НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Традиционные балалаечные наигрыши Елецкого района.

Носители

Район

Елецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН

       Несмотря на широчайшее распространение в Елецком районе традиции игры на рояльной гармонике – инструменте, который впервые был создан местными мастерами, балалаечная традиция продолжала здесь сохраняться и развиваться, при этом приобретала определенные местные черты.
Традиционный репертуар сохранялся благодаря любителям игры на балалайке, которые музицировали не только «для зрителей» – в кругу родных и знакомых, но и постоянно играли «для себя», тем самым развивали балалаечную традицию.
   Большинство сельских музыкантов-балалаечников, от которых записывались в фольклорных экспедициях инструментальные наигрыши, – представители старшего поколения (родились до 1931 года). В настоящее время к традиционным формам музицирования проявляют интерес и более молодое поколение, в основном, это представители сельской интеллигенции – учителя школ, работники учреждений культуры.
        Механизм передачи балалаечной музыки устной традиции основан на интонационно-слуховой и на зрительной памяти «ученика»: «Научилась играть по слуху: просто так слушала-слушала и смотрела – сестра у меня играла» (с. Екатериновка).
       В прежние годы на балалайках играли только мужчины: «В основном ребята или мужики на них играли» (с. Петровские круги). Со временем со-став исполнителей поменялся: «В деревне было пятьдесят шесть домов и все мужики на войну пошли, и почти все погибли. Поэтому гуляли после войны почти одни девки – а как на гуляньи без балалайки? Вот и учились» (с. Лавы). Женская балалаечная игра по мастерству исполнения уступает мужской. Это объясняется тем, что после замужества женщины почти не имели возможности совершенствовать свою игру, а многие вообще десятилетиями не брали инструмента в руки.
       В настоящее время народные исполнители в Елецком районе играют на балалайках фабричного изготовления. Раньше в селах бытовали самодельные инструменты. Балалайки делали из берёзы и сосны, а самыми лучшими считались сделанные из клёна. Перегородки между ладами набивали из медной проволоки, колки вырезали из дерева, натягивали металлические струны или струны из конского волоса (звук таких струн имел особую, «бархатную» окраску). Для увеличения силы звучания количество струн удваивали, при этом строй балалайки не менялся, он соответствовал настройке трехструнной балалайки. Натяжение четвертой, пятой и шестой струн, по словам исполните-лей, придавало инструменту характерный «разлив» – тембр более густого, сочного звучания.
     Мастерство исполнителя проявлялось в разнообразии и совершенстве владения различными приемами игры. В практике елецких балалаечников выработались следующие приемы: удары по всем струнам вниз - вверх, большая и малая дроби, перебор, тремолирование по одной или всем струнам, по-тряхивание грифа балалайки, придающее вибрацию струнам, нисходящее глиссандо от одного звука к другому и аккордовое глиссандо, щипки струн большим и указательным пальцами правой руки.
       Основной приём, используемый для звукоизвлечения на балалайке – это бряцание: равномерное чередование ударов по струнам одним или всеми пальцами правой руки при движении кисти вниз или вверх. Удары вниз и вверх в бряцании дают различные по колориту звучания аккорды, поскольку при ударе вниз аккорд начинает звучать с низких звуков, а при ударе вверх – с высоких. Строй балалайки – настройка открытых струн – по народному называют «лад». В елецкой балалаечной традиции зафиксирован только «гитарный», или «народный» строй – открытые струны образуют мажорное трезвучие. Для фактуры наигрыша в «гитарном» строе типично почти сплошное аккордовое трёхголосие.
