НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Гончарный промысел с. Юрьево Задонского района

Носители

Район

Задонский район

Нас. пункт

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН

        Точное время возникновения промысла села Юрьева неизвестно. Расцвет промысла приходится на период XVII-XIX веков. Доказательством тому являются архивные данные, воспоминания старожилов, сохранившиеся горны для обжигов, многочисленные фрагменты гончарной посуды и игрушки этого периода, обнаруженные на улице Плант с. Юрьево в ходе экспедиционных исследований в 2013-2014 годах специалистами отделов краеведения и гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия» г. Задонск.

    Деревня, а ныне село Юрьево Задонского района входило в Ксизовскую волость Воронежской губернии, и наряду еще с несколькими селами выделялось производством широкого ассортимента керамических изделий, разнообразных по форме и назначению.

      В процессе исследования в огородах подворий по улице Плант с. Юрьево местные жители неоднократно находили фрагменты гончарной посуды из белой, серой глины с зеленоватой полоской, грузила для рыбной ловли, игрушки, свистульки в форме птичек и животных. Все фрагменты найденных материалов тонкостенные, высокого качества, что свидетельствует о высоком мастерстве гончаров. Промысел существовал до середины ХХ в. Известными мастерами были:

·        Комов Павел.

·        Тюрин Василий.

·        Россихин Алексей.

·        Комов Семен.

      Последний представитель завершил работу в 1960-хх гг., когда на смену оригинальному искусству пришла массовая культура.

    В XIX – начале XX вв., по словам старожилов, в селе был черепичный завод, где в качестве сырья использовалась местная глина: белая, красная, желтая, золотистая, которую издавна добывали в овраге рядом с Котовкой. Чистейшую воду для промысла брали там же, из родника. На улице Плант, на склоне оврага, располагалось большое поселение юрьевских гончаров. Воду и глину подвозились сюда на подводах или тачках. Для розжига горна использовали ветки ясеня, обеспечивающие ровное жаркое пламя. При изготовлении некоторых изделий смешивали разные сорта юрьевских глин и использовали метод жгута. Гончары использовали в своей работе и свинец, свинцовые пули привозили из Задонского военкомата. Гончарный круг юрьевского мастера находился обычно в доме, а горн для обжига изделий – за огородом.

    В ходе экспедиций 2013-2014 годов был обнаружен и расчищен горн для обжига, принадлежавший гончару Семёну Комову, которым пользовались еще его предки. Горн представляет собой вертикальную яму, выложенную изнутри кирпичом. Состоит из двух объемов - топки и обжиговой камеры, между которыми имеется решетчатый свод. Обжиг начинали утром, для того чтобы вечером лучше было видно, насколько нагрелись изделия. Предварительно горн вечером немного протапливали. В заключение обжига в горнах для придания посуде водонепроницаемости юрьевскими гончарами часто применялся способ «задымления» или «синения», когда в топку закладывались смоляные дрова и топка плотно закрывалась. В результате создания в горне восстановительной среды углерод, попадая в поры керамического черепка, не только восстанавливал окись железа в закись, но и благоприятно влиял на его качество, уменьшая его пористость и увеличивая прочность.

      Готовая продукция сдавалась оптом в г. Задонск. Юрьевские мастера производили самую разнообразную продукцию: горшки, махотки, свистульки, печные трубы, кувшины, корчажки, макитры, подойники (разных видов), квашни, тазы (диаметр 70 см – 1,5 м), чашки – всего до 50 наименований посуды.Мастер и исследователь гончарного промысла с. Юрьево А.В. Алехин отмечает, что, по местной легенде, гончары пришли сюда с южных земель: «Были высокие гончары с юга». Александр Васильевич считает, что это можно проследить по форме и высоте горла кувшина (схожесть с хазарской посудой). В качестве орнамента гончары использовали полоски и волны. Рисунок наносился не на всю посуду, волнообразный орнамент присутствовал в основном на горлышке кувшина, отличительной особенностью которого является плоская ручка. Кружки изготавливали в основном конусообразной формы. Качество повседневной посуды и посуды на продажу, возможно, отличалось. Большим спросом пользовались горшки емкостью 10 л, которые поставлялись на колхозную пасеку для меда, просуществовавшую до 1957 года. В быту широко применялись большие горшки с ручкой, которые подвешивались к матице (балке на потолке) и служили для сбивания масла. В основном вся гончарная продукция сбывалась на Задонской и Калабинской ярмарках.

