НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Свадебные традиции сел бывшего Романова Городища.

Район

Липецкий район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Празднично-обрядовая культура

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Календарные праздники, обряды, ритуалы.

Краткое описание ОНКН

   

         Этнография свадебного обряда куста сел бывшего Романова Городища сохранилась значительно лучше в памяти информаторов, чем музыкальное наполнение ритуала. В Романово Городище входили слободы: Романовская, Елецкая, Хрущевская, Падовская, Троицкая, Желдатская; села и деревни: Студенки, Липское, Дикое, Коровино, Сырское, Подгорное, Двуречки. Сейчас это поселения: Ленино (Романово), Пады, Троицкое, Сырское, Хрущевка, Подгорное, д. Коровино (черта г. Липецка). Датой возникновения укреплений на Романовом Городище принято считать 1614 год [2, 3]. Для фиксации сведений и изучения обряда было организовано шесть фольклорно-этнографических экспедиций совместно с МБУК «Сырский поселенческий Центр культуры и досуга». Нами обследованы села Сырское, Хрущевка, Пады (частично), Троицкое, д. Коровино [4].

      Свадебный обряд куста сел Романова Городища является разновидностью южнорусского свадебного ритуала. Для удобства описания вводим термин «романовская свадьба». Элементы традиционной свадебной игры сохранялись до нач. 90-х годов ХХ века, отдельные этапы свадебного ритуала уже постепенно трансформировались, обрели современные формы, а более архаичные ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа, особенно его музыкального наполнения.   Все опрошенные носители – 1930 – 1940 годов рождения, соответственно зафиксированы данные об обряде 50 – 60-х годов ХХ века. Конечно, свадьба в это время значительно отличалась от обряда начала прошлого столетия. Близость городской черты, а также широкое распространение гармоники (рояльной в особенности) способствовали вытеснению магической составляющей и обрядовых песен. При общей сохранившейся упрощенности обряда «романовская свадьба» имеет свои уникальные черты.
Основные черты «романовской» свадьбы:
– небольшой срок от сватовства до свадьбы (1 – 2 месяца), игралась в основном осенью;
– объединение нескольких этапов свадьбы в один день («запой», «пропой» – на сватовстве, «сговор», «своды» - на помолках);
– особый статус просватанной девушки (ходит с распущенными волосами, не участвует в гуляниях молодежи, не должна плясать до свадьбы: «пока венец не получишь»);
– посещение невестой-сиротой кладбища (в старину; просила благословения у родителей, голосила);
– обязательное присутствие свадебных чинов: игришницы (только незамужние подруги невесты), «дружок» (со стороны жениха), «старики» (родителя, крестные отцы, деды), «сваты» (обращение к родне молодых по отношению друг к другу после сватовства);
– отсутствие этапа девишника как такового, его функции размыты, условно присутствуют лишь в период подготовки к свадьбе – когда выкупают постель;
– выкуп постели и узла жениху, обмен узлами;
– обязательное венчание;
– обход села на 3-й день всей свадьбой – рядились по-старинному, по-деревенски;
– наличие типичной для южнорусской свадьбы атрибутики и семантики (молодых благословляли на шубе – к богатству, несли наряженную курицу).

Отличительные черты свадебного обряда в контексте южнорусской свадьбы:
– наличие диалектных названий этапов свадьбы (памоؘлки (памоؘловки), за рубахими, абет (свадебный пир), кататься по селу, собирают на сережки), а также поверий первава купца ни атпускай, значит, эта ат Бога (сватовство);
– на сватовство ходили с чаؘплей (ухват для сковороды), или с небольшим снопом сена, чтобы привлечь ярочку, или с наряженной курицей;
– многократное благословение молодых по отдельности и вместе (с иконой, хлебом-солью, обязательно на шубе);
– первый день свадьбы гуляли у невесты, второй – у жениха, на третий день опохмелялись в обоих домах и катались по селу;
– ночевать молодые оставались у невесты. Жених уходил к себе в том случае, если обряд венчания еще не состоялся. На второй день жених и его родня приходили отыскивать невесту, выкупали ее и вели в дом жениха;
– смена «наряда» невестой во время свадьбы (несколько раз).
Отдельно следует отметить равнозначность всех дней свадьбы по насыщенности обрядовых действий. К сожалению, в проведенных экспедициях не зафиксировано ни одной свадебной песни. Все сведения о бытовавших на этой территории свадебных песнях мы можем узнать из сохранившихся работ (тексты песен) по краеведению школы с. Сырское. Сохранились также фрагментарные данные ранних экспедиций ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского [5]. 

