По численности село Дубовое было большим, со слов Михаила Щипулина, местного гармониста, в 1972 году население было 7 500 тысяч человек. По воспоминаниям братьев Щипулиных гармонистов было много «раньше была заведено, всем гармошки пакупали», своих мастеров в селе не было, «если подремантировать кто». Играли в основном на хроматической гармонике. Возраст гармониста не играл роли, ребята примерно с 10 лет уже могли играть «по свадьбам», «раньше в каждам даму гарманисты были». Чаще собирались «на каждой улице, гармонисты выхадили», также собирались "гуляния" на берегу реки. Обязательно гармонист должен был присутствовать на свадьбе. Основными наигрышами были «Русского», «Страдания», «Цыганочка», «Канарейка», «Матаня».
Ареал распространения игр в Липецкой области достаточно обширен, это села Добринского, Задонского, Хлевенского, Добровского, Измалковского, Краснинского, Чаплыгинского, Данковского, Усманского, Липецкого районов, в Елецком районе традиции бытовали до 2000 года. До 80-х (примерно) г. ХХ века в селах Липецкой области бытовала игра под названиями, «Клеп», «Клепья», «Чиж», «Клячи», «Конек». Отличия затрагивают только названия самой игры, основная суть игры сводится к удару деревянной битой по деревянной палочке (называемую конек, чиж) либо на дальность, либо на точность.
Квас в селах Липецкой области уваривали из ржаной муки на закваске (гуще). Процесс изготовления занимал несколько дней, белый цвет кваса - региональная особенность.
Один из популярных напитков в регионе готовили на свадьбу, подавали как напиток, а иногда добавляли холодец или рыбу, во время постов и делали окрошку. Каждая хозяйка имеет свои секреты: квас он тоже ни каждаму дается.
Для исполнительского стиля Анатолия Ивановича характерен яркий исполнительский прием: игра с перетрёхом или с подтрёхом. Этот прием заключается в резкой смене движения меха на одном звуке, без отрыва пальцев от клавиш, что приводит к ритмическому дроблению длительностей. Также игра гармониста отличается импровизационностью, виртуозностью, использованием разнообразных «колен» в игре.
Одним из популярных "сладких" блюд в Липецкой области являются "пышки/бобышки/соковушки с соком". Ареал распространения - села Добровского, Задонского, Хлевенского, Липецкого районов. Технология приготовления одинаковая повсеместно, варианты проявляются в названии. Готовили в посты и на поминки.
В настоящее время игру на балалайке можно услышать в процессе фольклорных экспедиций, а также каждый воскресный день на центральном рынке г. Липецка, где уже несколько десятилетий бытует «пятачок», на котором собираются из окрестных деревень и сел, а также из других регионов народные исполнители, музыканты и любители.
Традиции обработки древесины в Липецкой области – явление сравнительно позднее. Специальной литературы, характеризующей особенности резьбы мастеров в Липецкой области, практически нет. Массовый интерес к резным наличникам, карнизам и деревянным скульптурам формируется с середины ХХ века. В это же время появляется литература о особенностях русской резьбы, об уникальности деревянного зодчества. Вопросы изучения и сохранения традиционной резьбы в г. Ельце предпринималось неоднократно и до сих пор являются актуальным.
В 2020 г. сотрудниками областного центра культуры, народного творчества и кино был реализован проект "Наличники в кружеве тонком", направленный на изучение особенностей деревянного зодчества старинного города Липецкой области.
Обычай «катать яйца» на Пасху в селах Липецкой области достаточно распространен. Традиция катания яиц имеет несколько вариантов – это и игра (по примеру в с. Дикое) и обрядовые действия на могилах. В целом это традиция Пасхальной седмицы, но где-то «играли» на сам день Пасхи.
