Елецкий район / Долгоруковский район / Задонский район / Измалковский район / Краснинский район / Липецкий район / Становлянский район / Тербунский район
Нас. пункт Тип действия Формы жанровых направлений ОННИнструментальная музыка и исполнительство.
Краткое описание ОНКН
В начале ХХ века сельские территории современной Липецкой области находились под большим влиянием городской культуры, чем соседствующие регионы. В связи с этим преобладание инструментально-вокальных традиций здесь ощущается явственнее, и в составе жанров музыкального фольклора Липецкой области в настоящее время занимают лидирующую позицию. Инструментально-вокальные формы исполняются на елецкой рояльной гармошке, которая является самым распространенным музыкальным инструментом в регионе. Рояльную елецкую гармонику держат на коленях, правой рукой обхватывая гриф и продев большой палец в ременное ушко; левую руку продевают под кистевой ремень, закрепленный наглухо вдоль ребра левого грифа. На правой клавиатуре играют четырьмя пальцами, на левой - пятью (большой палец играет аккорды, расположенные на тыльной стороне грифа).
Каждый мастер играет «на роялке» в своей индивидуальной манере. Гармошки в те времена, когда их можно было еще изготовить на заказ, «строились» под голос и манеру будущего владельца. Потомственный гармонист А.И. Матюхин (1929-2007) говорил: «Каждый гармонист в своей игре показывает свой характер так же, как и люди в разных сёлах разговаривают на своём диалекте, так и игра на гармошке, если бы всё было одинаково, какой интерес, кому понравится». «Есть гармошка музыкальная, а есть «крикуха», она хорошая, звонкая гармонь, а вот жалости в ней нет. Есть музыкальная: тронь планки – она плаче».
Яркий и уникальный по структуре наигрыш «Елецкие страдания», исполняющийся на елецкой рояльной гармонике, характеризует традицию Липецкой области в целом и выделяет локальную традицию Елецкого, Измалковского, Краснинского, Задонского, Липецкого, Тербунского, частично Долгоруковского районов. Здесь в особых ситуациях наигрыш исполнялся гармонистом сольно – при возвращении домой с гулянья либо от любимой девушки. Иногда сопровождался припевками.
В основе наигрышей лежат специфические исполнительские приемы. В Липецкой области в указанных районах наигрыш имел разное название: «К ней», «От ней», «Елецкие страдания» или «Елецкого», длинные страдания, "цуканские" страдания (наименование зафиксировано в Задонском районе). В основе собственно инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени. Впервые наигрыши «Елецкие страдания» были записаны профессором В.М. Щуровым в экспедиции 1964 году. Гармонисты на гулянье и после гулянья своих ухажёрочек под особые наигрыши провожали - «К ней» и «От ней»: «К ней идёшь веселисси, ани и пальцы ловка перебирають, а ат ней уш грусна, и наигрыш такой-та - плавнея».
В селах Елецкого и Задонского районов страдания «От ней» называют «Заревая»: «от ней» идет на заре, значит Заревая». Мужские страдания, «К ней» и «От ней», обязательно сопровождаются припевками соответствующего содержания, которые исполнял сам гармонист:
Милка моя, выйди, выйди,
Я пришел тебя увидеть,
Ох, я- я, я-я, ох,
или
На заре кричали гуси,
А я вышел от Маруси,
А, я-я, я-я.
Проведенный автором статьи «Принципы и приемы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») Е.М. Петровой анализ акцентно-ритмической организации и композиционной структуры наигрыша под воздействием функции выявил их отличительные детали. «Елецкие страдания от ней» исполняются в особой «игровой позиции». Это так называемая игра «на нижних» в более сдержанном темпе с намеренной задержкой на отдельных тонах. При сопоставлении различных записей наигрыша (более 30 образцов) выявляются возможности и закономерности развития инструментальной игры в зависимости от мастерства исполнителя: от воспроизведения универсальной модели традиционного наигрыша к усложненным и различающимся в стилевом отношении вариантам и, наконец, к индивидуальной исполнительской импровизации, отличающейся свободой и виртуозностью. В основе собственно инструментальной формы «Елецких страданий» лежит многократный вариативный повтор ритмо-гармонического периода, состоящего из одиннадцати счетных единиц музыкального времени [3].
Модель ритмо-гармонического периода: S-T-D-T|S-T-II-T-D|T-T
В целом в звучании наигрыша проявляется тяготение к чередованию устойчивого и неустойчивого созвучий в определенном ритме. При этом наиболее стабильной частью инструментального периода выступает начало и каденционный оборот, которые обеспечивают узнаваемость наигрыша в ситуации значительной переработки аккордово-гармонической фактуры. Чем выше исполнительский уровень гармониста, тем богаче палитра используемых им средств. Выбор различных приемов определяется не только личным опытом, но и традицией, становясь, таким образом, показательным признаком локального стиля. В среде народных музыкантов владение наигрышем «Елецкие страдания» является показателем высокого уровня исполнительского мастерства, опыта и статуса гармониста.
По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в 2015 г. был снят документально-образовательный фильм «Елецкие страдания».
Литература:
1. Бессонова (Петрова) Е. М. Этнографический аспект бытования Елецкой рояльной гармоники на территории Липецкой области // Этнография Центрального Черноземья России. Сб. науч. тр. Воронеж: Истоки, 2007. Вып. 6. С. 54–60.,
2. Бессонова (Петрова) Е. М. Елецкая рояльная гармоника. Особенности бытования и исполнительства // Материалы международной науч.-практич. конф., проводимой в рамках IV московского Международного фестиваля «Гармоника – душа России». Современные проблемы сохранения и развития традиций игры на гармонике, баяне и аккордеоне в России и в Мире. М., 2006. C. 15–19.,
3. Новосельский А. А. Очерк по истории русских народных инструментов. М.: Гос. муз. изд-во, 1931. 47 с.
4. Петрова Е. М. Принципы и приёмы варьирования в инструментальной традиции Липецкой области (на примере наигрыша «Елецкие страдания») // Отечественная этномузыкология: Материалы Международной науч. конф., 30 сентября – 3 октября 2010 г. / Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Редкол.: Лобкова Г. В. (науч. ред.), Мехнецова К. А., Подрезова С. В. (отв. ред.) и др. СПб., 2011. Т. 2. С. 274–295.,
4. Петрова Е. М. Исполнительский стиль гармонистов-рояльщиков в Усманском районе Липецкой области // Фольклор: историческая традиция и современные полевые исследования. Материалы Четвертой международной научной конференции памяти А. В. Рудневой / Ред.-сост. Н. Н. Гилярова, Е. В. Битерякова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. (Науч. труды Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 75). С. 92–109.