Описание основных этапов свадьбы:
1.     Сватовство.
Свататься в старину приходили с палкой старые бабки (свекровь или бабушка):

Ой, не то мы сюда попали, ни то нет. У вас тут ярачка есть прадажная? – Да, не ашиблись номерам

Старались свататься тайком или предварительно договорившись – иногда «покупатели» получали отказ. В большинстве случаев молодые либо знали друг друга, либо встречались (дружили). В редких случаях сватов как бы перехватывали.
Если у невесты не было отца, мать могла советоваться с братьями, или со свекром, на что тот мог ответить: первава купца ни атпускай, значит, эта ат Бога, или со своими родителями атдавай, чаво держать.
Со временем свататься стали ходили уже родители, крестные, бабушка и жених. Разговор вели иносказательно, искали «овечку для барашка»: гаварять тут у вас овечка прадается, искали «ярочку». В с. Троицкое свататься ходили с курицей, «искали петушка», а также и с. Троицкое, и в д. Коровино могли принести сноп сена (небольшой), привлечь ярочку. После разговора сваты проходили в дом. На сватовстве у молодых спрашивали согласия: «Берешь»? «Беру». «Идешь»? «Иду». Затем устраивали «запой», давайте запьем, пропивали невесту, выпивку приносили родня жениха. Через неделю назначали памолки (памоловки). 

2.     Памоؘлки (памоؘловки).
Гуляли в основном в выходной день, примерно через неделю от сватовства. Приходят самые близкие родственники. Здесь молодых родители невесты впервые вместе благословляют на шубе, иконой и хлебом-солью. Сначала молодые крестятся три раза и целуют икону, которые держат правой рукой родители, а затем руку родителей. Им говорят: «вот вам мир и благословение». Затем родители также правой рукой берут хлеб с солью, «вот вам хлеб-соль и Божья любовь», молодые должны поклониться. Здесь также следуют благопожелания на брак: «живите в мире и согласии». После этого невеста уже не могла ходить на гуляния и плясать, «пока венец не получишь». На памолки готовились, накрывали угощение. «Старики» - родители, деды, отцы-крестные – сидели в вышках, обсуждали хозяйственные вопросы: сроки свадьбы, сколько народу будет гулять. Также обговаривают, когда придут от невесты к жениху обмерять дом. 

3.     Период подготовки к свадьбе.
Памолки отгуляют, потом примерно в течении месяц до свадьбы подруги невесты вечерами собирались у нее дома. Могли приходить ребята, в с. Хрущевка это называли пагляделки, собирались вечеринки. Подруги помогали невесте собирать приданное: шили, вышивали полотенца, готовили посад. В посад входили: занавески, божнички, подушки, матрас, наматрасники, навалки, подзорники, ширму. Если ситцевая ширма – невеста - значит бедная, а если сатиновая, это считалась богатая невеста. Посад готовить нужно было обязательно.

4.     «За рубахами». 

Во всех селах это день четверг, в д. Коровино – пятница. Этот этап соответствует выкупу постели, узла жениху (3-6 рубахи, майки, трусы, носки, кисет, перчатки). Узел зашивали, собирала его мать невесты. В с. Сырское мама невесты, когда собирали сундук, голосила: все я табе паложила, ни палажила я табе щастья. Постель продавали подруги невесты, игриؘшницы. В процессе экспедиции нами не зафиксировано описание девишника, как и само слово, тем не менее его функции распределены по всему довенечному периоду. Носители вспоминали, раньше да нас, подруги собирались прощаться с невестой отдельно. Встречаются фрагментарные сведения, например, подруги могли плакать, когда приходили продавать постель, так как прощались с невестой. 

В постель входило: матрац, перина, 2 одеяла (стеганные), от 2 до 4 подушек, утеؘрки (полотенца) вышитые, скатерти, завеؘски в два ряда (считалась богатая невеста, если справила двухрядку). От жениха приходили выкупать постель, узел жениху. В редких случаях, подруги подсовывали узел с грязными вещами. Родня жениха готовили и невесте узел (зеркало, пудра, расческа, духи), от невесты также забирают сундук (везут сундук), куда складывают постель. Жених должен приготовить невесте кровать. Выкупали с шутками, торговались, на угол узла клали деньги. Затем подруги везут всю постель в дом жениха, все приданное развешивали в доме, соседи приходили смотреть. В обоих домах готовили угощение. 

