НАСЛЕДИЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Записей в базе: 62 шт.

Традиция изготовления и бытования глиняной игрушки в с. Измалково Измалковского района.

Носители

Район

Измалковский район

Нас. пункт

Исключительность / Ценность

          

Ответственная организация

ОБУК ОЦКНТ

Ответственное лицо

Жучкова М. А.

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

       

Техники исполнения ОНН

Техника и технология изготовления

Тип действия

Сохранение

Формы жанровых направлений ОНН

Техники и технологии, связанные с традиционными промыслами и ремеслами

Краткое описание ОНКН

          

       Село Измалково возникло в начале XVII века и получило своё название от фамилии помещиков Измалковых (братья Ефим и Афанасий), которые в 1721 году были направлены для отбывания воинской повинности. Основными занятиями здесь были земледелие и горшечный промысел. Развитие горшечного промысла объясняется невозможностью прокормиться только землей [4]. Переписью Елецкого уезда в 1886 г. было зарегистрировано 69 гончаров. 62 из них приходилось на с. Измалково. В Сборнике статистических сведений по Елецкому уезду, изданном в Москве в 1887 году, приведены интересные сведения о горшечном промысле. Для изготовления горшков обычно имелась отдельная хата. Топка всегда производилась по-черному, чтобы скорее просыхали горшки. Служила такая хата 5-8 лет. Беднейшие, а также малосемейные хозяева делали горшки в жилой избе.

      По сведениям 1913 г., в Елецкому уезде Предтеченской волости с. Измалково было зарегистрировано 127 гончаров. Развитие горшечного промысла здесь объясняется наличием огромного количества пригодной глины [4].  Горшечную глину добывали на глубине 10-15 аршин (7-10 метров). Гончарный круг для выделки горшков представлял особый станок, состоящий из деревянного круга, насаженного в центре на заостренный железный стержень, который, в свою очередь, вставляется вертикально в деревянный брус, лежащий на полу. С помощью рук этот круг приводился в движение. Готовую и просушенную посуду обжигали в особых горнах, которые устраивались крестьянскими артелями от 4 до 10 дворов. В Измалково бытовали глиняные горны, преимущественно из сырцового кирпича [4]. Некоторые крестьяне делали так называемые «поливные» горшки, обливая их смешанными с водой суриком и купоросом. На их изготовление требуется значительно больше времени, поэтому их делали лишь летом, когда на них большой спрос и они скорее продаются.
      В сентябре 1911 г. в Измалково была открыта гончарная школа [4]. Целью создания школы было «обучение кустарей применять более совершенные орудия и устраивать более совершенные горны для обжига». Кроме этого, главным стимулом, побудившим земство открыть гончарную школу, был результат испытания образцов измалковской глины в минеральной лаборатории Петроградского технологического института. При испытании оказалось, что глина обладает очень высокими качествами [5, с. 242]. В это же время было построено каменное здание гончарной мастерской.К сожалению, политическая обстановка в стране в нач. ХХ века не способствовала дальнейшему развитию промысла, скорее, наоборот. Кустарная промышленная артель «Гончар» (в 1932-1936 гг.) лишь на время сохранила чистоту традиционного изготовления изделий [6, с. 242]. Согласно архивным материалам с. Измалково, до 1994 года в селе работали три предприятия по производству изделий из глины. Это артель «Наш труд», кирпичный завод, кооператив «Керамик» [6, с. 242].
       В Измалково было много мастеров-гончаров. Самыми лучшими гончарами того времени считались Егор Иванович Ачкасов и его сын Иван (по двору их звали Бобровыми). Посуду, изготовленную ими, невозможно было отличить от фарфоровой.  Изделиями из глины измалковцы торговали и за пределами своего села. Еще одним известным гончаром был Алексей Егорович Измалков (1929-2000 гг.). Его глиняная посуда отличалась красотой и изяществом. Для украшения и прочности использовались цветные поливы. Желто-зеленый тон растекался по всему изделию, придавая ему особый колорит. А мастер Измалков Петр Алексеевич (1913-1973 гг.) в свободное от основной работы время занимался «горшками». Из-под его умелых рук выходили аккуратного вида махотки, миски, разнообразной формы блюда и блюдца, кувшины. Иногда мастер делал и глиняные свистульки в форме животных. Следует отметить, что измалковская глиняная игрушка лепилась из разной по цвету глины. Самой ценной была синяя глина. Обжигали измалковские мастера игрушку в горнах и печах [6, с. 243].
     Егор Яковлевич Семенов (1927-2007 гг.) происходил из потомственной семьи гончаров. Соответствующие навыки и умения работы с глиной Егор Яковлевич приобретал в годы войны. Начинал он, как и все дети, с глиняных игрушек-свистулек. Сначала занялся лепкой, мастерил фигурки животных и людей. В 80-е годы ХХ века в стране и в Липецкой области началось возрождение традиционных народных промыслов. В Измалково, как и в другие гончарные центры региона, стали приезжать коллекционеры народных игрушек и традиционной керамики [5, с. 88]. Работы Егора Яковлевича находятся в Русском музее. Так, в фондах Отдела народного искусства хранятся 7 игрушек мастера 2001-2002 гг. изготовления. Основными сюжетами измалковской игрушки являются животные (собачка, конь с мочальным хвостиком, конь-свистулька, козел, козы, баран, кобыла, корова), птицы (гусь, гусыня), человеческие фигуры (городская дама, дама с гармонью, дама с петухом, дама с ребенком, парочка танцующая, парочка «под ручку», парочка «в обнимку») [5, с. 88]. Именно благодаря работам Е.Я. Семенова началось возрождение измалковской игрушки. В начале 90-х годов активное участие в возрождении промысла под руководством мастера приняла Ольга Леонидовна Родионова, которая затем увлекла лепкой свою дочь, Инну Владимировну Севостьянову. Наблюдая за работой Егора Яковлевича, Инна Владимировна разработала собственную методику обучения лепке измалковской игрушки [5, с. 88].   
                                     

