Техника и технология изготовления
Тип действия Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами
Краткое описание ОНКН
Формирование традиционной культуры Добровского района связано с заселением этой территории в XVII в. в процессе строительства Белгородской засечной черты. Город Добрый (ныне с. Доброе) являлся одним из городов-крепостей на черте, села Добровского района заселялись служилыми людьми, присылаемыми на эту территорию из разных мест Московского государства, в основном с территорий нынешних Тульской и Рязанской областей.
Лапти изготавливаются из липового лыка (волокнистой части коры) в технике косого плетения. Лыко заготавливают весной в сок – с мая месяца и до Петрова дня (12 июля), и осенью, до наступления холодов. Весенние лыки называются «соковыми», они более темные, осенние лыки - более светлые. Лыко нарезают длинными полосами, отрезая от ствола топором или ножом, скручивают в «котелки» и хранят высушенным.
Перед изготовлением материал вымачивают сутки в воде или распаривают в русской печке. Полосы «ценуют» - режут на узкие полоски – «концы», а затем очищают от верхнего слоя коры. Для каждого лаптя нужно двенадцать полос лыка.
Процесс изготовления лаптя начинают без использования инструментов, плетут руками. Из шести полос формируют основу лаптя – «проплеток», который начинают плести от пятки к носку. Первые четыре полосы лыка складываются крестообразно (косым крестом) и переплетаются простым «полотняным» плетением, при котором полосы пересекаются с поочередным накладыванием друг на друга. Верхние края крестообразно сложенных полос загибают под углом 90°, создавая задник лаптя. С обеих сторон прибавляется еще по одной полосе, которые тоже перегибаются пополам. Таким образом, количество полос, участвующих в плетении, доводится до шести. Перегнутые пополам, они дают двенадцать концов – шесть идут справа налево, шесть – слева направо.
Для плетения пятки по два крайних конца оставляются «свободными», не участвующими в плетении, а центральные полосы проплетаются на один рапорт больше, создавая пятку, потом к ним присоединяются свободные концы с обеих сторон. В результате изделие приобретает пяточный изгиб.
Далее плетется подошва лаптя. Крайние концы с каждой стороны загибаются под углом 90°, переплетаясь с остальными и меняя свое направление. Каждый конец поочередно становится крайним, загибается и «уходит» на противоположную сторону, откуда «приходит» крайний конец с той стороны. В результате складывается прямое полотно с диагональным расположением полос. «Проплеток» плетется такой длины, чтобы покрывал всю ступню и заворачивался наверх, образуя «головку» лаптя. «Голова», требующая еще одного изгиба полотна, плетется аналогично пятке: по два крайних конца оставляются свободными, а средние продолжают переплетаться. Загиб носка получается за счет того, что в переплетенные средние концы вплетаются по очереди оставшиеся два крайних: сначала пропускаются два конца с одной стороны, потом – два с другой.
Бортик «головы» лаптя создается аналогично пяточному краю: концы перегибаются под углом 90°, и вплетаются в носовую часть лаптя. На этом этапе для заправления концов начинают использовать кочедык. Заправляют 6 средних полос – по три с каждой стороны. Полосы «уводят» в «проплеток» не обрезая, чтобы лапоть не расплелся.
По три крайних полосы остаются и используются для плетения боковых сторон лаптя – «ушников». На этом этапе лапоть натягивают на колодку. Для крепления лаптя к колодке используют веревку, свитую из тонкой полоски лыка. Ее пропускают через пятку и боковые стороны лаптя, закрепляя изделие на колодке плотно.
Для плетения «ушников» две из трех оставшихся полос лыка перевиваются вокруг себя и друг друга, образуя жгут, который укладывается вдоль боковой стороны лаптя и с помощью кочедыка заправляется в задник. Оставшаяся часть жгута используется как «запятник», к которому привязывались «оборки» лаптя – веревки, с помощью которых он крепился к ноге. Остатки полос, образующие боковой жгут и «запятник», вплетаются в лапоть. Третья полоса лыка, оставшаяся с каждой стороны, соединяет жгут «ушника» и «проплеток», поочередно перевиваясь через край жгута и вплетаясь в край «проплетка» при помощи кочедыка.
Все оставшиеся после плетения концы «прячутся», вплетаясь в лапоть. Подошву лаптя для прочности «подковыривают» вторым слоем лык, используя кочедык. Для этого используют еще шесть полос лыка, которые «ковыряют» снова от пятки к носку. Головку праздничного («писаного») лаптя украшают узорами из полос светлой или темной коры.Готовый лапоть срезают с колодки и ею же обстукивают, выпрямляя плетение и придавая лаптю форму.
В среднем пара лаптей носилась неделю или две, поэтому их заготавливали впрок по несколько десятков. Если лапоть на подошве протирался, его могли починить, «ковыряя» подошву заново. Стоптанный лапоть назывался «ошметок».
Литература:
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991. - 522 с. - § 98. Обувь - Глава VI «Одежда и обувь».
2. Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в XIX – начале ХХ вв. - М., 1956.
3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Отв.ред. – К.В.Чистов. - М., «Наука», 1987.