5.     Первый день свадьбы.
Как правило это была пятница, «венец». Иногда молодые венчались заранее или наоборот позже. Первый день гуляют у невесты, называли абет (обед). Сведений о четкой последовательности утренних ритуалов зафиксировано не было, так как свадебный пир начинался после полудня, ближе к вечеру. Невесту благословляют дома родители, также и жениха. Невеста предположительно прощалась с отцом, матерью, приговаривала: Спасибо, вам отец с матерью (кормилец батюшка, родимая матушка) за то, что вы меня кормили и поили, спасибо за то, что меня воспитали.
Затем невесту убирают к венцу. Первый день в старину невеста надевала романущий (обязательно) атласный костюм (выхадили в атласи), бусы, башлык, наголовник, позже новое платье, одеваться невесте помогают подруги. Есть сведения, что под атлас надевали венчальную рубаху домотканую с вышитыми рукавами. Возможно в старину в этот момент, если невеста сирота, могли петь:

У сырого дуба много есть ветей-поветей.
Только нет одной веточки, да самой маковочки.
Нет у Марии (имя невесты) родной (ого батюшки) матушки.
Ты ступай Мария, во собор – церковь,
Приударь в большой колокол,
расступись мать-сыра земля,
расколись гробовая доска,
встань ты, родная (-ый батюшка) матушка, благослови Марию к венцу.

Затем невеста ждет приезда жениха. Жених по приезду выкупает невесту, которая сидит за столом. Здесь нужно отметить, что данные по выкупу невесты разнятся. В с. Сырском ее выкупают перед венцом, а в с. Хрущевка, с. Троицкое, д. Коровино на второй день свадьбы, когда ее ведут в дом жениха.
         В церковь ездили отдельно, на лошадях с убратой дугой, с невестой ехала крестная мать. После венца крестная мать заплетает невесте косы, меняет прическу на бабью. После венца молодые возвращаются каждый в свой дом, если вечером свадьба, или едут в дом к невесте, где их встречают, обсыпают пшеницей. В доме молодых заводят за стол, в вышках сидели родня жениха, молодые - напротив. У невесты гостей обслуживают родители невесты, а в доме жениха - наоборот. В середине свадьбы молодая надевала сатиновый костюм (снимала атласный).
       Был определенный порядок подачи блюд на стол. Сперва подавали картошку, соленую капусту, квас с холодцом, затем щи, мясо (свинина или баранина), лапшу, к лапше подавали курей (гуся или утку). Блюда подавали по очереди в общие тарелки, обносили выпивкой каждого гостя, были разносчики. Интересно, всеми информаторами было отмечено, что за лапшой не подносили вина: лапша умница, за ней не пьють. Ана в середине была, за ней ни пили. Везде па беригу у нас так была мода. Самогон и вино наливали в графины, махотки и в чайник (для удобно разлива). К концу пира подавали кашу-выгоняловку, в основном сухую или (редко) готовили сливуху. Позже стали подавать блинцы (выгонять из-за стола). За стол садились один раз, потом выходили плясать, а за столом оставались только самые близкие родственники, старики.
После этого, если молодые венчались, то оба остаются ночевать у невесты. Если еще не венчались, то жених шел к себе домой.
6.     Второй день свадьбы.
Второй день свадьбы насыщен действиями не меньше первого дня. В этот день четко прослеживаются переход невесты в род жених. Если жених ночевал дома (даже если у невесты, он ходил домой), то он приходит с родственниками за невестой, обязательно с гармошкой. Невесту выкупают. Нявесту прадавали, сидять рибятишки маленькие, ну им давают гастинцы. «О, эт мала, эт мала». И деньжонак им давали, всякаски, нада чем-та. После выкупа молодых опять заводят за стол. Тут же позывают сватов (родителей невесты) на свадьбу. В дом жениха идут родственники, с гармошкой, песнями, затем невесту (в венчальной одежде) ведет крестная мать с иконой. Невеста могла плакать, «кричать в слезы». Родители невесты приходят позже. Мать, иногда сваха, несет наряженную курицу (бусы, вязали бантики), чтобы маладые багата жили. Еще родители невесты, чаще именно мать несла молодым столовые приборы (пару ложки, вилки, тарелки), чтобы все сваё, обязательно несли блинцы.  
      В доме жениха крестная заводит за стол молодых. Молодых заставляли целоваться, кричали: «горько, ну-ка, подсладите». На второй день молодые уже могли плясать, на первый день не разрешалось.
Блюда на второй день такие же. После картошки с квасом, молодые выходят из-за стола, становятся отдельно, все родственники их поздравляют, называли собирают на сережки. Здесь же молодая одаривала родню жениха. После этого невеста опять переодевается в сатиновую парочку, а жених другую рубаху. Затем продолжалась свадьба, как и на первый день. Ночевали молодые в доме «за ширмой».
7.     Третий день свадьбы (похмелка).
Следует отметить несколько вариантов проведения этого дня.
1. С утра в воскресение к жениху идет невестина родня (самые главные) с гармонистом, позывать на похмелку.
2. Функция поиска невесты своей родней практически утеряна, о приходе ряженой (по-чудному) родни невесты: «патеряли ярочку, не у вас ли», зафиксировано только в с. Сырское. В целом ряженые на свадьбе выступают символом шуток и веселья. 
3.  Родня невесты приходит «бить горшки» перед постелью молодых. Затем все вместе с гармошкой идут в дом невесты.
В селе этот переход в дом невесты на похмелку и обратно в дом жениха называли кататься по селу. В принципе, это смотрины молодых, так как вся компания обходит практически все село. Родня молодых надевали (обязательно) романовские костюмы, по-старинному, по-деревенски, называли также ряженые, характерно переодевание в одежду противоположного пола. От невесты опохмеляться идут к жениху.
На похмелку подавали оставшуюся еду, квас с соленой рыбой. В некоторых случая гуляли еще и в понедельник.
8.     «Абнедельки».
Завершающий этап обряда. Через неделю после свадьбы молодые шли в дом к невесте в гости. Также в течение первого года молодых могли приглашать родственники в гости. В статусе «молодая, молодые» были до рождения первого ребенка.

