По численности село Дубовое было большим, со слов Михаила Щипулина, местного гармониста, в 1972 году население было 7 500 тысяч человек. По воспоминаниям братьев Щипулиных гармонистов было много «раньше была заведено, всем гармошки пакупали», своих мастеров в селе не было, «если подремантировать кто». Играли в основном на хроматической гармонике. Возраст гармониста не играл роли, ребята примерно с 10 лет уже могли играть «по свадьбам», «раньше в каждам даму гарманисты были». Чаще собирались «на каждой улице, гармонисты выхадили», также собирались "гуляния" на берегу реки. Обязательно гармонист должен был присутствовать на свадьбе. Основными наигрышами были «Русского», «Страдания», «Цыганочка», «Канарейка», «Матаня».
Для исполнительского стиля Анатолия Ивановича характерен яркий исполнительский прием: игра с перетрёхом или с подтрёхом. Этот прием заключается в резкой смене движения меха на одном звуке, без отрыва пальцев от клавиш, что приводит к ритмическому дроблению длительностей. Также игра гармониста отличается импровизационностью, виртуозностью, использованием разнообразных «колен» в игре.
В настоящее время игру на балалайке можно услышать в процессе фольклорных экспедиций, а также каждый воскресный день на центральном рынке г. Липецка, где уже несколько десятилетий бытует «пятачок», на котором собираются из окрестных деревень и сел, а также из других регионов народные исполнители, музыканты и любители.
Одним из выдающихся гармонистов - «рояльщиков» в г. Ельце и елецком районе был Афанасий Иванович Матюхин (1929-2007), уроженец д. Озерки Становлянского района. Играть Афанасий Иванович научился от деда и отца, который был кузнецом. Во время войны все взрослые гармонисты ушли на фронт, и его, 12-летнего мальчишку, впервые пригласили играть на свадьбе. Фестиваль «Играй, гармонь елецкая» с 2014 года носит имя Афанасия Матюхина.
В системе жанров Верхнего Подонья в настоящее время лидирующее положение занимают разнообразные частушечно-инструментальные формы. Связанно это, на наш взгляд, с процессами усилившегося влияния городской культуры на сельскую среду и с постепенным вытеснением обрядовой музыки распространением местных разновидностей гармоник со второй половины ХIХ века. Наибольшей популярностью пользуется частушечно-инструментальная форма "Матаня". Лексической идентичностью хореографических форм "Матани" выделяется северо-восточная часть Липецкой области.
Частушки и страдания занимают одно из центральных мест в традиционной песенно-инструментальной культуре Липецкой области. По сведениям исследователей-фольклористов (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева, Н.Н. Гилярова), в Липецкой области частушечные формы были доминирующим жанром уже в 30-е годы ХХ века, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Они исполняются в сопровождении музыкального инструмента – гармоники или балалайки, или «под язык». Наибольшее распространение получили общерусские частушечные формы: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Семеновна». Помимо этих форм встречаются и самобытные, такие как «Разливные страдания» – локальная форма длинных двухстрочных страданий, бытующая в с. Воробьевка Хлевенского района.
Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. Традиционная крестьянская музыкальная культура, сформировавшаяся на территории верхнего Подонья (ХVII-ХVIII вв.), относится к южнорусскому песенному стилю. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой - известную пестроту и многообразие местных песенных систем».
Исследование по традиционной пляске с. Вислой Поляны было проведено учителем истории Н.В. Глотовой и ее ученицей Шаталовой Елизаветой. Исследователям в процессе экспедиций удалось выявить, что до 80-х годов XX века без пляски в с. Вислая Поляна не обходился ни один праздник на селе. В праздничный день звуки гармошки раздавались с разных сторон села с самого утра. Самыми распространёнными в селе были групповые парные пляски. Шаталова А.И. (1923-2018г.г.) вспоминала: «в этих плясках нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников».
В сёлах Воловского района бытуют выражения: "пайдём пакричим Христа" (с.Васильевка, с.Волово, с.Ломигоры, с.Захаровка, с.Воловчик), "пайдём пакричим Христосе васкресе" (д.Ефимовка), "пайдём петь Христосе васкресе" (с.Н.Чесночное). В данном случае оба термина - кричать/петь - обозначают обрядовую манеру пения тропаря. Но всё же термин кричать Христа наиболее точно соответствует обрядовой ситуации, которая предполагает исполнение тропаря вне церкви, на открытом пространстве ярким, зычным звуком. Народный напев тропаря во всех сёлах Воловского района разный, хотя и имеет общие музыкально-стилевые признаки. В целом он отличается от церковного тропаря медленным темпом и широко распетой мелодической линией.
