Липецкий район / Грязинский район / Тербунский район / Хлевенский район / Добринский район / Воловский район / Добровский район
Нас. пункт Ответственная организация Ответственное лицо Техники исполнения ОННМузыкально-инструментальное искусство
Тип действия Формы жанровых направлений ОННИнструментальная музыка и исполнительство.
Краткое описание ОНКН
Балалайка – один из ярких русских народных инструментов. История ее бытования уходит в глубину веков. «Балалайка состоит из длинной рукояти, на коей поделаны лады, и из круглого корпуса. На нее навязывают две струны, кои настраиваются довольно высоко. Балалайка есть любимейший инструмент русских. Ни один праздник, ни один свободный от работ вечер не упускается охотниками чтобы поиграть на ней. Сам игрок и поет, и танцует. Любители веселья, услышав звук балалайки, немедленно сюда сходятся и начинают разгульную пляску». Такое описание инструмента предстаёт в работе А. В. Терещенко «Быт русского народа» [5, с. 318].
Первое из известных упоминаний о балалайке относится к 1688 г. Следующее относится к документам времен царствования Петра I. На одном из придворных пиршеств 1715 года по царскому указу было решено создать оркестр, на котором присутствовали представители всех народностей с их наиболее характерными музыкальными инструментами [2, с.50]. Хотя государь и причислил балалайку как инструмент к культуре калмыков, подобного инструмента в их традиции не было, но были другие щипковые инструменты. «Можно предположить, на определенном историческом этапе произошло слияние нескольких щипковых инструментов, в результате которого у русских сформировался и распространился новый инструмент – балалайка». От домры заимствован корпус, строй, а от гуслей – способ игры. По богатству оттенков звука, по разнообразию штрихов балалайка превосходит своих предшественников [2, с.51].
К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей высшего сословия. Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. По сведениям исследователей, кустарное изготовление балалаек с шаровидным кузовом, сделанным из тыквы, было широко распространено в России [3].
Как концертный инструмент балалайка обязана своей популярностью В. В. Андрееву (1861-1918). Он распознал скрытые возможности инструмента, а затем усовершенствовал его и выучился превосходно играть. Андреев создал первый оркестр русских народных инструментов, а также организовал курсы по обучению игре учителей сельских школ и военнослужащих. Как писал Василий Васильевич, «… эти музыкальные инструменты принадлежат моему народу, и чем более я работал над их усовершенствованием, тем более я убеждался, что их музыкальные качества выше столь известных струнных инструментов других народов, таких как мандолина, гитара и им подобных» [2, с.79-80].
Научный подход к изучению инструмента активизировался в конце ХIХ в., когда в российском обществе повысился интерес к отечественной истории и культуре, фольклорным традициям. В результате начали появляться многочисленные публикации в области музыкальной этнографии, в том числе первые исследовательские работы по народному инструментарию. В частности, большое значение имели научные исследования А. Фоминцына, Н. Привалова, Е. Линевой [4].
Тем не менее региональных исследований традиции игры на балалайке на сегодня не так много. В Липецкой области наигрыши на балалайке наряду с наигрышами на елецкой рояльной гармонике занимают важное место в жанровой системе. В нашем регионе подробное изучение истории бытования инструмента, конструктивные особенности и типы наигрышей исследованы Владимиром Юрьевым начиная с 2010 года. Такое исследование в регионе предпринято практически впервые [6, с.82-88].
Относительно конструктивных особенностей инструмента, все изученные В. Юрьевым балалайки были фабричного изготовления (кроме двух, специально изготовленных Рощупкиным Валентином Дмитриевичем «по-старинному» на семь клёпок, с шестью деревянными колками («вертушками»), ладами из латунной пластины, березовым грифом («ручкой»), ольховой «задинкой», и одной из музея в с. Завальное). Зачастую заводские инструменты дорабатываются балалаечниками. Для облегчения звукоизвлечения струны на покупных балалайках опускаются ниже, для этого подрезаются нижний и верхний порожки.
В быту самодельные балалайки изготавливались обычной треугольной формы с 5-7 клёпками из доступных материалов – фанеры, берёзы, ольхи, лозины, проволоки, гвоздей. Но в то же время существовали и другие конструкции самодельных инструментов. Например, в Тербунском районе в селе Яковлево бытовала балалайка с плоским корпусом, где вместо клепок кузова была нижняя дека (наподобие гитары). В Чаплыгинском районе в селе Истобное, в Липецком районе в селах Троицкое и Грязное, в Лев-Толстовском районе в с. Топки бытовали балалайки с круглым корпусом (иногда сделанным из решета).
Для маленьких детей изготавливали балалайки «без кузова» – только верхняя дека с грифом – выпиленные из одной доски. Когда дети подрастали, для них изготавливали или покупали уже настоящие балалайки «с кузовом».