В крестьянском искусстве резьбы по дереву особую роль играли резные наличники, обильно украшенные прорезной или рельефной резьбой, также такую резьбу называют ажурной. С середины XVIII века в быту активно используются пиленые доски - основной материал для сквозной резьбы, которая к этому же примерно моменту становится пропильной, так как основным материалом, используемым при работе, становится пила. Все мастера с. Кривополянье были самоучки и иногда учились у друг друга, а также перенимали понравившиеся узоры. Так схожие узоры на многих домах по улице Радина и улице Черешнева, на последней жил мастер А. Коннов, образцы узоров которого чаще всего украшают окна. Сегодня в селе Кривополянье проживают мастера Ю.И. Погонин (1948 г.р.) и С.М. Медведев (1953 г.р.).
Одним из выдающихся гармонистов - «рояльщиков» в г. Ельце и елецком районе был Афанасий Иванович Матюхин (1929-2007), уроженец д. Озерки Становлянского района. Играть Афанасий Иванович научился от деда и отца, который был кузнецом. Во время войны все взрослые гармонисты ушли на фронт, и его, 12-летнего мальчишку, впервые пригласили играть на свадьбе. Фестиваль «Играй, гармонь елецкая» с 2014 года носит имя Афанасия Матюхина.
Согласно архивным данным, промысел активно развивался в основном в XVIII веке и начале XIX века, затем активность его развития приостановилась. В конце XIX века начинается его угасание и значительное сокращение. В сентябре 1911 года в Измалково была открыта гончарная школа. Главным стимулом, побудившим земство открыть гончарную школу, был результат испытания образцов измалковской глины в минеральной лаборатории Петроградского технологического института. При испытании оказалось, что глина обладает очень высокими качествами. Места, откуда ее брали, обычно назывались «Глины», «Глинуха», «Глинище». Подбирая нужное для ремесла сырье, глину пробовали на вязкость, на запах, на вкус. Добыча глины была сопряжена с большими трудностями и даже с опасностью, благодаря бывающим иногда обвалам.
В системе жанров Верхнего Подонья в настоящее время лидирующее положение занимают разнообразные частушечно-инструментальные формы. Связанно это, на наш взгляд, с процессами усилившегося влияния городской культуры на сельскую среду и с постепенным вытеснением обрядовой музыки распространением местных разновидностей гармоник со второй половины ХIХ века. Наибольшей популярностью пользуется частушечно-инструментальная форма "Матаня". Лексической идентичностью хореографических форм "Матани" выделяется северо-восточная часть Липецкой области.
В территорию Романова Городище входили слободы: Романовская, Елецкая, Хрущёвская, Падовская, Троицкая, Желдатская. Сейчас это поселения Ленино (Романово), Пады, Троицкое, Сырское, Хрущевка, Подгорное, д. Коровино (черта г. Липецка).
Свадебный обряд куста сел Романова Городища является разновидностью южнорусского свадебного ритуала. Элементы традиционной свадебной игры сохранялись до нач. 90-х годов ХХ века, отдельные этапы свадебного ритуала уже постепенно трансформировались, обрели современные формы, а более архаичные ушли из памяти местных жителей. Этот процесс коснулся и общего «сценария» свадебного действа и особенно музыкального наполнения свадьбы. Первый день свадьбы гуляли у невесты, второй у жениха, третий день опохмеляются в обоих домах и катаются по селу. Молодые оставались ночевать у невесты или жених уходил к себе, если они еще не венчались. На второй день жених и его родня приходили отыскивать невесту, ее выкупали и вели в дом жениха.
Самые ранние воспоминания о службе в армии в с. Вислая Поляна относятся к середине XIX. Старожилы вспоминали рассказы своих предков еще о рекрутской службе (сроком 25 лет), о системе отбора на службу путем жеребьевки, а также о том, что в армию вместо себя можно было отправить «наемника», т.е. человека, желающего заменить призывника.
Частушки и страдания занимают одно из центральных мест в традиционной песенно-инструментальной культуре Липецкой области. По сведениям исследователей-фольклористов (В.М. Щуров, Г.Я. Сысоева, Н.Н. Гилярова), в Липецкой области частушечные формы были доминирующим жанром уже в 30-е годы ХХ века, а в последние десятилетия заняли главенствующее положение в местной музыкально-фольклорной традиции. Они исполняются в сопровождении музыкального инструмента – гармоники или балалайки, или «под язык». Наибольшее распространение получили общерусские частушечные формы: «Матаня», «Барыня», «Страдания», «Семеновна». Помимо этих форм встречаются и самобытные, такие как «Разливные страдания» – локальная форма длинных двухстрочных страданий, бытующая в с. Воробьевка Хлевенского района.
