Особенностью инструментальной традиции Липецкой области являются многообразные наигрыши на рояльной гармонике, которые до сегодняшнего дня занимают центральное место в системе жанров местной музыкальной культуры и передаются традиционными способами. Данная разновидность гармоники имеет несколько наименований: рояльная гармоника или роялка. В окрестностях города Ельца инструмент именуется елецкой гармонью, также встречается и название русская гармонь. По степени владения инструментом в традиции специалисты выделяют два стиля игры – простая игра и игра с переборами. Простая игра сохраняет особенности старинной игры – «как раньше играли». Игра с переборами свойственна гармонистам-виртуозам, использующим различные приемы варьирования при исполнении традиционных наигрышей. Конструкция инструмента обусловливает приемы игры на нем, которые определяют как индивидуальный исполнительский стиль отдельного гармониста, так и стиль конкретной локальный традиции [3, 31-37].
Одним из ярких и известных гармонистов «рояльщиков» в г. Ельце был Афанасий Иванович Матюхин (1929-2007), уроженец д. Озерки Становлянского района. Играть Афанасий Иванович научился от деда и отца, который был кузнецом. Во время войны все взрослые гармонисты ушли на фронт, и его, 12-летнего мальчишку, впервые пригласили играть на свадьбе. Гармонь была рядом с Афанасием и во время срочной службы в морфлоте [1]. Афанасий Иванович вспоминал: «Я у отца молотобойцем был, у школу ходил в пятый класс, а в пятом классе уже и лошадей ковал, и подковы делал, вишь, кулак какой разработался… С 14 лет пошёл по гулюшкам... На любых гармошках играю. Никогда не копирую никого. Всегда за мной очередь на свадьбу стояла. Никому поесть не давал» [4].
Афанасий Иванович с легкостью освоил все виды гармоней - хромку, саратовскую, ливенскую, но особенно любил елецкую рояльную за ее неподражаемый звук и красоту звучания. О характере звучания разных именно рояльных гармошек Афанасий Иванович говорил образно и метко: «Есть музыкальная гармошка, а есть крикуха. Она кричить, она звонкая, хорошая гармонь, но у нее нет жалости... Есть музыкальные, эластичные. Берешь – она плачет. А эта – рьяная, уличная гармонь, такая, когда из одной деревни до другой слышно: вон, Афанасий Иванович идёт, ревёт! Та гармонь – мелодичная, она далеко не звучит, она звучит здесь, около сердца всегда. А гармонь-крикуха прям к чужим отправляется...» [4]. Афанасий Иванович пользовался большим уважением у ельчан и особенно в среде гармонистов своего района. Виртуознейший музыкант, обладавший природным юмором, знавший такое количество частушек, умевший выдать такие «переливы и коленца» на своей любимой рояльной гармошке, что публику и зрителей просто срывало с мест, и у сцены начинался перепляс, заводящий всех присутствующих. Каждое свое сольное выступление Афанасий Иванович умел мастерски перевести в веселый диалог со зрителями. Как неоднократно отмечали ельчане, на «Елецкой матане» в городском парке г. Ельца Афанасий Иванович «играл так, как ни один гармонист не сыграет». Без перерыва он мог играть 3-4 часа, сам о себе говорил, что некоторые рождаются в рубашке, а он – с гармошкой [5].
Знаменательным событием в жизни Ельца стали съемки в 1986 году телепередачи «Играй, гармонь!» братьев Заволокиных, на которых Афанасий Иванович настолько поразил и покорил авторов программы своей виртуозностью и душевностью, юмором и простотой, что они отозвались о нем, как об одном из лучших гармонистов России [5].
В игре любого выдающегося музыканта невозможно провести грань между эмоциональным зарядом и техникой исполнения. Вот и в игре Афанасия Матюхина было всё едино [4]. Для игры А.И. Матюхина характерен индивидуальный исполнительский стиль. Афанасий Иванович использовал множество приемов, имеющихся в арсенале народных исполнителей на елецкой рояльной: двойные ноты, тремоло (дрожание) мехом, сбивку ритма, высокую степень вариативности и импровизации, наличие в игре мелизматики. Кроме перечисленных средств музыкальной выразительности, был у него еще один уникальный прием, о котором гармонист с гордостью говорил: «Мой, матюхинский, перебор!» [5].
Индивидуальная интерпретация сложившихся в традиции приёмов игры определяет исполнительский стиль гармониста, который воплощается в так называемых «переборах». «Перебор» – вариант разработки наигрыша, отличающийся особой формой ритмического, мелодического, фактурного развития. Качественные характеристики и границы «перебора» различны: от вариантов мелодических оборотов до сложных фактурных построений периодов. Про игру с переборами А. И. Матюхин говорил: «Есть аккорды, и есть перебор: голова придумывает, а пальцы выдают – всё это перебирают. Перебор – он зависит от человека. В зависимости от того, у кого насколько фантазии хватает. Если музыкант – человек-фантазёр, у него и перебор такой, а если нет, то у него – простая игра. Как её музыку перевернуть? Всю музыку надо перебрать и выбрать для себя по таланту и умению» [3, с. 34].
Имея тонкое музыкальное чутье, Афанасий Иванович мог с легкостью подобрать понравившуюся мелодию на гармонике. В связи с этим репертуар, который играл Афанасий Иванович, достаточно богат. Основу репертуара составляют традиционные частушечные формы: «Матаня» с исполнением частушек, короткие страдания, длинные страдания или «Елецкие страдания», страдания «От ней» и «К ней», «Барыня» или «Свадьбошная». Играл Афанасий Иванович много танцевальных наигрышей и песен позднего историко-стилевого пласта, песни советского времени: «Полька», «Вальс», «Золотые горы», «Ивушка», «Калинка», «И кто его знает», «Ой рябина кудрявая», «Коробейники», «Шумел камыш…», «Расцвела под окошком белоснежная вишня…», «Тонкая рябина» и т.д.
Кроме игры на гармонях, Афанасий Иванович сам ремонтировал старые инструменты: «Старые мастера умирают, а родственники несут их гармони мне. Говорят, тебе нужней. Стараюсь их реставрировать, привожу в порядок и играю» [5].
С сентября 2014 года 30-й юбилейный фестиваль «Играй, гармонь елецкая» носит имя Афанасия Матюхина.
Рекомендуемая литература.
1. А гармошка не печалит. Песни, наигрыши, частушки в сопровождении двухрядной хроматической гармоники. Выпуск 1. Сост. Г. Заволокин. М., "Композитор", 1994. https://ale07.ru/music/notes/song/npr/garmoshka.htm дата обращения 15.11.2021 г.
2.Дорохина Л.В. Будем прославлять нашу, елецкую! - https://kznam.ru/?p=3979 дата обращения 10.11.2021 г.
3. Петрова Е.М. Традиции игры на рояльной гармонике (Липецкая и Воронежская области) /Проблемы музыкальной науки №3 2014 г., - стр. 31-37
4. Сайт «Земляки. Дорога домой» Раздел «Русская гармонь. / http://ya-zemlyak.ru/folk_garm.asp?c_page=1&sortir=1&id_rubr=5 дата обращения 02.10.2021 г.
5. Сайт «Русская гармонь». Афанасий Матюхин. / http://russian-garmon.ru/lyubiteli/4482-afanasij-matyuxin дата обращения 22.10.2021г.