Празднично-обрядовая культура.
Краткое описание ОНКН
Из всех обрядов традиционной культуры в меньшей степени исследован обычай проводов в армию, который принципиально отличается от других обрядов жизненного цикла – родильно-крестильных, свадебных, похоронно-поминальных.
Ритуал проводов в армию ведет свое начало от введения института рекрутства в первой половине XVIII века в ходе Петровских реформ. Военные реформы Петра I включали в себя комплекс мер, проведенных в период 1698 – 1725 годов, для увеличения численности и эффективности армии, ее перевооружения и создания военной школы, а также введение принципа регулярной армии, и как следствие, обязательного рекрутского набора для податных сословий. Происходившие на протяжении XIX и XX вв. изменения в сроках службы и порядке набора так или иначе влияли на обрядность. Традиция проводов сохранилась в городской черте до сих пор, хотя и в существенно измененном виде [3].
На территории Липецкой области обычай проводов в армию встречается фрагментарно. Суть его заключалась в ежедневном обходе дворов ребятами-призывниками, годными к службе, за несколько дней до призыва – осенью и весной. Это действо в селах Липецкой области называли: годничать, годные пашли, годные идут. Впервые общее описание обычая встречается в работе К.Л. Иващенко «Календарные обряды Верхнего Дона. Липецкая область» [2, 238 – 242]. Интересной, на наш взгляд, является традиция обхода дворов годными, зафиксированная в с. Вислая Поляна Тербунского района Липецкой области. Подробное исследование на эту тему было проведено ученицей МОУ СОШ с. Вислая Поляна Диной Лесных под руководством Н.В. Глотовой [1, 176 – 183]. Краеведческая работа «Как родная меня мать провожала» послужила отправной точкой в описании данного обычая как объекта НКН. Ценность ее в том, что авторам удалось проследить и описать традицию проводов в армию как по ранним, так и современным воспоминаниям. Такая попытка описания локального обычая во временном контексте в нашем регионе предпринята впервые.
Самые ранние воспоминания о службе в армии в с. Вислая Поляна относятся к середине XIX. Старожилы вспоминали рассказы своих предков еще о рекрутской службе (сроком 25 лет), о системе отбора на службу путем жеребьевки, а также о том, что в армию вместо себя можно было отправить «наемника», т.е. человека, желающего заменить призывника.
Наиболее полные сведения о традиции проводов зафиксированы в конце XIX – начале XX вв. Выяснилось, что парень уходил из дома на достаточно длительный срок (от 5 до 7 лет, в зависимости от рода войск). Поэтому вполне понятны были тревога и печаль родителей. В оставшиеся до отъезда дни молодой человек освобождался от всякой работы и начинал «гулять», кататься на лошадях, ходить в любое время суток с гармошкой по деревне, распевая песни. В эти дни парню прощалось употребление спиртного, что не вызывало одобрения в другое время. В селе на этот случай даже бытовала поговорка «гулять-то не гуляет, свое горе заливает» [1, 177]. Перед отъездом парень навещал родственников, чтобы проститься с ними. А накануне его отправки на сборный пункт вся семья шла в церковь. В день отъезда родные собирались в доме новобранца, где их угощали пирогами, квасом. В конце застолья обязательно читалась молитва. Затем парень получал родительское благословение. Молодой человек кланялся в ноги родителям и всем родственникам по очереди, просил у них прощения, после чего родители благословляли его иконой. Выход парня из дома на улицу сопровождался громкими причитаниями женщин. В свою очередь новобранец, выходя из дома, должен был все время оглядываться или идти спиной к выходу, чтобы благополучно вернуться домой. Матери и жены старались дать молодому человеку различные обереги: бумажку с молитвой, крестик или иконку, чаще с изображением Божьей Матери [1, 178]. Последнее прощание с новобранцем происходило за околицей, где он садился на подводу.
Традиция проводов в армию в 30-е – 50-е гг. XX в.
Традиция была записана от большего количества жителей села, которые сами в то время призывались на службу или были очевидцами событий. Смена идеологии, сокращение срока службы (от 3 до 5 лет) изменила отношение сельчан к воинской обязанности. Она воспринималась ими как обряд, который должны были пройти юноши, чтобы стать настоящими мужчинами. Именно в этот период призывников называли годными, то есть годными к воинской службе по состоянию здоровья. В с. Вислая Поляна парней так называли в период от получения повестки до отправки на службу.
Повестка приходила заранее, и парни получали несколько дней на сборы, которые становились для них разгульными. Призывалось по несколько человек с села, а иногда и с отдельных улиц. Призывники с товарищами собирались небольшими группами и с гуляньями обходили все село. Фуражка призывника обязательно украшалась украденными или отобранными у девушек лентами и бусами. Ленты пришивались спереди, с боков фуражки, а их концы развевались сзади и могли достигать до полуметра в длину. У некоторых «годных» ленты висели до пят. Впереди на пиджак пришивались банты из лент.