Технология изготовления юрьевской посуды. 

     На гончарном круге делали дно будущего изделия, затем жгутами из глины набирали стенки, которые выравнивали с помощью крутящегося круга. Далее создавали нужную форму посуды. Стенки кувшинов зачастую были очень тонкие. Для придания ровности поверхности посуды использовались различные скребки. Ручку к кувшину прикрепляли отдельно, к еще влажному изделию. После создания формы изделие ставили на просушку. Использовался метод чернения посуды (сверху посуда черная, а внутри оставалась белая) после обжига топочную, все место, где находилась посуда, заваливали землей, предварительно забив топку дровами. Дым должен был остаться внутри, получалась «восстановительная среда». Разбирали горн после полного охлаждения. Так как не было глазури, посуду лощили. Помимо посуды мастера изготовляли различные игрушки. Основные образы игрушки – кони с длинными шеями, баран, корова, бык. Технологию изготовления юрьевской глиняной игрушки можно разделить на пять основных этапов работы: 1) подготовка глины, 2) подготовка рабочего места, 3) лепка игрушки, 4) прокалывание игрушки (свисток), 5) обжиг. К сожалению, гончарное мастерство в с. Юрьево не всегда передавалось по наследству. Если появлялись другие возможности заработка, промысел в семьях постепенно угасал. 

    Юрьевский гончарный промысел начал возрождаться в 1992 году на базе художественной мастерской при отделе культуры администрации Задонского района. Мастер Александр Алехин является первооткрывателем этого промысла.  В отличие от массового фабричного производства, гончарный промысел индивидуален, в каждом регионе складывались свои приемы, технологии, ассортимент и художественный образ гончарных изделий. В настоящее время в г. Задонске открыта «Гончарная мастерская».

     В 2016-2018 гг. сотрудниками ЛРОО «Фонд научного краеведения Липецкой области» также проводилась археологическая разведка в д. Юрьево Задонского района Липецкой области. Были выявлены керамические горны, примыкающие к краю оврага на территории современного сельского поселения. Решались исследовательские задачи, связанные с выявлением границы производственной зоны, локальных производственных участков, продукции гончаров, датировка. По мнению специалиста ООО «Экспедиция» А.Г. Бобровой юрьевский гончарный комплекс функционировал в период середины XIX- начала XX вв. В 1890-1930-хх. гг. произошла смена коренного населения села, в связи с этим традиционные навыки гончарного ремесла к середине XX в. оказались утраченными [2].


 

Литература:

1. Актуальные проблемы изучения древнего гончарства (коллективная монография). – Самара: Издво. СамГПУ, 1999. – с. 233.

2. Боброва А.Г. Изучение юрьевского гончарного комплекса XIX- начала XX веков (предварительные результаты работ 2018 года)//Filo Ariadne - 2019. - №1; https://elibrary.ru/item.asp?id=37129871& (дата обращения 19.08.2019 г.)

3. Гончарная мастерская г. Задонск https://zadonsk-monastir.ru/goncharnaya-masterskaya-zadonsk/ (дата обращения 19.08.2019 г.)

4. Красота, воплощенная в глине. https://lpgzt.ru/aticle/52091.htm (режим доступа 12.02.2020 г.)

5. О гончарном промысле с. Юрьево http://lipetskmedia.ru/news/view/58516-V_Zadonskom.html (режим доступа 12.03.2020 г.)

6. О персональной выставке А.В. Алехина "Связь времен" http://lipetskmedia.ru/news/view/34595-Zadonskiii_gonchar.html (режим доступа 12.02.2020 г.)

7. Цетлин Ю.Б., Салугина Н.П. (ред.) Древнее гончарство. Итоги и перспективы изучения. - М.: Институт археологииРАН, 2010. - 221 с.






Работы мастера А.В. Алехина (1960 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой 2013 г.
Юрьевский конь-свистулька. Реставрация. Фотоархив отдела гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия», 2015 г.
Фрагменты Юрьевских орнаментов. Фотоархив отдела гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия».
Юрьевский кувшин. Фотоархив отдела гончарного промысла МБУК МЦК «Элегия», 2015 г.
А.В. Алехин (1960 г.р.) - мастер гончарного промысла с. Юрьево Задонского района. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой, 2013 г.
Видеозаписи