       Высота настройки может быть произвольной и зависит от разных обстоятельств, например, от величины инструмента, или от диапазона голоса исполнителя. Игра любого из традиционных исполнителей отличается индивидуальностью. У каждого балалаечника накапливаются в процессе игры свои излюбленные «обороты-формулы», на основе которых рождаются новые вариации известного наигрыша. С одной стороны, исполнительство остается традиционным, с другой стороны, оно постоянно обновляется за счет индивидуального стиля балалаечника. Многим исполнителям присущи свободная игра, предвиденная «небрежность» в штрихах, своеобразные динамические оттенки, эффектные аккордовые акценты и концовки. Манера женской игры менее индивидуализирована, она характеризуется почти неизменным повторением мелодии и гармонии наигрыша, иногда – с варьированием ритмики.
    Балалаечные наигрыши. Бытующие в Елецком районе балалаечные наигрыши по функции распределяются по следующим группам: 1. сопровождающие пение частушек ("Матаня", "Страдания", "Семеновна"); 2. сопровождающие пляски или танцы ("Барыня", "Елецкого", "Колчак", "Тустеп"); 3. аккомпанирующие песням или исполняемые как версии песенных мелодий ("Светит месяц", "Когда б имел златые горы").
Кроме наигрышей, имеющих общерусское распространение, в местной инструментальной традиции встречаются наигрыши, известные только в местной традиции. Это наигрыш с названием «Елецкий» (вариант «Барыни»), характерный для традиции всей Липецкой области; наигрыш «Колчак», распространенный только в Елецком районе; разновидности «Страданий» (простые, короткие, длинные).
       Самым распространенным в местной традиции является частушечный наигрыш «Матаня», он до сегодняшнего времени является обязательным в репертуаре любого сельского балалаечника. Этот наигрыш обычно исполняется с пением и с пляской. Пляска под «Матаню» имеет импровизационный характер, но основывается на определенной композиции. В основе композиции пляски – движение женщин по кругу, при этом каждая участница по очереди исполняет частушку. При большом количестве участников может образоваться два круга и частушки припеваются сразу несколькими исполнителями. Музыкальная структура «Матани» строится на основе четырехтактового построения.
      У разных исполнителей образуются индивидуальные версии «Матани», в которых может варьироваться гармоническая схема, рисунок вокальной партии. Не меньшее распространение в елецкой балалаечной традиции получи-ли «Страдания». «Страдания» исполняются в более медленных темпах, чем частушечно-плясовые наигрыши. «Страдания» бытуют во множестве вариантов, каждый из балалаечников может исполнить хотя бы две-три разновидности этого наигрыша.
     Характерной особенностью инструментальной традиции Липецкой об-ласти, в том числе и Елецкого района является множество разновидностей «Страданий». В елецких селах исполняют простые страдания, длинные страдания, короткие страдания. Различия между ними заключаются в способе распевания текста.
    Вокальная партия «страданий» более выразительна и распевна, в отличие от других частушечных наигрышей. Обычно исполнитель стремится варьировать мелодию напева страданий, придавая ей ритмическую свободу, насыщая различными звуками, не входящими в состав аккордовых последовательностей (в отличие, например, от «Барыни», где голосовая партия полностью основывается на функциональных звуках аккордов).
     Местной особенностью балалаечной традиции является широкое бытование в ней, наряду с частушечными, плясовых и танцевальных наигрышей. Такие наигрыши имеются в репертуаре каждого балалаечника, в них проявляется мастерство владения инструментом, ведь в этом случае балалайка становится не аккомпанирующим, а солирующим инструментом. К этой группе относятся: «Колчак», «Тустеп», «Цыганочка», «Светит месяц». Хотя теперь эти танцы уже не бытуют, но старшее поколение (1930-х гг. рождения) хорошо их помнят и могут воспроизвести.
    Балалаечная игра раньше была любимым видом народного музицирования в деревне, а исполнители-балалаечники всегда пользовались большим уважением.В настоящее время, несмотря на то, что в селах еще возможно записать игру на балалайке, традиционное исполнительство постепенно уходит из бытовой и праздничной жизни крестьянина. Это связано с потерей механизма передачи молодому поколению навыков исполнительства на балалайке и разрушением традиционного уклада жизни крестьянина.


Литература:

1. Архив КНМ ВГИИ.

Балалайки Елецкий район. Фото из архива кафедры Этномузыкология ВГИИ.
Аудиозаписи