Техника и технология изготовления.
Тип действия Формы жанровых направлений ОННТехники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами
Краткое описание ОНКН
Село Преображение Измалковского района Липецкой области расположенное на реке Большая Чернава относится к одному из древних поселений нашего региона. Упоминается в документах 1778 года как село с Преображенской церковью. С 1779 года село Преображение относилось к Ливенскому уезду Орловской губернии. Первое стабильное поселение, известное и в наши дни, возникло здесь в начале 17 века. Жители пришли сюда из деревни Малахово, которая возникла раньше сторожевого города Ливны. Понравившееся место назвали Оберец, что означает «место слияния двух рек»: Большой и Малой Чернавы. В 16-17 веках неподалеку проходила засечная оборонительная черта по линии Ливны-Чернава-Елец, препятствующая набегу на Русь крымских татар. К концу 18 века в Оберце проживало 100 человек в 60 домах. С начала 19 века земли стали приобретать елецкие и ливенские купцы. В 1895 году население Оберца составило 930 человек и имело 108 дворов. К Орловской области сельское поселение Преображенский сельсовет Измалковского района относился до 1953 года.
В с. Преображение чаще всего ткали гладкие безворсовые двусторонние ковры – орнамент геометрический и растительный, выполненные в технике закладного ткачества. Одни из самых распространенных – ковры «в розу». Техника закладного узорного ткачества – одна из самых древних и трудоемких; и фон и узор ткутся отдельными участками (каждый участок своим концом нити). Количество концов нитей по ширине ткани бывает очень велико, до нескольких десятков, что очень затрудняет и замедляет процесс ткачества. Зато эта техника дает возможность очень свободно применять цвета. Количество используемых цветов и их расположение ни чем не ограничено. На одной горизонтальной полосе в узоре может встречаться много различных цветов. Узоры можно выполнять разнообразные – от простейших до самых сложных орнаментальных форм. Материалом для ткачества часто служил лен в сочетании с окрашенной в различные цвета шерстью. Белый или суровый лен шел на основу, шерсть – на уток для образования узора.
Для закладного ткачества характерна гладкая, ровная фактура, рисунок выявляется только цветом. Рисунок получается двусторонний. Узор выполняется на станке без каких-либо специальных приспособлений, путем прокладывания нитей утка отдельными участками – каждый определенного цвета. Цветовая насыщенность достигается очень большим застилом уточных цветных нитей, полностью закрывающих неокрашенную суровую или белую основу. Узор ткется точно по счету нитей, без зазоров.
В с. Преображение в настоящее время ковры не ткут, сведения о бытовании ковроткачества хранятся в памяти носителей. Одной из мастериц является Касьянова Серафима Петровна (1937 г.р.), уроженка пос. Сафоновский Орловской области. В с. преображение С.П. Касьянова переезжает в 1956 г, выйдя замуж. Ткать научилась от свекрови – Касьяновой Варвары Васильевны 1888 г. р. - уроженка Орловской губ. д. Кривая. ткали ковры в селе на вертикальном ткацком стане: шириной -1.8 м, высотой -1.6 м. К станку ставилась широкая лавка, на которой сидели две ткачихи. Стойки станка сохранились у мастерицы до сих пор – это два массивных бревна, диаметром около 15 см, на подставках.
Поскольку держали обычно много овец, то шерсть была своя. Шерсть самостоятельно обрабатывали и сами пряли на самопрялке. Красители для шерсти покупали. Чтобы получить нужный цвет или оттенок краски смешивались. На один ковер уходило примерно 4 кг шерсти и 600 г ниток основы. Для закрепления красителей шерстяные нити вымачивали в старом квасе, который также добавлялся непосредственно в краситель при кипячении. Названия цветов: бордовый, красный, черный, темно- и светло-зеленый, голубой, синий, «кабачковый», черный. После крашения шерсть полоскали в «ключах» (в родниках); затем высушивали, сматывали в клубки и приступали непосредственно к ткачеству. Нити набивали при помощи самодельной «гребенки». Рисунок ковра ткался по образцу – готовому ковру – с него брался и счет нитей разных цветов. По черному фону – розы. Происхождение первоисточника (рисунка) не установлено.
Готовый ковер снимали со станка, подрезав нити основы. С одной стороны нити основы пришиты к краю ковра в одном направлении, с другой стороны край ковра обработан узкой тканевой тесьмой. Ковер чистили; подрезали кончики шерстяных нитей; брали толстую палку, и постепенно наматывая на нее, отбивали рубелем.
По сведениям мастерицы ковры ткали с разным рисунком. Например, углы центрального прямоугольника могли быть заполнены стилизованными ромашками с листочками. Основной рисунок неизменно – розы. В основном ковры ткали на заказ, так как работа была трудоемкая и владели этим мастерством единицы. Стоимость ковра на заказ – 60 руб. Часть суммы от проданного ковра мастерицы оставляли на приобретение красителей и других материалов. «Когда дружно сидим, ткем, праздников нету, то можно соткать за две с половиной недели».
Примерно в к. 60-х годов ХХ века промысел ковроткачества в селе "затухает".