Календарные праздники, обряды, ритуалы.
Краткое описание ОНКН
Село Сырское Липецкого района возникло в первой четверти XVII века и вместе с селом Романово (Ленино) принадлежало крупному феодалу Ивану Никитичу Романову – дяде царя Михаила Федоровича Романова. Известный краевед Ф. Мелихов связывает происхождение названия села с тем, что поселение первоначально застраивалось в непосредственной близости от реки (на сыром месте) и лишь потом разрослось в нагорную часть. По другой версии название «Сырское» произошло от слова «сырт», заимствованного из тюркских языков. Этот термин означает водоразделительную гряду, междуречье, возвышенность. В пользу этой версии говорят и воспоминания старожилов: «На этом месте, тута была сплашныя дубоваи леса. Бальшак был уже в то время. Дома были толька па беригу. Там стаяла церкавь диривянная, там кладбище. Кагда насиление стала увиличиваться, пашли сюда (вверх)» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106/1).
Прибрежная часть села Сырское представляет собой местность, состоящую из возвышенностей (сыртов), чередующихся со впадинами, в которых располагались жилища первых поселенцев и где сейчас находятся дома сельчан. До 1928 года Сырское входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. По современному административно-территориальному делению село входит в черту г. Липецка (2).
Одним из самых почитаемых и любимых праздников в селах Сырское, Хрущевка и Подгорное всегда был день святой Троицы. «Раньше празнавли неделю, а сейчас Троица всево два дня, с васкрисенья. В субботу хадили за песком, лог был, в нем пяску всякава была, цветнова. Щас ево засыпали. Бывала, размитешь, рисуешь пяском этим. Какие-нибудь цветочки, где клетачкя, где чаво. У каждава двара чиста, красива» (Кулакова А.Л. (1949 г.р.), 6/№ 106/16). В с. Хрущевка «Троица эт наша любимая была. Убирались по всякаски, кто как хател, брали косу, звенить адна, мы пляшим» (Евсина Т.М. (1926 г.р.), 6/ № 125).
За Троицей следовала неделя, называемая «русальской» или «русальским заговеньем». В исследуемых селах было принято провожать или «водить» русалку: «Всю ниделю праважали русалку» (Евсина Т.М. (1926 г.р.), 6/№ 125). «Миня адна саседка дражнила «русалка», я всегда любила русалку, мы любили русалку вадить» (Елфимова А.К. (1938 г.р.), 5). «По мнению этнографов, проводные обряды чаще всего связаны, с одной стороны, с переходом от одного земледельческого сезона к другому, с другой стороны, проводные обряды – это отголоски древних культов умирающего/воскресающего божества, которое появляется у всех народов с осознанием цикличности (повторяемости) мира, и связаны они с солнечным культом» (3, с. 107 – 120). Традиция, связанная с обрядом «похорон/проводов русалки» достаточно широко распространена на территории нашего края (1, с. 95 – 107).
В с. Сырское обряд бытовал в форме шествия по селу или вокруг села «ряженых по-чудному», женщин в традиционных романовских костюмах, с характерным переодеванием мужчин в женскую одежду и наоборот – «в деда». «…Издревле въ разныхъ мѣстахъ весеннее «русальное» торжество ознаменовывалось переряживаніемъ и плясками…» (4, с. 90). «Проводы русалки совершаются как народное шествие выпроваживания невидимого существа до определенного места, чаще всего поля ржи» (1, с. 92). Упоминаний о травяной кукле-русалке, русалке в образе коня или женщины (девушки), ряженной в русалку, на данной территории не встречается.
«Водить русалку» в с. Сырское было принято на 3-й день после Троицы или в воскресение. «На третий день наряжалися «па-чудному», выхадили с гармошкай на улицу, всю неделю гуляли. Кагда гарманиста нет, брали косу, па ней какой палкай, и мы за ней плясали, па этай касе» (Елфимова А.К. (1938 г.р.), 5). «Игра на музыкальныхъ инструментахъ, пѣсни и пляски естественно роднятся и связываются съ обычаемъ переряживанія, народнаго маскарада. Послѣдній обычай ведетъ свое начало изъ древнѣйшихъ временъ» (4, с. 83 – 84). Уроженец с. Сырское Елфимов С.И. вспоминает: «Собирались женщины замужние, гармонист с ними, он им играет, а ани начинают отплясывать» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). В основном, по воспоминаниям старожилов, пели нецензурные частушки, «кто пакруче завернет», «он (гармонист) можа играть им где-то да двух часов ночи. Ходят па селу, у каго каса была, у каго заслонка от печи» (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). «Убирались «па-смешному, кто што на сибя наденит, кто шубу выварачную, абряжались все, как бы теряли чилавеческий образ, ходят, пака им ни надаест» (Елфимова А.П. (1941 г.р.), Кулакова А.Л. (1949 г.р.), 6/№ 106).
В с. Хрущевка, по сведениям информаторов, ходили только в понедельник. «Убирались па-чудному, хто намажится, хадили кругом села, эта вот рубель, калатушкай смыгала. Сначала трапеза, сабирались, патом хадили плясать» (Сарычева М.И. (1941 г.р.), 6/№ 125). Уроженка с. Хрущевка Шульгина Т.А. (1942 г.р.) вспоминала: «Косы звенели, девки хадили. У школы сабирались всегда, меня плясать ни дапускали, там девки пастарше, все плясали, а мы сзади немношка» (6/№ 125).
В с. Сырское шествие доходило до реки, в с. Хрущевка обходили село. Гуляния проводились до начала войны: Война все убрала (Елфимов С.И. (1935 г.р.), 6/№ 106). После войны в с. Сырском «русальские гуляния» возобновились и проводились вплоть до начала 70-х годов. В с. Хрущевка перестали «водить русалку» к середине 50-х годов, косы пабрасали (Шульгина Т.А. (1942 г.р.), 6/№ 125). «Тут уже гармошки паявились, балалайки, стали пабагаче жить, и все эта старое ана так ухадила, не интересна стала» (Пырков А.А. (1937 г.р.), 6/№ 125).
С 2016 года в с. Сырское усилиями директора поселенческого центра культуры Н.М. Поленникова обрядовое шествие стали возрождать. Здесь проводится праздник «Проводы русалки», в котором принимают участие народные исполнители и жители сел Сырское, Подгорное, Хрущевка, Троицкое, а также фольклорные коллектива из г. Липецка и Липецкой области, из г. Москвы.