Село Дубовое Чаплыгинского района расположено на реке Ягодной Рясе (по старинным документам при речке Ховенке), к юго-востоку от города Чаплыгина. Существует село с 1638 года. По численности село было большим, со слов Михаила Щипулина, местного гармониста, в 1972 году население было 7 500 тысяч человек.
Гармонистов на селе любили, всегда звали играли на проводы (в армию), на свадьбу, собирались на улицах, возле своих домов.
Братья Щипулины рано стали играть на гармонике, учились ат атца, я сматрел, атец уйдет на работу, а ты берешь гармонь и пробуешь. Сейчас в быту практически нет гармонистов, любители организовались в самодеятельный коллектив «Гармоника» при местном дому культуры.
Михаил Михайлович учился играть с раннего возраста, в семье играли все, дед, отец, братья и дядя. Гармонистов было много, так была заведено, всем гармошки пакупали. Играли в селе на любительских гармошках. Собирались на улицах, какое-то время бытовал ансамбль гармонистов. Бытовали только хроматические гармоники, мастеров в селе не было, в основном покупали. Сам Михаил Михайлович долгое время не играл на гармонике, предпочитал гитару. В 1991 году купил гармонику, стал вспоминать приемы игры, традиционные наигрыши. Специальных названий как деталей, так и самого инструменты не было, называли просто любительская, хромка. Строгого запрета на передачу своего инструмента другому гармонисту не было, все зависело от человека. В основном был один инструмент на семью, как вспоминал Михаил Михайлович где-то перехватил у каво.
Возраст гармонистов был разный, и старые, и маладые, а потом какое-то время, малодежь ушла. Исполнительский уровень не зависел от возраста, у миня зять уже в четвертам классе хадил па свадьбам. Процесс обучения происходил в основном в семье, в каждам доме были гармони, сначала на басах паказали прастую цыганочку, сидишь, смотришь, запоминаешь. Патом с аккордами, я начинал именна так вот. Михаилу Михайловичу было около 5 лет, когда он впервые взял в руки инструмент, я сразу все схватывал.
Ансамблевая игра, по мнению исполнителя, отличается от сольной, в ансамбле же нада слушать друг друга, чтобы ритм ни нарушалси. Мы вот ансамблем играем, я стараюсь атпустить, ну некатарые 70 лет уже не переделаешь, страаюсь, гаварить: ребят ну сматрите, слушайтя. Я ни хачу вот этат научный, боле традиционнай (приемы игры), боле ат души атпускаю. Во время игры в ансамбле, который бытует сейчас в селе как концертный, внимание обращают по ходу игры на Михаила Михайловича.
Строй гармоник я ни магу апределить, вот две гармошки спарились, я паслушал, слились. Ну вот я покупал гармошку, я узнавал, ана в «до». Ну если я паю пад гармонь, то да, танальность панижа, а кагда играем, то подстариваемся. В игре на любой. Народной терминологии по строю не было.
Женщины тоже могли учится играть на гармонике, запрета не было. Особых отличий в мужской и женской игре не было, каждый гарманист он по-своему харашо играя. Тем не менее, в селе были гармонисты, игра которых отличалась, которых в селе выделяли как лучшего. Ту как, можно играть харашо, ну нужна завести, эт кампанию, а када заводишь, все идут пад таво, кто заводит, вот у меня есть такая искра.
На свадьбах раньше без гарманиста все, если не было своего гармониста, нанимали. Оплата в основном была не нальють стакан, он чуть паиграл, и «все я пашел», а если нальють, он будить играть. На свадьбе часто играли «Страдания», ну страдания ани везде разные, у нас ана какая-то веселая. Есть там чиста страдают, а наша «страдания» ани все равно веселыя. У нас просто старадания, вот «Канарейка», «Дасада», па-моему везде ана играится адно и тоже, названия разные. Ана адно и тоже, частушки какие-то пели, и канарека, и дасадавские. Наигрыш адин и тотже, у нас называлась «Канарейка», а где-та «Дасада». Из традиционных наигрышей играли «Матаня» «Русского», «Цыганочка», «Семеновна», русскава, это барыня, эт ана схожа, семенова, елецкава там.
«Матаню» плясали парами, пара на пару, эти прапляшут, эти им пахлопают, эти атпели, начинается дробь, и так, ани ни па кругу. Эт раньше парами была, а щас все па кругу. По времени звучания наигрыша как плясуны, некатарая ана заполя тебе, а некатарые 3-4 частушки споеть и все.
По возрасту (молодежь или старики) наигрыши не определялись. Все традиционные наигрыши играли все. Гармонисты могли перенимать приемы игры, подсмотренные других или в других селах. Со слов исполнителя каждый по-разному играют, мож переборы какие-то, вставит эта, вставит эта, каждый по-своему.
В быту гармонисты играли на праздниках, когда собирались на улицы, ходили по свадьбам, а также на кулачках. Михаил Михайлович примерно в 70-е годы бросил играть, перешел на гитару, а так в селе гармошки ни ухадили.
Со слов носителя (Михаила Щипулина) я магу атличить игру бытовую или праздничную, а народ, где весело, вот на свадьбе, например. Отличия игры в доме и на улице или на сцене, как считает носитель, могли быть акустического характера. Николай Щипулин отметил, что дома я свабоднай, ошибси или што, застольные, все разными голасами, а на сцене рамки, там уже все.
По отличиям игры под пляску и пение, носитель отметил, что раньше намнога лехче играть, была многа хароших плясуней, пад них ляхко. А щас уже падстаривашься пад них, всем хочется папеть, паплясать, могут ни могут, нада как-то искать кампрамис.
По времени исполнения могли воздерживаться от игры Великим постом. Под праздники церковные тоже старались не играть, если кто-то умирал в семье, до 40 дней не играли, все по ситуации, больше строгих запретов не было. Сам Михаил Михайлович старается играть почти каждый вечирок, так минут 5-10, расслабишься.
У данного исполнителя особых приемов игры нет, играю, страюсь, адин сидишь, спокойно играешь, а кагда канцерт или аккорды, или партии играем. Есть асобеннасти, может быть в переборах, таких вот самородкав мало, кто музыкальную школу ни заканчивал, каждый гармонист может этот наигрыш ни очень, а другой наигрыш лучше играет.
В селе бытует самодеятельный ансамбль гармонистов «Гармоника» из пяти человек. Играют на тульских гармониках. У каждого исполнителя по несколько инструментов в наличии, любительские (самодельные тульские) и заводские. Внутри коллектива существует договоренность о сценическом исполнении, когда переходы, какие переборы кто играет. Бывает выходит из-под контроля, раз, смотришь ни туда, астанавись, дагани, наоборот надо паказывать весельство, удаль, никакой паники.