Техника и технология изготовления.
Тип действия Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами
Краткое описание ОНКНПо утверждению историков, гончарный промысел в с. Доброе (бывшем городе) существовал уже в XVII – XVIII вв. В начале XX в. в Добром несколько семей занимались гончарным промыслом: Днеприковы, Долгих, Подлесных, Пустоваловы, Тюрины, Линевы. Гончары работали на дому, некоторые затем вошли в организованную в 1938 году артель «Ударник». Традиционно в Добром ведущим и основным был гончарный промысел, секреты которого традиционно передавались по мужской линии. Промысел кормил гончаров и их семьи. Глину добровские гончары добывали в Екатериновском овраге, привозя ее в свои мастерские на телегах, запряженных лошадью, а то и коровою. Глина эта имела серый цвет, после обжига черепок приобретал бело-розовый оттенок.
Качества местной глины, помноженные на высокое мастерство гончаров, позволяли тянуть посуду с тонким, прочным черепком, плавным «певучим» силуэтом. Посуда добровских гончаров славилась своей легкостью, красотой и гармоничностью форм, долговечностью и удобством использования. Прочная посуда была с тонким, звонким черепком от кремового до персикового цвета. «Возами возили» гончары свои крынки в соседнее с. Замартынье на молочную ферму. Изделия добровских гончаров пользовались большим спросом в близлежащих селах и городах.
Кроме посуды, мастера так же изготовляли игрушку. Своим существованием добровская народная игрушка в большой степени обязана народному мастеру Ивану Константиновичу Пустовалову (1926-2001). Сам мастер, как и его брат, Василий Константинович Пустовалов (1933-2013), – потомственные гончары. Поскольку братья Пустоваловы работали на производстве, в керамическом цехе с. Доброе, цвет и особенности декора игрушек определялись диапазоном производственных керамических красителей – коричневый, желтый, зеленый, синий ангоб с последующим закреплением слоем прозрачной глазури, желто-зеленая и коричневая глазурь.
Добровскую игрушку условно можно разделить на две группы. Одна, наиболее многочисленная, связана с влиянием романовской глиняной игрушки (6, с.127.) – это пустотелые и цельные фигурки-свистульки птиц и животных, вытянутые по горизонтали и окрашенные подобно романовским – одним цветом голова и три разноцветных полосы поперек спины. В эту же группу можно отнести всадника.
К другой группе относятся игрушки гончарного типа. Появление подобных игрушек естественно в промысле, где преобладает гончарное дело. Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой (5), о достаточно архаичных истоках этого сюжета. Кроме игрушек, добровские гончары лепили также игрушку (как и «игрушечную» посуду выделывали) для своих малых деток и внуков.
Основные образы игрушек из глины.
Форма добровской глиняной игрушки, особенности пластической трактовки образов напрямую связаны с особенностями глины как исходного материала, традиционных способов его обработки, приемов лепки, выверенных поколениями гончаров. «Форма вытягивается, наращивается, вдавливается и набухает, образуя выпуклости, приобретает четкий, выразительный силуэт. В произведениях У. Бабкиной, Т. Зоткина, А. Карповой, И. Пустовалова и других наблюдения за действительностью преломляются через фольклорные представления. Чередование выпуклых и вогнутых поверхностей несет тепло прикосновений рук талантливых мастеров, форма организует пространство, образ монументализируется» (3, с. 26). Игрушки различны не только по «краске», но и по форме, особенно юбки-стакана (рюмки): юбки нерасписных барышень пропорционально более вытянуты, имеют иной характер силуэта в области «талии-бедер».
Мастера лепили фигурки-свистульки птиц и животных, оленей, кавалера-орденоносца, всадников, подбоченившихся барынь. И.К. Пустовалов выделывал также копилки. Баба-копилка выполняется на гончарном круге на основе формы кувшина для вина (масла). Копилки были, соответственно, несколько большего размера, чем игрушки. Сзади-сбоку они имели щель для монеток. «Юбки» копилок Иван Константинович впоследствии украшал налепами в форме кружочков (цветов) и жгутиков (листьев, веток). Добровская баба-копилка представляется вполне органичной – женский образ в народном искусстве неразрывно связан с плодородием, благосостоянием, достатком. Иван Константинович изготавливал также копилку-мужика, возможно, в пару бабе, чтобы не скучно ей было. И опять же, с гармоникой.
Уникальным и самобытным образцом народной пластики является добровская «барыня», которая лепится на основе выполненной на гончарном круге рюмки (чашки, стакана). В основе юбки барыни – перевернутая рюмка, из ножки которой вытягиваются руки фигурки. Голова и детали налепливаются дополнительно. Барыня изображается с ребенком, с двумя детьми, с птицей, а также с собачкой под мышкой, с сумочкой, платочком, либо вообще без этих элементов. Форма рюмки в добровском промысле очень естественно и логично легла в основу антропоморфной фигурки, которая, по словам Пустовалова, могла быть рюмкой-перевертышем.
«Наряд» добровской барыни отражает особенности женского традиционного костюма селений Добровского района (Добринского уезда). Форма юбки добровской барыни, имеющая гончарную основу, претерпела с течением времени некоторые изменения. Характер декорировки также менялся.
В основе мужской фигуры в добровской игрушке – также перевернутая рюмка (чашка, стакан). Идентичность формы в изображении женской и мужской фигур свидетельствуют, по утверждению Н.А. Прямковой, о достаточно архаичных истоках этого сюжета (6, с.127.).
Литература:
1. Истоки: Добровская керамика: Информационно-методический сборник №5: Издание Липецкого областного дома народного творчества. – Липецк, 1997.
2. Колобкова И.А. Экспедиции ГРМ в центры традиционной глиняной игрушки // Народное искусство: Исследование и материалы. – СПб, PALACE EDITION, 1998. – С. 137-143.
3. Некрасова, М.А. Современное народное искусство: По материалам выставок 1977-1978 годов / М.А. Некрасова. – Л: Художник РСФСР, 1980.
С. 26
4. Пастухова С.Ю. Глиняная игрушка села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Образование. Наука. Культура Материалы VI Международной научно-практической конференции: сборник научных статей. Под общей редакцией Б.В. Илькевича, Ответственный редактор: Н.В. Соловьева. – Гжель: ФГБОУ «Гжельский государственный художественно-промышленный институт» (Электроизолятор), 2015. – С.155-160.
5. Пастухова С.Ю. Традиционная керамика села Доброе Липецкой области / С.Ю. Пастухова // Сборник по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы сохранения и развития гончарства в России». – Вологда, 2007. – С.20-25.
6. Прямкова, Н.А. Пустовалов И.К. / Н.А. Прямкова // Липецкая энциклопедия. Т.3. – Липецк, 2001. – С.127.