- доминирование «гитарного» строя, что накладывает свой отпечаток на форму, звучание и манеру игры традиционных музыкантов. Наигрыши на нем исполняются в плотной трехголосной фактуре, вариации и развитие наигрыша идет, в основном, за счет изменения гармонической линии, постепенного мелодического варьирования и смены позиций при игре. У наиболее виртуозных исполнителей четко прослеживается отдельная линия баса, пульсирующего на двух-трех нотах, аккордовая линия, акцентированная на слабой доле, а также развитая в пределах октавы мелодическая линия. Балалайка у них как бы «выговаривает» каждую ноту, и такая игра ценится особенно высоко;
- преобладание в репертуаре исполнителей традиционных частушечных жанров. Особо выделяются три вида наигрышей: Матаня, Страдания и Барыня. Из общего количества записей они составляют более половины (в заблуждение может ввести большое количество песенных наигрышей. Однако почти все они представлены единичными записями, и большинство песен записаны от двух исполнителей, играющих на «балалаечном» строе, Рудаковой А. П. и Солосиной А. Г.);
- использование разнообразных приемов игры: «бряцание» одним, двумя, тремя и четырьмя пальцами, использование дробей, бурдона и мелизматики, глиссандо, пиццикато, применение «гитарной техники» - щипка. И почти полное отсутствие приема тремоло (кроме песенных записей, подражающих профессиональному исполнению).
Для музыкальной стилистики липецких балалаечных наигрышей характерно: с одной стороны, широкое ритмическое разнообразие, а с другой стороны, использование порой только одного вида – «бряцания», вызывающее ощущение бесконечности и непрерывности наигрыша. Наигрыши при всем своем единстве четко делятся на «колена», и именно внутри этих «колен» и происходят все варьирования мелодии, ритмические сдвиги и интересные гармонические ходы.
В среде своего живого бытования игра на балалайке, в основном, неотделима от песни, припевки, пляски. Бывает, что на один и тот же инструментальный формульный наигрыш может исполняться несколько разных напевов. Нередко вокальная и инструментальная партии ведут независимые друг от друга мелодические линии, и именно сочетание их позволяет понять форму и характер музыкального произведения. Так, например, на формульный балалаечный наигрыш «Досада» могут припевать 4-строчную частушку, а могут 2-строчную. На формульный наигрыш простых страданий могут припевать:
а) 2-строчную частушку с повтором последней строки или припевом «Тара-рай-ра»,
б) 4-строчную частушку (по примеру «Подгорной»),
в) 4-строчную частушку, но две строчки спеть медленно, на мотив 2-строчных страданий, и две строчки быстро,
г) 2-строчная частушка, спетая медленно, плюс 4-строчная частушка, спетая быстро.
Типичной чертой игры традиционных музыкантов является временная протяженность наигрышей, вытекающая из того, что исполнение является в первую очередь не концертным, а бытовым. Наигрыши нередко могут длиться 5-10-15 минут, а на свадьбах и «улицах», по воспоминаниям музыкантов, могли играть несколько часов.
К специфическим чертам балалаечной традиции относятся:
- игра расческой. В ходе опроса выяснилось, что шесть музыкантов из Липецкого, Тербунского, Хлевенского и Добринского районов помнят необычный способ игры на балалайке – расческой. Обыкновенную плоскую расческу переворачивают гладкой стороной (без зубьев), натирают ее на красном кирпиче, на известковой стене или на наждаке и этой стороной расчески водят по струнам, наподобие скрипичного смычка, у нижней подставки (кобылки). Тембр звучания инструмента при этом меняется совершенно и становится похожим на скрипку. Сами музыканты говорят, что так играли не часто, для того чтобы сменить привычный тембр балалайки.
- игра с зеркальцем. М. А. Бородин из с. Троицкое применяет для изменения тембра инструмента небольшое карманное зеркальце. Балалайка держится на коленях почти вертикально, на нижний порожек между струнами и декой ставится зеркальце, при игре используется «гитарная техника» - щипок. За счет вибрации деки зеркальце издает дребезжащие призвуки, которые и создают нужный эффект. А. И. Иванникова из с. Донское Задонского района вместо зеркальца кладёт расчёску для достижения того же звукового эффекта.
- использование дополнительных красок при игре. Пятеро балалаечников: А. Г. Солосин, А. П. Рудаков, И. Я. Колесников, Г. И. Романихин и Н. В. Титов добавляют в свою игру щелчки по верхней деке инструмента. А. Г. Солосин во время наигрыша «Цыганочки» пользуется звучанием частей струн, расположенных за нижним и верхним порожком, и мастерски вплетает их необычный тембр в музыкальную ткань наигрыша. Также он использует постукивания по грифу с обратной стороны и щипок открытых струн левой рукой.
В настоящее время игру на балалайке можно услышать в процессе фольклорных экспедиций, а также каждый воскресный день на центральном рынке г. Липецка, где уже несколько десятилетий бытует «пятачок», на котором собираются из окрестных деревень и сел, а также из других регионов народные исполнители, музыканты и любители.
Литература:
1. Андреев В.В. Материалы и документы / Сост. Б.Б. Грановского - М.: Музыка, 1986.
2. Васильев Ю.А. Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах – 2-ое изд. - М.: Сов. композитор 1986, – 88 с.: ил.
3. История возникновения балалайки //http://www.balalaika-master.ru/history/1/ дата обращения 24.08.2022
4. Российское народное инструментальное исполнительство // http://www.nashasreda.ru дата обращения 24.08.2022 г.
5. Терещенко А.В. Быт русского народа: В 2 т. Т. 1 Ч. I–III // Сост. А. В. Фроловой / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2014 - Т. I. - 944 с.
6. Юрьев В.А. Современное состояние балалаечной традиции (по материалам экспедиций 2010-2012 гг.) - Фольклор и фольклорно-этнографические исследования в соответствии с концептуальными основами Единого реестра нематериального культурного наследия // Материалы открытой научной конференции - Липецк, 2013 г.