НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Творческое наследие гармониста Анатолия Королькова

Носители

Район

Липецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Музыкально-инструментальное искусство

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Инструментальная музыка и исполнительство.

Краткое описание ОНКН

       Корольков Анатолий Иванович родился в 1942 г. на хуторе Поздняково Боринского района Липецкой области. Гармонист «Золотой десятки» всероссийской передачи «Играй, гармонь любимая!» им. Заволокина. Лауреат многих конкурсов и фестивалей гармонистов России и зарубежья. Гармонист-виртуоз «старого поколения».

        По воспоминаниям Анатолия Ивановича: «Дедушка у меня был гармонистом, объезжал много сёл и ходил по свадьбам. Великолепной певуньей была бабушка. Знала много частушек, исполняла елецкую, по тем временам её редко кто пел: «Как на пляже на косе, на реке Сосне...» [3].
Уже с пятого класса Анатолия Королькова стали приглашать играть на крестины, на свадьбы. По свидетельствам информаторов, родившихся в 20-е – 30-е годы прошлого века, это важный показатель профессионального уровня и востребованности, так как главным развлекательным элементом свадебной игры начиная со сватовства был гармонист. На все працедуры – на сватовство, на запой, за пастелью обязательно брали гармониста. Каждый из перечисленных этапов заканчивался пляской под гармонь на улице, дабы обозначить перед общиной, что тот или иной этап завершился и готовится следующий [1].
       Отец Анатолия Ивановича также прекрасный гармонист, участник Великой Отечественной войны, вернулся с фронта в 1943 г. Ампутированы обе ноги. Больше всего его огорчало, что не может как прежде играть на гармони. Отец ставил гармошечку на колени, прижимал её бородой, чтобы никуда не упала. На гулянках, на вечеринках, в то время они часто были, отец немного мог поиграть Страдания, Матаню [3].
     В 1959 г. Анатолий поступил в музыкальную школу в г. Липецке. В 1960 г. – в Липецкое музыкальное училище. А уже через год работал баянистом в знаменитом хоре «Трудовые резервы», руководил им заслуженный деятель искусств Андрей Петрович Мистюков. Несмотря на наличие у гармониста профессионального музыкального образования, его исполнение отличается традиционностью, сохраняет принципы «старой» игры.
      Сам про себя Анатолий Корольков говорит: «Как я сам играю? У меня больше импровизации. Конечно, я не говорю, что это моё: от кого-то слышал, что-то взял, и вот всё вместе собрал, соединил – так и играю… Гармошка для меня – это радость. Гармошка, как женщина, обладает красивым тембром. Вот на одной гармошке играешь – хорошая, великолепная, но какая-то холодная, отстранённая. А возьмешь в руки гармошку от другого мастера – так с ней расставаться не хочется. Ведь у одной гармошки тембр высокий, у другой – грубый. Если нашёл свою гармошку, то прилипаешь к ней, как к женщине с приятным говором, и будешь слушать, слушать, как она говорит. Я рад, что связал всю свою жизнь с этой моей гармошкой и никогда с ней не расстанусь. Всегда, когда выступаю на фестивалях, смотрах, то прежде чем сесть играть, вытираю её, целую уголки. Может, у некоторых моя старенькая гармошечка вызывает улыбку, но мне всегда приятно за неё браться и садиться играть» [3].
        Репертуар гармониста обширный: от традиционных наигрышей до песен советских композиторов, самой любимой из которых является «Крутится, вертится».
Традиционные наигрыши: «Матаня», «Канарейка», «Досада», «Страдания простые», «Елецкие страдания», «Дубравинские страдания», «Цыганочка», «Семеновна», танцевальные наигрыши: «Краковяк», «Падеспань», «Тустеп», «Полечка».
    По мнению этномузыколога Е. М. Петровой, индивидуальная интерпретация сложившихся в традиции приемов игры определяет исполнительский стиль гармониста, который воплощается в так называемых переборах. 
   «Перебор - вариант разработки наигрыша, отличающийся особой формой ритмического, мелодического, фактурного развития. Качественные характеристики и границы перебора различны – от вариантов мелодических оборотов до сложных фактурных построений. В местных традициях встречаются понятия основной перебор, именной перебор, бесконечный перебор. В трактовках народных музыкантов они получают особые определения:
- основной перебор - наиболее часто исполняемый музыкантом, составляющий основу наигрыша одного гармониста;
- именной перебор - отличительный знак игры определенного гармониста;
- бесконечный перебор - игра с непрерывным варьированием мелкими длительностями.
    Определение именной перебор относится как к небольшим фрагментам музыкальной ткани - 5-7 звуков в особой комбинации, так и к развернутым построениям. Именные переборы при общении гармонистов закрепляются в основном за выдающимися музыкантами, при этом сам исполнитель не считает себя автором того или иного перебора. Так, например, «перебором Королькова» (известный исполнитель на елецкой рояльной гармонике из поселка Боринское Липецкого р-на Липецкой области) называется начальное построение, с которого музыкант начинает наигрыш. Перенимая манеру игры мастера, гармонисты имитируют именные переборы, а затем перерабатывают их по-своему» [4].
    Для исполнительского стиля Анатолия Ивановича характерен яркий исполнительский прием: игра с перетрёхом или с подтрёхом. Этот прием заключается в резкой смене движения меха на одном звуке, без отрыва пальцев от клавиш, что приводит к ритмическому дроблению длительностей [4]. Также игра гармониста отличается импровизационностью, виртуозностью, использованием разнообразных «колен» в игре.
     Осознавая важность сохранения и передачи традиций игры на елецкой рояльной гармонике, при детской музыкальной школе в селе Борино Липецкого района Анатолием Ивановичем создан Детский ансамбль рояльных гармоней, практически единственный в области.
Также на канале YouTube размещен цикл обучающих уроков игры на елецкой рояльной гармонике, записанных Владимиром Юрьевым, где педагогом выступает Анатолий Иванович Корольков [5].

Литература:

1.     Бессонова Е.М. Этнографический аспект бытования Елецкой рояльной гармоники на территории Липецкой области. // Этнография Центрального Черноземья России. Вып. 6: сборник научных трудов. - Воронеж: Истоки, 2007. - 226 с.: ил

2.     Об А.И. Королькове https://eletsroyal.jimdofree.com/гармонисты-рояльщики/  Дата обращения 31.03.2023 г.

3.     Сайт «Земляки» об А.И. Королькове http://ya-zemlyak.ru/player_varhiv.asp?id=536  Дата обращения 31.03.2023 г.

4.     Традиции игры на елецкой рояльной гармонике в Липецкой и Воронежской областях https://www.culture.ru/objects/471/tradicii-igry-na-eleckoi-royalnoi-garmonike-v-lipeckoi-i-voronezhskoi-oblastyakh Дата обращения 31.03.2023 г.

5.     Цикл обучающих уроков на елецкой рояльной гармонике https://www.youtube.com/watch?v=q6xwwnAHhvY  Дата обращения 31.03.2023 г.