НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Технология изготовления лыковых лаптей в с. Преображеновка Добровского района

Носители

Район

Добровский район

Нас. пункт

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН

       Формирование традиционной культуры Добровского района связано с заселением этой территории в XVII в. в процессе строительства Белгородской засечной черты. Город Добрый (ныне с. Доброе) являлся одним из городов-крепостей на черте, села Добровского района заселялись служилыми людьми, присылаемыми на эту территорию из разных мест Московского государства, в основном с территорий нынешних Тульской и Рязанской областей.
Лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной в сок – с мая месяца и до Петрова дня (12 июля), и осенью, до наступления холодов. Весенние лыки называются «соковыми», они более темные, осенние лыки - более светлые. Лыко нарезают длинными полосами, отрезая от ствола топором или ножом, скручивают в «котелки» и хранят высушенным.
       Перед изготовлением материал вымачивают сутки в воде или распаривают в русской печке. Полосы «ценуют» - режут на узкие полоски – «концы», а затем очищают от верхнего слоя коры. Для каждого лаптя нужно двенадцать полос лыка.
     Процесс изготовления лаптя начинают без использования инструментов, плетут руками. Из шести полос формируют основу лаптя – «проплеток», который начинают плести от пятки к носку. Первые четыре полосы лыка складываются крестообразно (косым крестом) и переплетаются простым «полотняным» плетением, при котором полосы пересекаются с поочередным накладыванием друг на друга. Верхние края крестообразно сложенных полос загибают под углом 90°, создавая задник лаптя. С обеих сторон прибавляется еще по одной полосе, которые тоже перегибаются пополам. Таким образом, количество полос, участвующих в плетении, доводится до шести. Перегнутые пополам, они дают двенадцать концов – шесть идут справа налево, шесть – слева направо.
     Для плетения пятки по два крайних конца оставляются «свободными», не участвующими в плетении, а центральные полосы проплетаются на один рапорт больше, создавая пятку, потом к ним присоединяются свободные концы с обеих сторон. В результате изделие приобретает пяточный изгиб.
     Далее плетется подошва лаптя. Крайние концы с каждой стороны загибаются под углом 90°, переплетаясь с остальными и меняя свое направление. Каждый конец поочередно становится крайним, загибается и «уходит» на противоположную сторону, откуда «приходит» крайний конец с той стороны. В результате складывается прямое полотно с диагональным расположением полос. «Проплеток» плетется такой длины, чтобы покрывал всю ступню и заворачивался наверх, образуя «головку» лаптя. «Голова», требующая еще одного изгиба полотна, плетется аналогично пятке: по два крайних конца оставляются свободными, а средние продолжают переплетаться. Загиб носка получается за счет того, что в переплетенные средние концы вплетаются по очереди оставшиеся два крайних: сначала пропускаются два конца с одной стороны, потом – два с другой.
      Бортик «головы» лаптя создается аналогично пяточному краю: концы перегибаются под углом 90°, и вплетаются в носовую часть лаптя. На этом этапе для заправления концов начинают использовать кочедык. Заправляют 6 средних полос – по три с каждой стороны. Полосы «уводят» в «проплеток» не обрезая, чтобы лапоть не расплелся.
     По три крайних полосы остаются и используются для плетения боковых сторон лаптя – «ушников». На этом этапе лапоть натягивают на колодку. Для крепления лаптя к колодке используют веревку, свитую из тонкой полоски лыка. Ее пропускают через пятку и боковые стороны лаптя, закрепляя изделие на колодке плотно.
     Для плетения «ушников» две из трех оставшихся полос лыка перевиваются вокруг себя и друг друга, образуя жгут, который укладывается вдоль боковой стороны лаптя и с помощью кочедыка заправляется в задник. Оставшаяся часть жгута используется как «запятник», к которому привязывались «оборки» лаптя – веревки, с помощью которых он крепился к ноге. Остатки полос, образующие боковой жгут и «запятник», вплетаются в лапоть. Третья полоса лыка, оставшаяся с каждой стороны, соединяет жгут «ушника» и «проплеток», поочередно перевиваясь через край жгута и вплетаясь в край «проплетка» при помощи кочедыка.
     Все оставшиеся после плетения концы «прячутся», вплетаясь в лапоть. Подошву лаптя для прочности «подковыривают» вторым слоем лык, используя кочедык. Для этого используют еще шесть полос лыка, которые «ковыряют» снова от пятки к носку. Головку праздничного («писаного») лаптя украшают узорами из полос светлой или темной коры.Готовый лапоть срезают с колодки и ею же обстукивают, выпрямляя плетение и придавая лаптю форму.
    В среднем пара лаптей носилась неделю или две, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков. Если лапоть на подошве протирался, его могли починить, «ковыряя» подошву заново. Стоптанный лапоть назывался «ошметок».


По заказу ОЦКНТ при поддержке ГРДНТ в рамках Федеральной целевой программы «Культура России 2012-2018 гг.» в 2013 г. был снят документально-образовательный фильм «Технология изготовления лыковых лаптей в с. преображеновка Добровского района».
 

Литература:
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 522 с. - § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь».
2. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале ХХ вв. - М., 1956.
3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Отв.ред. – К.В.Чистов. - М., «Наука», 1987.


Заготовление лыка. Мастер М.М. Сухова (1930 г.р.). Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2013 г.
Скрученное лыко. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2013 г.
Колодки для плетения. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2013 г.
Кочедык – инструмент для плетения лаптей. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2013 г.
Мастер М.М. Сухова (1930 г.р.) за работой. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2014 г.
Творческая лаборатория по изготовлению лыковых лаптей. с Преображеновка Добровский район, мастер М.М. Сухова (1930 г.р.) с учениками школы. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Л.М. Ворона, 2016 г.
Творческая лаборатория по изготовлению лыковых лаптей. с Преображеновка Добровский район, мастер М.М. Сухова (1930 г.р.) с учениками школы. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Л.М. Ворона, 2016 г.
Мастер П.А. Ершов (1936 г.р.) за работой. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото Жучковой М.А. 2014 г.
Мастер П.А. Ершов (1936 г.р.) за работой. Фотоархив отдела ТНК ОЦКНТ, фото М.А. Жучковой 2013 г.
Видеозаписи