«Годных» окружала толпа товарищей, самый младший из которых нес ведро. Эта процессия с вечера начинала обход села. Шествие сопровождалось игрой на гармошках, балалайках. Парни пели страдания или частушки, как говорили в селе: годные идут. Каждый хозяин старался угостить гуляющих. Чаще давали кусок хлеба, яйцо, самогон, редко – сало или курицу. Все это складывалось в ведро. Для хозяев считалось оскорблением, если «годные» пройдут мимо. Обойдя село, парни отправлялись домой к призывнику или устраивались где-нибудь на поляне, и продолжали веселье, иногда до утра. Им многое прощалось в эти дни. Так, однажды, по воспоминаниям, «годные» убили курицу бутылкой, и хозяева снисходительно подарили ее гуляющим. Девушки участия в гулянках не принимали, это считалось для них позором.
В последний вечер перед отправкой семья призывника собирала стол, за который приглашались только самые близкие родственники, которые давали парню наставления. В указанный период времени влияние религии на жизнь сельчан не была уже столь значительной, и существующий ранее обычай благословения призывника сохранялся лишь в отдельных семьях и проводился тайно. Да и сам обряд изменился: призывник становился перед родителями на колени, родители троекратно крестили иконой сыновей, говоря: «Не я благословляю – Господь благословляет» [1, 179].
В день отправки возле домов «годных» собирались все близкие и дальние родственники, друзья, соседи. Призывников провожали до околицы села. Парни и девушки шли отдельными группами. Здесь, на околице, некоторое время продолжалось массовое гулянье, пожилые родственники и соседи прощались с призывниками, а молодежь шла провожать «годных» до сборного пункта, который находился в селе Вторые Тербуны. Чаще ходили пешком, но иногда ездили на подводах. В дорогу надевали самую старую одежду. Продукты укладывали в холщовый мешок, завязанный веревкой через плечо.
Большим позором для парня было, если его не брали в армию. Ни одна девушка не шла гулять с таким парнем. На этот случай в селе бытовала частушка:
…Мы не будем тех любить,
Которые бракованны…
Данная последовательность проводов прерывалась только во время Великой Отечественной войны, затем просуществовала до конца 50-х годов XX века [1, 180].
Традиция проводов в армию в 60-е – 80-е гг. XX в.
Приблизительно с начала 60-х годов ХХ века традиция проводов в армию в с. Вислая Поляна изменилась. Предположительно к этому времени повысилось благосостояние населения, что позволило изыскивать дополнительные средства и приглашать друзей и подруг в дом призывника. Существующее ранее консервативное отношение к совместным гуляньям парней и девушек тоже ослабело, а впоследствии исчезло совсем. С этого времени проводы стали проходить по следующему сценарию: в доме призывника собиралась молодежь, где с обеда и до позднего вечера шло гулянье. Парни и девушки сидели за общим столом. Приглашенные на проводы гости дарили призывнику небольшую сумму денег. Деньги собирал кто-либо из родственников, проходя между рядами столов с чашкой, а позднее – с подносом в руках, как говорили: «на дорожку солдату». На гулянье обязательно присутствовал гармонист.
В 70-е годы в селе появились музыкальные проигрыватели – на проводах в армию под них танцевала молодежь. Тем не менее без гармони и тут не обходилось.
В 80-е годы в качестве музыкального сопровождения стали использоваться магнитофоны. На гуляньях наряду с застольными обязательно пели песни, связанные с армией: «Как родная меня мать, провожала», «Через две зимы», «Не плачь, девчонка», «Катюша». Даже если в семье не было большого достатка, родители все равно старались «собрать» проводы. Стол отличался разнообразием продуктов: к традиционным блюдам добавились всевозможные салаты, рыба, селедка, блюда из мяса, колбаса. Помимо традиционного самогона подавали водку и вино. По-прежнему бытовало общественное мнение: «Кто не служил, тот не мужчина!».
На следующий после проводов день хозяйство выделяло машину или автобус, которые доставляли призывника, его семью и друзей к месту сбора – в райвоенкомат села Тербуны. Все прибывшие собирались на площади перед военкоматом. Здесь также играли на гармошке, плясали. Как и в предыдущие годы, призывники надевали в дорогу одежду «постарее» и похуже. Обычай благословения призывника перед отправкой практически не соблюдался. Основная масса парней-призывников скептически к нему относилась. Лишь некоторые молодые люди, уступив давлению родителей, терпели проведение данного обряда. В некоторых семьях соблюдался существующий обычай выходить из дому спиной к выходу, чтобы вернуться. [1, 181-182].
Современные проводы в армию: с 90-х гг. XX в.
В настоящее время проводы в армию стали большой редкостью. Приглашаются в основном только близкие родственники и друзья. Обязательным атрибутом гулянья, конечно же, является гармонь, но пользуется она популярностью только у пожилых гостей. Стол в день проводов бывает достаточно изобильным, к традиционным продуктам добавляются кондитерские изделия и фрукты. Стали возрождаться традиция участия в церковном богослужении семьи призывника накануне отправки к пункту сбора, а также обряд благословения призывников родителями, бабушками и дедушками [1, 182].