Техника и технология изготовления
Тип действия Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом.
Краткое описание ОНКН
Село Головинщино (ныне Лев-Толстовского района Липецкой области) впервые упоминается в 1676 году как село Алексеевское Раненбургского уезда, в качестве Новоселейного (Нового) села святого Алексея – митрополита Московского и всея Руси. После смерти митрополита Алексея среди тех, кто получил здесь землю, был В.В. Головин из рода московских бояр, занимавших должности великокняжеских казначеев, а в XVII в. - комнатных стольников. Предположительно от его фамилии в последствии пошло название села Головинщино.
Первые переселенцы жили на левом берегу реки Гущиной Рясы. В 1690 году в селе была построена небольшая деревянная церковь, названная Алексеевским приходом, в 1740 году она сгорела и на её месте была построена новая деревянная церковь. В 1852 году начато строительство новой кирпичной церкви и завершилось строительство в 1859 году. Церковь была освящена как Космо-Дамиановская. В 1871 году в селе была открыта церковно-приходская школа. Село называлось «Алексеевское» до 1865 года, затем оно стало называться «Головинщино».
В селе Головинщино в конце XIX- нач. XX века была традиция: на второй день свадьбы невеста на красный платок надевала венок из крашенных утиных перьев. Сзади на голову крепились разноцветные длинные ленты. У висков к венку пришивали пух селезня – сформированный в круглую форму. Украшения должны были доходить до уровня глаз.
Этнография свадебного обряда.
Сосватали, затем назначали "запой", в этот день молодые расписывались в сельсовете, свадьбу назначали примерно через месяц, молодые после росписи жили отдельно "по врозь", венчались на второй день свадьбы. Раньше свадьбу в селе играли играли 4 дня.
- 1-ый день - "вечеринка" (у невесты гуляют и остаются ночевать);
- 2-ой день "пир" (у жениха гуляют и остаются ночевать);
- 3-ий день "невесту идут искать", так же называли как и четвертый день. (приглашают самых близких, невестина родня ищет невесту);
- 4-ый день "семья на семью" (родня жениха зовет к себе родню невесты).
Так гуляли примерно до конца 60-х годов.
Первый день свадьбы гуляли у невесты, на второй день едут венчаться. От венца невесту привозят уже к жениху. "Венчают ее, ана же девка, в девичьем, в чем там, сарафан иль платья, че ана надевала. А на второй день от венца приходят, сразу, кто ездил венчаться, сажают всех за стол". Все родные приходят на "пир". Невеста надевает понёву, кофту, фартук и венок.
Техника изготовления венка.
Для изготовления венка необходимы: атласные ленты, утиные перья, бисер, краска (или чернила, или химический карандаш).
Сначала невесте укладывали волосы на голове, "рога делали", затем на "рога" надевали "повойник", после на голову надевали красный платок, повязывали назад, называли "пад чихолку", и затем надевали венок.
Основа венка – плотная ткань, завязки. Выкраивали прямоугольник: длина 50 см, ширина 6 см, называли "налобник", на прямоугольник нашивали загнутые утиные перья (заранее окрашенные в яркие цвета). Красили перья в тарелки с горячей водой, чтобы краска прикрепилась, затем по одному перу пришиваются к ткани (налобнику). Затем по центру "налобника" крепили цветы собранные из атласных лент с серединкой вышитой бисером. "Налобник" так же расшивали бисером, бусами, "чтобы он блистел, на лбу". У висков к венку пришивали белый пух селезня, сформированный в круглую форму. Сзади крепили цветные атласные ленты, в нач. ХХ века использовали шелковые ленты. К сережкам или клипсам (если не проколоты уши) прикрепляли "пушки". Пушки делали из гусиного пуха. Пух чесали гребенкой, между зубьев нанизывали, а после перевязывали ниткой и вытаскивали. Затем остригали и получался круглый пушок.
Последний раз венок (по памяти информатора Р.Д. Пановой (1938 г.р.) со слов ее бабушки) невеста надевала на свадьбу примерно в нач. ХХ века. Приблизительно со второй половины ХХ века венок надевали в статусе ряженья на свадьбу, "ходили на свадьбы, гулять". В нач. 50-х годов ХХ века в селе хранилось несколько венков. Р.Д. Панова помнит, как они вместе с мамой сделали себе венок "по свадьбам ходить". Носители берегли венок, не всем давали, "это вам не смех. Это надо уток найтить, да перья, атабрать такие-то перья, а как их красить". "Ведь ани же, такие, плоха краска пристает, ани же сальные, вада с них стикаит".
Для старшего поколения наличие венка на невесте является неким культурным и эстетическим маркером. "Сядит невеста, если себе ана не сделала этат венок та, ана ведь прям сидить красавица в венке, а вот Палагея Артемава выхадила, сидить, в платке. Ана сидить как страшилища. То в венке сидить, во, а эт, страсть какая".