Технология изготовления игрушки (на примере лепки игрушки «гусь хохлатый»).
      Для работы необходимы кусок глины, вода, стек. Для начала глину нужно хорошо размять. Отламываем нужное количество глины и разделяем на части, из которых в процессе лепки делаем отдельные детали свистульки. В этом отличие изготовления измалковской игрушки: делается она не из одного куска глины, а из нескольких. Основу игрушки лепим в форме морковки и делаем углубление для будущей свистульки. Следим, чтобы толщина глины с каждой стороны свистульки была одинаковая. Углубление делаем не глубокое, чтобы свист (звук) получался звонким. Далее закупориваем его. Если глина сохнет в руках, смачиваем водой. Под прямым углом сгибаем нашу «морковку» посередине вверх и от кончика вниз. Затем из маленького куска глины формируем шарик. Это будет хохолок нашей птички. Закрепляем на голове гуся. Из отдельного куска глины формируем ножку игрушки и закрепляем ее на туловище. Из небольшого комка глины катаем шар и придаем ему форму «колбаски». Затем расплющиваем и формируем крылья птицы. Прикрепляем крылья к туловищу игрушки от середины шеи. После выполняем насечки на крыльях по три полосочки. Делаем с помощью стека глазки и носик птицы, приоткрываем клювик. Чтобы игрушка превратилась в свистульку, прокалываем под прямым углом плоской стороной стека хвост птицы. Острой стороной стека по бокам игрушки делаем отверстия, чтобы получить разные звуки.

Затем отправляем игрушку сохнуть, а после в печь для придания большей прочности.


Рекомендуемая литература:
1. Агеев Г. «Крутится, вертится…»: [История гончарных промыслов в Измалково в начале XX веков] // Лип. обозрение. – 1998. – 12-19 февраля (№5). – С.10
2. Архивные материалы с. Измалково о глиняном промысле. Сведения о работе глиняного промысла на территории с. Измалково. - ФОНД№77, ОПИСЬ - №-1-л, дел по личному составу за 1946-1994 годы.
3.   «В Измалково возрождают местную народную игрушку» - Липецкая газета, 14 март, 2012 г. https://lipetskmedia.ru/news/view/34170-V_Izmalkovo.html режим доступа 20.08.2021 г.
4. История с. Измалково Измалковского района https://r227-izmalkovosp.omsu48.ru/informatsiya/istoriya/?type=special режим доступа 20.08.2021 г.
5. Костенко, И. В. Измалковский гончарный промысел и мастер-гончар Егор Яковлевич Семенов [Текст] / И. В. Костенко // Фроловские чтения. Человек в центре краеведческих исследований / редкол.: Селезнева Н. Е. [и др.]. - Липецк, 2014. - С. 86-89.
6. Митюшкина А.В. Волшебный мир глиняной игрушки // Международный школьный научный вестник. – 2018. – № 4 (часть 2) – С. 241-246
7. О гончарном промысле. https://remprom.eletsmuseum.ru/goncharnyj-promysel/
8. О межрегиональном фестивале-конкурсе «Ты, душа моя, игрушечка!», октябрь 2016 г. https://www.lipetsk.kp.ru/daily/26598.5/3613645/
9. От «А» до «Я»: Из истории сёл и деревень Измалковского района https://izmalkovo-library.ru/?p=42097

Потомственный мастер Е.Я. Семенов (1927-2007) с. Измалково. Фото И.В. Севостьяновой ( статья Костенко, И. В. Измалковский гончарный промысел и мастер-гончар Егор Яковлевич Семенов [Текст] / И. В. Костенко // Фроловские чтения. Человек в центре краеведческ
Игрушки потомственного мастера Е.Я. Семенов (1927-2007) с. Измалково. Из фонда МБУК «Межпоселенческий центр культуры и досуга Измалковского муниципального района».
Игрушки потомственного мастера Е.Я. Семенов (1927-2007) с. Измалково. Из фонда МБУК «Межпоселенческий центр культуры и досуга Измалковского муниципального района».
Игрушки потомственного мастера Е.Я. Семенов (1927-2007) с. Измалково. Из фонда МБУК «Межпоселенческий центр культуры и досуга Измалковского муниципального района».
Статья о Е.Я. Семенове.
Игрушки потомственного мастера Е.Я. Семенов (1927-2007) с. Измалково. Из личного архива И.Севостьяновой.
И.В Севостьянова, мастер традиционного измалковского промысла.
Измалковская игрушка "гусь хохлатый", работа мастера И.В. Севостьяновой.
Измалковская игрушка, работа мастера И.В. Севостьяновой.
Щука. Мастер И.В. Севостьянова ФЭ ОЦКНТ 29.08.2022 г.
Заяц. Мастер И.В. Севостьянова ФЭ ОЦКНТ 29.08.2022 г.
Видеозаписи