохраняется до сегодняшнего дня, если у старшего поколения нет возможности сходить за песком, за дело берется молодежь.
Объект внесен в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
"Греть родителей, "греть родителям ножки", "жечь пурину" - поминальный обычай возжигания костра в Святочный период. Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. Обычай характерен для однодворческих поселений Воронежской, Курской, Орловской и Тамбовской губерний. В Липецкой области распространен в Добровском, Липецком, Елецком, Добринском, Хлевенском, Тербунском, Чаплыгинском, частично в Лебедянском и Лев-Толстовском районах.