Музыкальное оформление свадьбы.
Свадебных обрядовых песен (и текстов) во время исследования зафиксировано не было. Как вспоминают носители, играли тяговые песни, плясали Матаню, Бешенную. В старину, по сведениям носителей, на свадьбе подруги обыгрывали молодых, за стол их не сажали. Также были песни для каждого гостя на свадьбе.


 
Литература:
1. Донские вотчины бояр Романовых (5). III. Вотчины бояр Романовых /http://otambove.ru/antiqua/?p=11254 режим доступа 28.01.2020
2. Юров С. Город-крепость Романов / «Российская государственность в лицах и судьбах ее созидателей: IX–XXI вв.», Липецк, 2013 г. с.53-61 - https://www.proza.ru/2019/08/24/489 режим доступа 28.01.2020
3. Черменский П. Донские вотчины бояр Романовых // Известия / Тамбовская ученая архивная комиссия. Вып. 57. Тамбов, 1917. С. 87. https://statehistory.ru/books/YA--E--Vodarskiy_Issledovaniya-po-istorii-russkogo-goroda--Fakty--obob... режим доступа 28.01.2020
4. Фонд ФЭ отдел ТНК ОЦКНТ CD №111, №119-119а, №120-120а
5. Фонд ФЭ отдел ТНК ОЦКНТ CD №60.
 

Фрагмент карты сел бывшего Романова городища.
Карта Романово городище. http://sh33.oskoluno.ru/blagodejanie/site/2/2_1_9.htm
Обычай "кататься по селу" на 3-ий день свадьбы с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В.В. Бородиной (1936 г.р.).
Невесту ведут в дом жениха. с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В.В. Бородиной (1936 г.р.).
"Ряженые". с. Троицкое Липецкий район. Из личного архива В.В. Бородиной (1936 г.р.).
Свадебный наряд. Из личного архива Щепелёвой Р.А. (1934 г.р.).
"Ряженые". д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З.И. (1950 г.р.)
"Ряженые". д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З.И. (1950 г.р.)
"Ряженые". д. Коровино (черта г. Липецка). Из личного архива Пажитных З.И. (1950 г.р.).
Старожилы с. Хрущевка Липецкий район. Фотоархив отд. ТНК ОЦКНТ, 2020 г.
Аудиозаписи
Нематериальное культурное наследие Липецк · "Вот с горки на горке дубок", "Золотой веночек" свадебные, "обыгрышные".
Видеозаписи