Бытующие в Елецком районе балалаечные наигрыши по функции распределяются по следующим группам: 1. сопровождающие пение частушек ("Матаня", "Страдания", Семеновна); 2. сопровождающие пляски или танцы ("Барыня", "Елецкого", "Колчак", "Тустеп"); 3. аккомпанирующие песням или исполняемые как версии песенных мелодий ("Светит месяц", "Когда б имел златые горы").
Местной особенностью балалаечной традиции является широкое бытование в ней, наряду с частушечными, плясовых и танцевальных наигрышей. Такие наигрыши имеются в репертуаре каждого балалаечника, в них проявляется мастерство владения инструментом, ведь в этом случае балалайка становится не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. К этой группе относятся: «Колчак», «Тустеп», «Цыганочка», «Светит месяц». Хотя теперь эти танцы уже не бытуют, но старшее поколение (1930-х гг. рождения) хорошо их помнят и могут воспроизвести.
Объект находится в базе кандидатов на внесение в Федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Липецкая область (Верхний Дон) входит в южнорусскую песенную традицию, для которой характерна поздняя (вторичная) история заселения (XVI-XVIIвв.), южнорусский акающий говор, музыкально-стилевые свойства народных песен, описанные в известной книге В.М. Щурова "Южнорусская песенная традиция".
Песенная традиция с. Волчье Добровского района является в настоящее время самобытной, наиболее устойчивой и одной из сохранившихся в фольклорном пространстве Липецкой области. Центральное место жанровой системе в репертуаре ансамбля занимают самые разнообразные в музыкальном плане частушечные формы, страдания, а так же свадебные песни. Местная вокально-инструментальная традиция отличается самобытностью и особым колоритом исполнительского стиля. Основу репертуара составляют как общерусские наигрыши, так и локальные, принадлежащие местной традиции разновидности частушечных форм.
"Тягучию пели. Тягучию её щас нихто не паёт. Идём, нас многа, адна запевая, другая патхватывая и все тады хорам, ух, сливался, слышна!". "Ну, Тягучии? Ну, у них там (в с. Гудово) другие, па своему. Ани и пляшут па своему. У них па другому, ани дажа на каликинских не пахожи. - А "Тягучаю" под гармошку пели? - "Пад гармошку пели. Щас нихто не играя" (Л.Т. Кремнева (1926-2015 г.г.), с. Каликино Добровский район, запись 2012 г.).
Страдания "Покосная/Тягучая" являются одной из самобытных форм частушечно-инструментальной традиции Верхнего Дона. Исполняются в очень медленном темпе, с большими распевами. Локализуется в кусте сёл Добровского района Липецкой области: Каликино, Гудово, Крутое, Делеховое. В названии отражена исполнительская функция частушечной формы. Название "Тягучая" бытует только в с. Каликино. Под названием "Покосная" эта форма известна в с. Гудово, Крутое, Делеховое, где данные страдания пели, когда шли на покос или с покоса, без сопровождения. Страдания "Тягучая" исполняли статично или под проходку на гуляниях, в сопровождении гармони. Страдания бытуют примерно с середины девятнадцатого века.
Объект внесен в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
"Елецкие страдания" один из ярких и уникальных по структуре наигрыш, исполняющийся на самобытной елецкой рояльной гармонике. Наигрыш характеризует традицию Липецкой области в целом и выделяет локальную традицию Елецкого, Тербунского, Становлянского, Задонского, Измалковского, Краснинского, части Хлевенского и Лебедянского районов. В указанных районах страдания имеют разное название - "Длинные страдания", "Цуканские страдания", «Заревая» или «Страдания от ней». Несмотря на отличия в названиях, варианты наигрышей относятся к одной типологической группе. Зафиксировано более 30 образцов наигрыша. В особых ситуациях наигрыш исполнялся гармонистом сольно – при возвращении домой с гулянья либо от любимой девушки. Иногда сопровождался припевками. В основе наигрыша лежат специфические исполнительские приемы. Для инструментальной формы «Елецких страданий» характерен многократный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени. Впервые наигрыши «Елецкие страдания» были записаны профессором Щуровым В.М. в экспедиции 1964 г.
Объект внесен в федеральный Реестр объектов нематериального культурного наследия РФ.
Одним из главных ритмов традиционной культуры, организующих жизнь человека, является чередование будней и праздников. Музыкальное наполнение будней составляют жанры, связанные с хозяйственно-трудовой деятельностью. В праздничную сферу вовлекаются многие жанры и формы местных музыкально-фольклорных традиций: лирические, хороводные, застольные, различные типы частушек и инструментальные наигрыши.
Любимым жанром фольклора на территории Липецкой области являются разные формы частушек и «страданий», исполняемые в сопровождении музыкального инструмента или «под язык». «Страдания» исполняются в более медленном темпе.
«Страдания» с продолжением – разновидность частушек, исполняющаяся в умеренно быстром темпе с сольным запевом без хорового подхвата, бытующая в настоящее время в селе Золотуха Лев-Толстовского района Липецкой области.