Село Гагино Лев-Толстовского района расположено на р. Ягодная Ряса. В 1679 г. владельцем участка земли в восточной стороне Данковского уезда стал князь И.Д. Велико-Гагин. Вскоре он перевел сюда крепостных крестьян из с. Гагина, что около г. Владимира. Новое селение получило название в память о прежнем месте жительства крестьян – Гагино. По сведениям очевидцев, последний раз свадьбу по старинному образцу в с. Гагино «играли» примерно в 2002 году.
Свадьбы в с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области играли в осенний и зимний мясоед. Бо́льшей частью свадьбы играли осенью на Михайлов день (21 ноября) - престольный праздник села. В 2020 г. вышел фильм "Традиционная свадьба с. Гагино Лев-Толстовского района Липецкой области" (реконструкция). В съемках фильма приняли участие жители с. Гагино, работники культуры Лев-толстовского района, фольклорный ансамбль «Воскресение» ОЦКНТ, фольклорной ансамбль «Улица» ЛОКИ им. К.Н. Игумнова.
Музыкальный фольклор Липецкой области представляет собой яркое, самобытное явление в народном музыкальном творчестве Центрального Черноземья. Традиционная крестьянская музыкальная культура, сформировавшаяся на территории верхнего Подонья (ХVII-ХVIII вв.), относится к южнорусскому песенному стилю. «Особенности заселения края обусловили характерный сплав народной культуры: с одной стороны, породили единую региональную традицию верхнего Подонья, а с другой - известную пестроту и многообразие местных песенных систем».
После дня святой Троицы в с. Сырское Липецкого района до начала 70-х годов ХХ века было принято водить русалку. Обряд бытовал в форме шествия по селу или вокруг села ряженых по-чудному, женщин в традиционных романовских костюмах, с характерным переодеванием мужчин в женскую одежду и наоборот – женщин в деда. Шествие сопровождалось игрой на гармошке или "в косу", пением частушек. С 2016 года обрядовое шествие в сел стали возрождать.
Обряд "похороны русалки" бытовал в с. Новое Дубовое Хлевенского района примерно до нач. 70-х годов ХХ века . Это одно из старинных сел в регионе основано в 1661 году группой солдат. В образе русалки в селе Новое Дубовое была кукла - тряпичная или травяная. До середины 50-х годов ХХ века группа детей собирались вместе, куклу-русалку клали на самодельные носилки и относили в ржаной поле. С середины 60-х до нач 70-х гг. ХХ века куклу делали из соломы или свежей травы. Пучок соломы или свежескошенной травы сгибали пополам и скручивали по часовой стрелке, «набирают сноп» и связывали. Затем приделывали голову, связывали лентой, затем этой же лентой связывали туловище и отделяли ноги. Из цветов васильки делали глаза.
В каждом календарном периоде (зимний, весенний, летний и осенний) традиционного календаря восточных славян присутствовали свои мифологические персонажи, которых необходимо было встретить и проводить. Одним из ярких ритуалов осеннего периода является обряд "похороны мушек-блошек" с. Хворостянка Добринского района. Данный обряд привлёк внимание исследователей ещё в XIX веке. В Липецкой области впервые данный обряд был зафиксирован в 2007 г. К.Л. Иващенко в процессе экспедиции. Модель обряда: "в с. Хворостянка Добринского района мушку-блошку хоронили дети в возрасте 11-12 лет. Девочки и мальчики собирались у кого-то в доме, мух собирали в спичечную коробку, брали тыкву, вырезали в ней кружочки по типу человеческого лица, внутрь ставили свечку, привязывали на верёвках по типу кадила и ходили по деревне".