Календарные праздники, обряды, ритуалы.
Краткое описание ОНКНСело Волчье Добровского района возникло в XVIII в., в документах 1782 г. упоминается село с сельцом Делеховским. Название получило – по водившимся в данной местности волкам. Но, возможно, и от диалектного слова «волчик» - овраг полукруглый в истоке, расширяющийся к устью.
Одним из почитаемых календарных праздников в селе является день Пресвятой Троицы. Этот день наиболее насыщен различными ритуалами, самым ярким из которых является традиция украшать дворы песочными узорами. В селе Волчье бытует легенда. Когда Господь ходил по земле, то богатые люди расстилали для него самые красивые ковры, а у бедных их не было и они разукрашивали дорожки к дому цветным песком. Господь увидел это и пошёл по песочной дорожке. Местные жители чтят и очень трепетно относятся к этой традиции до сегодняшнего дня. Особый восторг вызывают песочные ковры у детей, который зачастую тоже принимают участие в процессе. Эта традиция в селе устойчива, если у старшего поколения нет возможности сходить за песком, за дело берется молодежь.
Впервые традиция обнаружены в 2007 году в процессе фольклорной экспедиции В.А. Живанович. В 2012 г. внесен в федеральный Реестр ОНКН. С 2013 года в селе проводиться этнографический праздник "Волченские узоры" в поддержку объекта НКН Федерального значения "Обычай создания узоров из песка на Троицу в с. Волчье Добровского района". В 2014 г. был создан документально-образовательный фильм "Песочные узоры с. Волчье Добровского района".
Подготовка к этому событию начинается за день до праздника Троицы, двор для посыпания разметают накануне вечером. Раньше, по словам носителей, за песком ходили за две недели до Троицы. Сейчас, когда почти в каждом доме есть транспортное средство, это задача намного упрощена. Начиная со второй половины дня субботы перед Троицей, жители села ходят за песком в специальные овраги, где находятся залежи природного разноцветного песка. Одним из таких оврагов был некогда Дьяконов лог, там набирали до четырех цветов песка: белый, желтый, красный и сиреневый, который в селе называли пуксиновый (фуксиновый). Есть в селе лог кладовая, в котором можно добыть песок сочного кирпичного цвета. Еще есть местечко барак, где также набирают песок разных цветов. Потребность в разнообразной цветовой гамме и комбинировании цветов выражена внутренним эстетическим чутьем, «чтобы была красиво».
Основными узорами являются полоски, волны, дорожки, лесенка, круг. Дорожку делали, как ткали, полоски чередовали по цветам. Линия белого цвета была разделяющей другие цвета. Жители постарше отмечают, что обязательно нужно три цвета "Троица, три цвета". Перед началом процесса могли произносить молитву, как и в любом другом случаи, как просьба Господа благословить перед началом дела.
В процессе посыпания старались делать тропку от одного дома до другого, особенно если в другом доме жили пожилые люди, у которых уже не было возможности посыпать двор. Также рисовали круги с полосками, которые называли солнышко, "давайтя сделаем солнышка, чтобы всем светила на праздник". Когда жители запасаются двор песком, важно сохранять его природную влажность, чтобы орнамент, нанесённый на землю и дорогу, лежал дольше, так же мокрым песком проще делать фигуры, сухой ложится не ровно.
После праздника песок со двора не убирают, по словам жителей, его "разметает" ветер или должен смыть дождик, в селе это считается хорошей приметой, "дождь смывает все неприятности, беды и все будет хорошо". Есть так же обычай подбрасывать песок вверх, обычно белого цвета, песок падает на землю крапинками или капельками. Таким образом "вызывают дождь".
В настоящие дни круг узоров значительно расширился, но начинают все равно с традиционных узоров, полоски, тропки, лесенка, круги. Затем рисуют все, насколько позволяет фантазия, ну ведь скучно одно и тоже рисовать. Некоторые жители с помощью различных средств заранее расчерчивают круги, создают форму для будущих картинок, чтобы песок ложился ровно. Это современное явление. Так же устойчива традиция посыпать песком могилки на кладбище утром в воскресение.
Литература:
1. http://loginov-lip.livejournal.com/1005197.html
2. http://nazaccent.ru/content/24071-obychaj-risovat-uzory-iz-peska-vspomnyat.html (дата обращения 11.12.2108 г.)
3. http://yarodom.livejournal.com/1539584.html
4. Живанович В.А. В каждой деревне своя обрядня// в журнале «Итоги недели», Липецк, 2011, №25. С.49-50.
5. Живанович В.А. Троицкие песчаные узоры// в журнале «Народное творчество», М., 2008, №3. С.52-53.
6. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре, 1901 – 1913. – М., 1994.
7. Иващенко К.Л. Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область. – Липецк: Липецкое областное краеведческое общество, 2018 г. – 260 с., цветная вклейка 32 с.
8. Некрылова А.Ф. (сост.) Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М.: Правда, 1989. – 496 с.: ил.
9. Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. – СПб.: Композитор. Санкт-Петербург, 2006.
10. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963.
11. Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М., 1979.
12. http://lipetskmedia.ru/news/view/116835-Svyataya_Troitsa_.html